19 апреля, пятница
 
 

Дмитрий Горин, эксперт авиарынка:

Опубликованные Росавиацией чартерные программы стали приятной неожиданностью для участников туристического рынка: в отличие от прошлого года, когда на ряде популярных «пляжных» направлений летали только назначенные перевозчики, сейчас к полетам допущены практически все авиакомпании, запросившие допуски. О том, как это событие отразится на рынке и туристах, рассказывает коммерческий директор компании VIP-сервис Дмитрий Горин.

- Дмитрий, из таблицы чартерных программ следует, что проблем, подобных прошлогодним, на рынке не будет. На самые конфликтные направления - Грецию, Болгарию и Кипр - помимо назначенных перевозчиков допущены, похоже, все, кто запрашивал допуск.

- Действительно, в этом году допуски на этих направлениях получили многие перевозчики. Только на Болгарию будут летать семь авиакомпаний. Позитивный момент состоит в том, что это произошло за две недели до выставок в отличие от прошлого года, когда перевозчики получили допуски в мае. Росавиация выполнила обещание, данное Александром Нерадько Ассоциации туроператоров. Напомню, осенью глава Росавиации пообещал, что летние чартерные программы будут согласованы в феврале. Это очень важно для рынка: туроператоры сейчас заключают контракты на летние перевозки и выйдут на выставки с реальными турпакетами. Ведь не секрет, что зачастую в последнее время на весенних выставках туроператоры продавали авиационный «воздух», из-за чего в сезон были вынуждены заменять авиакомпании, аэропорты и повышать цены.

- Чем вызвано изменение позиции назначенных перевозчиков, которые в прошлом году ограничили полеты других авиакомпаний, и Росавиации, поддержавшей их? И могут ли назначенные перевозчики воспользоваться своим правом вновь?

- В Росавиации не только услышало доводы авиакомпаний и туроператоров, но и проанализировало статистическую информацию, демонстрирующую потенциал направлений, которую собрал и предоставил Ростуризм. Хочется верить, что это - начало демократизации авиаперевозок. Что касается позиции назначенных перевозчиков, то, думаю, полетные программы - результат консультаций и переговоров всех заинтересованных сторон и оценки реальных возможностей направлений. Если бы был очевидный избыток перевозки, Росавиация не дала бы допуски другим авиакомпаниям.

- Но назначенный перевозчик и сейчас вправе не допустить коллег на «свое» направление?

- Межправительственные соглашения никто не отменял. На сегодня их более 120. В них прописано количество рейсов с обеих сторон, правила полетов, ограничения. Есть жесткие соглашения, такие, как, например, по Парижу, куда могут летать только назначенные перевозчики, чартеров туда быть не может. А вот в Турцию и Египет могут летать все, кого допустит Росавиация.

Если внимательно проанализировать программы, видно, что мнения назначенных перевозчиков были учтены. Вот, например, Салоники. С одной стороны, «Аэрофлот» получил допуск на это направление впервые за много лет. Но с другой стороны, он запрашивал 14 рейсов в неделю, а дали ему три. Или Ираклион, куда допуски получили не все, кто запрашивал. Но эти перевозчики полетят в Ханью. На Ларнаку «Трансаэро» получило допуски на большие самолеты. Есть отказы по Тунису. Скорее всего, они как раз мотивированы назначенным перевозчиком. Но очень возможно, что по мере возрождения спроса будет запрошено больше допусков, и программы будут расширены. Эти факты как раз и свидетельствует о регулирующей роли назначенных перевозчиков и о том, что они пришли к компромиссу с коллегами.

- Насколько заявленная перевозка превышает прошлогоднюю?

- Запрошенные объемы превышают прошлогодние в среднем на 40%, а по Греции, например, на все 60%. Понятно, что это не окончательный вариант. Туроператоры запрашивали программы, не зная наверняка, будет ли допущена на направление та или иная авиакомпания. Поэтому было много дублирующих запросов. Сейчас как раз обсуждается создание пулов, подписываются контракты. Наверняка не все туроператоры рискнут взять на себя 100%-ую ответственность по программе. Так что, в конце концов, объемы сократятся, и увеличение по сравнению с прошлым годом составит 30-40%. Окончательный вариант появится в ближайшее время. Он и покажет ожидания операторов.

- То есть рост на выездном рынке составит 30-40%?

- В целом полетные программы соответствуют емкости рынка и учитывают вероятность изменений на том или ином направлении, которые постоянно случаются из-за политических событий, природных явлений, изменений на рынке перевозки.

- Какие тенденции демонстрирует перечень допусков?

- Как и в прежние годы, много рейсов выполняется из «традиционных» городов. Но много программ перепрофилировано в регионы, в города, где могут формироваться собственные программы. «Трансаэро», «Аэрофлот», «Скай экспресс» активны на регион рынках. Эта тенденция наметилась раньше, но кризис помешал авиакомпаниям напрямую летать из регионов. Сейчас роль Москвы как консолидатора начала снижаться. Видно, что существенно усилили позиции Самара, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону: в этих городах и рейсов, и направлений больше.

- Как отразится на ценах присутствие на направлениях многих перевозчиков?

- Прежде всего, определяющим фактором будет стоимость топлива. На сегодня объявленные в январе цены уже скорректированы на 5%. В сезон прогнозируется увеличение на 10-15%. Безусловно, большое число программ на каждом направлении обеспечит баланс цен. Но все-таки в цену «закладывается» очень много факторов - парк самолетов, время вылетов и ряд других. Понятно, что цены у таких компаний, как «Трансаэро», S7, «Аэрофлот» будут выше, чем у чартерных авиакомпаний. но разница, думаю, не превысит 20 евро за билет.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР