28 марта, четверг
 
 

Дмитрий Шевченко о «подводных камнях» летнего туристического сезона-2018

О том, каким может быть этот сезон для туроператоров и турагентов, где у российского туристического рынка «слабые места» и как прогнозировать рост в непростых условиях, а также о том, почему вкладывать в агентскую сеть выгоднее, чем в онлайн, мы беседуем с генеральным директором ICS Travel Group Дмитрием Шевченко.

- Дмитрий, в ходе выездного форума ICS Travel Group для директоров турагентств на Кипре вы оценили сегодняшний рынок, как «перегретый». В чем нынешний сезон поход или непохож на прошлые?

Да, туристический рынок сегодня во многом «перегрет», это вполне точный термин. Во-первых, после успешного сезона 2017 года мы видим на это лето значительное увеличение предложений со стороны ведущих туроператоров. Прежде всего – по таким популярным направлениям как Турция, Тунис и Греция. Наша оценка – законтрактованный объем по Турции у крупных туроператоров превышает прошлогодние показатели более чем в 1,5 раза. При этом важно понимать, что европейские рынки в Турции, несмотря на бодрые рапорты турецких отельеров, не растут так, как им на самом деле хотелось бы. Основные надежды Турции сегодня – только на туристов из России, и привлекать их будут ценой.

В плане контрактинга и перевозки рынок уже «перегрет» не только по Турции, но и по другим массовым направлениям: мы видим это по Италии, Греции, Кипру, Черногории, Хорватии и некоторым иным

При этом рынок в плане контрактинга и перевозки «перегрет» и по другим массовым направлениям: мы видим это по Италии, Греции, Кипру, Черногории, Хорватии и некоторым другим. Причем, в случае этих стран такой «перегрев» рынка идет с двух сторон: как со стороны ведущих туроператоров, многие из которых поставили себе, скорее всего, завышенные планы роста, так и со стороны регулярных авиаперевозчиков, прежде всего «Аэрофлота», S7, лоукостера «Победа» и др., которые заявили необычно большое количество рейсов в ту же южную Европу. Просто в качестве примера: «Аэрофлот» заявил до 35 частот в неделю в Милан.

Вот этот планируемый рост регулярной перевозки на традиционных летних направлениях пляжного отдыха – еще одна важная и характерная особенность сезона 2018 года. Напомню, что в другие годы, когда мы видели «перегрев» рынка предложениями – например, в 2013-м, такой большой доли регулярных рейсов на массовых направлениях даже близко не было. Тогда, в основном, превалировала чартерная перевозка.

- Чем грозит такая ситуация рынку? Что может поменяться по ходу сезона?

-  Во-первых, когда на рынок «давит» одно массовое направление, имеющее серьезные преференции по сравнению с другими по соотношению цены и качества, как Турция в этом сезоне, возможен существенный отток туристов с других направлений. Считаю, есть большая вероятность того, что увеличенные объемы перевозки на ряде европейских направлений летом окажутся избыточными.

Особенно на фоне того, что, с одной стороны, на рынке наблюдается ощутимый рост цен на отели Испании, Греции, Хорватии, Черногории и др. А с другой стороны, доходы населения, в целом, остаются на прежнем уровне, курс валют «скачет», а геополитика, мягко говоря, не радует туристов. Все это в совокупности может привести к «проседанию» спроса на страны Средиземноморья.

Не исключено «горение» туров по европейским направлениям у ведущих игроков, и даже возврат к политике демпинговых войн: если все сойдется вместе - и избыточная перевозка, и ослабленный спрос

И многим туроператорам, вероятно, придется корректировать свои полетные программы по не-турецким направлениям уже в ходе сезона – объединять их или уменьшать объемы. Не исключено «горение» туров по европейским направлениям у ведущих игроков, и даже возврат к политике демпинговых войн: если все сойдется вместе - и избыточная перевозка, и ослабленный спрос, туроператоры будут пытаться продать максимум того, что успели законтрактовать в преддверии сезона.

Регулярная авиаперевозка, которая в этом году, как я уже упомянул, серьезно выросла, будет подвергаться коррекции гораздо сложнее. Уже сейчас непонятно, откуда найдется такое число пассажиров на дополнительные регулярные рейсы на ряде направлений, где места в популярных отелях заранее раскупаются европейскими туристами (Испания, Греция, Италия, Болгария и др.). Таким образом, мы можем увидеть и «горение» билетов по ряду маршрутов этим летом.

И, возвращаясь снова к теме Турции, мы видим, что ведущие игроки существенно нарастили региональные программы. Планируются вылеты из около 40 городов. В условиях того, что в регионах уровень доходов в целом ниже, это тоже может привести к тому, что поток туристов на европейские пляжные направления уменьшится.

- Какие еще факторы, на ваш взгляд, могут повлиять на спрос в выездном туризме в этом году? Как сказывается сегодня на продажах ситуация с нестабильностью курса рубля?

- Отмечу, что в целом на спрос и его структуру по выездным направлениям продолжает влиять сокращение платежеспособного населения после 2014 года. По-прежнему действует запрет на выезд отдельных категорий граждан. Госслужащие, сотрудники силовых структур, которые располагали зарплатами на уровне 80-100 тыс. руб. в месяц, а также члены их семей, сегодня не имеют либо финансовой (упал курс рубля), либо физической возможности (ограничения на выезд) ездить за границу по многим направлениям. У остальной массы населения доходы в пересчете на евро и доллары также упали, и ряд европейских направлений стал менее доступен. Это долгосрочная тенденция, которую надо учитывать при планировании.

Что касается сегодняшней ситуации с валютными курсами, то наблюдается определенный спад в бронированиях. Связано это не столько с самими значениями курса рубля, который, справедливости ради, упал не слишком значительно – не ниже уровня прошлого года, а скорее с особенностями психологии нашего потребителя. В условиях скачков курса и неопределенностью, он предпочитает отложить покупку тура. Главное сейчас – это стабилизация курса на определенном уровне. Туристы, как показывает многолетняя практика, быстро привыкают к новым значениям, и продажи продолжаются. Но в условиях волатильности курса и медийной паники по этому поводу, продажи туров, безусловно, страдают у всех.

Не надо сбрасывать со счетов и возможное «открытие» Египта осенью, что может существенно повлиять на спрос в конце сезона. Он может предложить такие цены, которые оттянут часть туристов со многих других направлений

Кроме того, разумеется, на летний спрос большое влияние будет оказывать и геополитика, опять же, скорее, в медийном разрезе: непроверенная информация о несуществующих опасностях, слухи – все это так и или иначе негативно воздействует на спрос.

Наконец, не надо сбрасывать со счетов и возможное «открытие» Египта осенью, что может существенно повлиять на спрос в конце сезона. Как и Турция, «открытый» Египет в условиях недозагруженности своих отелей может предложить такие цены для российского рынка, которые оттянут часть туристов со многих других направлений.

- В связи с такими оценками ситуации, какой рост продаж в ICS Travel Group ожидается в этом году, и по каким направлениям планируете вырасти больше всего?

- Мы планируем осторожный рост в условиях, когда рынок во многом «ломается» - по вышеперечисленным факторам. В целом по году по компании рост запланирован на уровне 15%. Именно в соответствии с этим планом выстроен контрактинг и договоренности с авиакомпаниями.

Мы не «кладем яйца в одну корзину». Такой рост будет обеспечен не только и не столько массовыми направлениями: мы уже видим хорошее увеличение по Израилю, по Чехии, по Юго-Восточной Азии. Растет также количество бронирований индивидуальных туров и наземного обслуживания.

Мы не «кладем яйца в одну корзину». Такой рост будет обеспечен не только и не столько массовыми направлениями: мы уже видим хорошее увеличение по Израилю, по Чехии, по Юго-Восточной Азии. 

По летнему сезону 2018 года мы уже фиксируем неплохой рост по Италии. Рост был и по Болгарии зимой, но сейчас он притормозился. В целом, по Европе надо подождать, как будут развиваться события: сегодняшняя обстановка с курсом рубля, с осложнением международной обстановки делают рост на этих направлениях плохо предсказуемым даже у крупных игроков.

Так думаю не только я. На нашем форуме вы могли слышать ремарку представителя Кипрской организации по туризму: этот сезон для Кипра будет сложнее, чем прошлый в отношении роста турпотока из России.

- В сложившихся непростых условиях ICS Travel Group  делает принципиальную ставку на агентские продажи. В то же время видим, что некоторые другие игроки пытаются развивать альтернативные каналы. В чем вы видите неоспоримые долговременные преимущества турагентств как канала продаж?

- Действительно, некоторые игроки туроператорского рынка сегодня наращивают прямые продажи – как с сайтов, так и все больше с помощью аффилированных компаний онлайн-продаж туров в B2C-сегменте. Для нас эта модель является нерабочей, и вот почему.

Во-первых, чтобы действовать таким образом, надо вложить «вдолгую» очень много ресурсов в создание и раскрутку квазинезависимых онлайн-площадок, иметь долговременную стратегию на наращивания прямого клиента. Это могут делать только очень крупные операторы полного цикла со своими авиакомпаниями.

Во-вторых, так могут делать только те игроки, которые полагают, что они не сильно зависят от агентской среды. В нашем случае это не так. Мы на 98% зависим от продаж агентов, и для нас разумно и естественно вкладываться именно в их развитие. Наши технологии ориентированы на агентов в первую очередь, мы много инвестируем в обучение. Нас в прямом смысле слова не будет без агентов, мы рассчитываем только на них и вкладываемся в них – в том числе и в смысле комиссионного вознаграждения.

Нас в прямом смысле слова не будет без агентов, мы рассчитываем только на них и вкладываемся в них – и в плане обучения, и в плане технологий, и в плане комиссионного вознаграждения

В-третьих, агентский рынок тоже серьезно поменялся. Мы видим, что за последние годы он во многом естественным образом «очистился», стал профессиональнее и, что важно, технологичнее. Это канал, который можно и нужно развивать – отдача от него для нас очевидна.

Еще один тренд – у оставшихся на рынке агентств и сетей стало больше «якорных» клиентов, которые вряд ли уйдут в онлайн. Наконец, и мы об этом уже говорили, для нас естественно рассчитывать на рост в сегменте дорогих туров по немассовым направлениям – а этот клиент в массе своей в России тоже не «онлайновый», он идет к агенту, где важна профессиональная консультация. Попытки работать с luxuryв онлайне вряд ли будут иметь успех.

- И последний вопрос. Недавно АТОР и Фонд «Сколково» открыли прием заявок на всероссийский конкурс IT-решений для туриндустрии. Вы являетесь держателем номинации «Лучшее IT-решение: системы бронирования туров и туристических услуг». Чего вы ждете от конкурса и какие проекты было бы вам интересно видеть самому?

- Отмечу, что старт этого конкурса – это прорыв. Прорыв и в том смысле, что это первый в стране масштабный конкурс в сфере туризма на столь эффективной и уже апробированной площадке, и в том, что первый проект с действительно детально проработанной концепцией оценки инвестиционной привлекательности. И, конечно, с серьезными, а не «бумажными» наградами для победителей. То, что АТОР инициировала этот проект с такого уровня партнером – очень важно для отрасли. 

Мы впервые получаем возможность реально продвинуть в российском турбизнесе идеи и решения, которые сейчас неизвестны, не оценены, но вполне возможно, могли бы кардинально изменить ландшафт туристической отрасли

Я жду, как и другие кураторы, всего, что попадает под условия номинации. Если говорить навскидку – было бы интересно посмотреть на проекты новых онлайн-сервисов для агентств, проектов онлайн-агрегаторов туруслуг. Очень бы хотелось новых проектов, связанных с динамическим пакетированием – пока что их на рынке немного.

Почему конкурс важен для турбизнеса? Потому что мы впервые получаем возможность не только ознакомиться, но и реально продвинуть в российском турбизнесе идеи и решения, которые сейчас неизвестны, не оценены, но вполне возможно, могли бы кардинально изменить ландшафт туристической отрасли. Все мы ждем именно таких прорывных решений, и я уверен, что заявки у нас будут.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на нашу страничку в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР