28 марта, четверг
 
 

Страховщики стали относиться к операторам с пристрастием

После введения нового механизма расчета фингарантий страховщики стали более внимательно изучать работу туроператоров, считает представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Галина Гуляева.

До 4 июля все туроператоры с годовым оборотом более 250 млн рублей должны иметь фингарантии в размере, составляющем 12% от суммы реализованного турпродукта за год. В том случае, если документы не будут предоставлены в Ростуризм к этому сроку, ведомство вправе в течение 15 дней исключить компанию из Единого реестра туроператоров.

Как рассказала в ходе прошедшей в Москве пресс-конференции руководитель правового департамента Ростуризма Изо Арахамия, изменения коснулись в основном крупных туроператоров. Сейчас в реестре 43 таких компаний. При этом увеличить размер фингарантии на серьезную сумму должны только 13 игроков рынка.

С увеличением количества банкротств возросло и внимание страховщиков к туррынку. Как рассказала Галина Гуляева, страховые компании стали более внимательно изучать финансовые документы туроператоров, их кредитную историю, руководителей, репутацию, отзывы о компаниях в интернете, а иногда даже выезжать в офис турфирм. «Для страховщиков не стало сюрпризом увеличение страховых сумм у ряда туроператоров. Многие страховщики в рабочем порядке заключают дополнительные соглашения, учитывая собственные активы, адекватность оценки своего финансового положения. Однако туроператоры, которым нужно увеличить размер страхового обеспечения до 500 млн руб. и более, сталкиваются с трудностями, в связи с тем, что принимая такие риски, страховщики, как правило, перестраховывают их», - пояснила Галина Гуляева.

По ее словам, такой вид страхования не типичен для западных компаний. «Поэтому весь объем страхования и перестрахования ложится на российские компании», - отметила представитель ВСС. По ее словам, сейчас в нашей стране с турбизнесом работает около 60 страховщиков. «Среди них есть и крупные компании, которые как увеличивают собственные удержания, так и используют механизмы перестрахования. В принципе, если туроператору нужно увеличить размер гарантии до 200-250 млн рублей – это решаемо. Если сумма обеспечения составляет около 1 млрд и больше, то это более сложный случай и нужно использовать и банковскую гарантию», - заявила Галина Гуляева. Помимо этого, туроператоры могут заключать как договоры сострахования (один договор с несколькими страховщиками), так и несколько отдельных договоров с разными страховыми, разбивая сумму обеспечения на несколько частей. В этом случае порядок обращения туриста за компенсацией будет устанавливаться договором со страховщиком.

По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, вопросы поиска страховщиков возникли у небольшого количества компаний. «Это те компании, которые заточены на работу на рынке и не планирующие закрываться. На сегодняшний день ситуацию уже можно назвать понятной, но еще неделю назад такой ясности не было», - сообщила Майя Ломидзе.

Она также отметила, что с увеличением финансового обеспечения выросли и тарифы страховщиков. Так, если раньше средней стоимостью для рынка были 0,3-0,9% от суммы финобеспечения, то теперь тарифы у некоторых страховых компаний доходят до 3%. Тарифы по перестрахованию, по словам Галины Гуляевой, варьируются от 0,3% до 0,7%. Тем не менее, несмотря на рост тарифов, прогнозы по переходу операторов на банковские гарантии не оправдываются: такой вид обеспечения выбрали 1% туроператоров, значащихся в реестре Ростуризма. «За время изменения метода исчисления суммы финансового обеспечения к нам не поступало ни одного договора по банковской гарантии», - рассказала Изо Арахамия.

Несмотря на увеличение финансового бремени, эксперты не ожидают существенного роста цен на туры. «Увеличение финансового бремени всегда закладывается в стоимость путевки, но это делается с учетом спроса рынка, конъюнктуры, - отметила Майя Ломидзе. - Поэтому мы считаем, что повышение цен будет незначительным. Наши аналитики проводили подсчеты для оператора с условным размером фингарантии 800 млн рублей. В результате надбавка к цене каждого тура такой компании составит около пяти евро».
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР