19 апреля, пятница
 
 

Страховщики оценили ситуацию на туристическом рынке

По итогам 2015 года сокращение выездного турпотока составило, по разным оценкам, на 25-30%. «Вестник АТОР» опросил страховые компании о спросе на страховые полисы для выезжающих за рубеж, а также общих тенденциях потребительского спроса при покупке туристских страховок в этом году.

Меньше страховок – больше доходов

Как и туроператоры, страховщики констатируют снижение выездного турпотока в 2015 году и в первые месяцы текущего года. По оценкам страховых компаний, снижение количества клиентов составило до 40%.

«В 1 квартале 2016 года мы продолжаем наблюдать тенденцию снижения числа клиентов по страхованию выезжающих за рубеж, что связано со снижением турпотока в целом. Так, количество застрахованных при поездках в страны Шенгена, одного из самых популярных направлений, сократилось на 22% относительно аналогичного показателя 2015 года. Если говорить про 2015 год, то основное снижение наблюдалось в сегменте организованных турпоездок – 28% против 14% в сегменте индивидуальных туристов, купивших полис через интернет. На 12% снизилось количество страховок в Турцию и Болгарию, спрос на Израиль упал на 38%, на Индонезию – на 28%», – рассказала директор департамент комплексного страхования путешественников «Либерти Страхование» Ольга Замаруева.

По данным Михаила Челпанова, директора департамента страхования в туристической индустрии страховой компании «Согласие», общее количество обращений от туристов по оформлению страховок для выезжающих за рубеж сократилось на 35-40%.

Исполнительный директор АО «ЕРВ Туристическое Страхование» Юля Алчеева сообщила, что в 2015 году компания застраховала на 32% меньше выезжающих за рубеж, чем годом ранее. «Прогноз на 2016: если не откроют Египет, то еще уйдем в минус, и нарастающим итогом получим минус 40-50%. Если откроют – то будет позитивнее», – рассуждает эксперт.

В компании «СОГАЗ» также констатируют сокращение количества проданных полисов. «В целом, в 2015 году в результате существенного снижения объемов выездного туризма количество выезжающих за рубеж, застрахованных СОГАЗом, снизилось примерно на 30%. Количество заключенных российскими страховщиками договоров страхования выезжающих за рубеж в 2015 году упало, по разным данным, на 30–40%. В том числе из-за «закрытия» Турции и Египта, хотя это, конечно, не единственная причина, если учесть рост стоимости турпутевок», – говорит заместитель начальника Управления продаж личного страхования АО «СОГАЗ» Марианна Сальникова.

Цены на полисы выросли вслед за долларом и евро

В СОГАЗЕ отмечают, однако, что на фоне снижения количества застрахованных сборы увеличились. «За 2015 год сборы выросли на 26% – до 205 млн рублей (по МСФО). В большинстве случаев полисы страхования номинированы в долларах или евро. Из-за существенного падения курса национальной валюты объем премии в рублях увеличился», – сообщила г-жа Сальникова.

Тенденция к снижению количества проданных страховок на фоне роста объема сборов характерна для большинства страховых компаний. «Так как страховщики заключат договоры страхования (полисы), определяющие порядок возмещения расходов, производимых за рубежом, то и лимит ответственности страховщика и размер страховой премии рассчитывает в валютном эквиваленте по курсу рубля РФ», – поясняет Юлия Алчеева.

Немаловажен и тот факт, что был принят ФЗ 155, который обязывает всех выезжающих за рубеж страховаться минимум на 2 млн. руб. (по сегодняшнему курсу порядка 30 тыс. евро). В Росгосстрахе отмечают, что после вступления в силу закона о необходимости страхования для поездок за рубеж и введении минимальной страховой суммы 2 млн. рублей с конца декабря 2015 года рост продаж составил около 25%.

По оценкам «Либерти Страхование», в 1 квартале 2016 года относительно 1 квартала 2015 года средняя цена полиса в страны Европы увеличилась примерно на 15%, в Юго-Восточную Азию на срок выше 30 дней – на 40%, полис «Весь мир» подорожал на 8%.

Базовые тарифы у страховщиков не изменились, но на цену влияют и другие факторы. В Росгосстрахе стоимость медицинского полиса в некоторых случаях выросла за счет того, что застрахованные стали приобретать дополнительное покрытие на случай хронических заболеваний и употребления алкоголя в поездке, поскольку для обычного полиса эти условия являются исключением. «Ожидать падения стоимости полиса страхования выезжающих за рубеж не стоит в силу постоянной стоимости медицинских услуг за рубежом, а любое удешевление автоматически означает падение качества защиты и ее надежности», – считает руководитель департамента страхования выезжающих за рубеж ПАО «Росгосстрах» Маргарита Мармер.

Куда поедут туристы в 2016 году

Те, кто не поехал в Турцию, а также в закрытый пока для российских туристов Египет, зимой выбирали, в основном, Таиланд и другие Юго-Восточные страны, а летом направятся на Черное море, констатируют страховщики.

В компании «Согласие» увеличился спрос на страховые полисы по таким направлениям, как Греция, Болгария, Абхазия, Россия.

«Мы видим рост на Израильском направлении, в Таиланд, в ОАЭ. Возможно, это перераспределение туристов, не выехавших в Египет. Очевидного роста количества обращений из других направлений не наблюдается. В целом на летний сезон с большой долей уверенности можно прогнозировать значительное увеличение обращений в связи с ростом выезда в Белоруссию, Абхазию, Грузию, Армению, и, в первую очередь, путешествующих по России», – говорят в «Росгосстрахе».

В «Либерти Страхование» отмечают рост на 13% онлайн-покупок полисов в Таиланд и Юго-Восточную Азию. Количество полисов в США выросло на 7%. «Мы также наблюдаем увеличение турпотока в Крым, Абхазию и Краснодарский край», – говорит Ольга Замаруева.

В «ЕРВ» в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло количество застрахованных по России на 40%. Соответственно, увеличилось и количество обращений, и эта тенденция сохранится именно с положительной динамикой роста, считают в компании. Что касается альтернативных Египту направлений на 2016 год, туристы обратили внимание на Таиланд, Индию, Вьетнам, ОАЭ и Карибы. «По всем показателям лидирует Таиланд, как по количеству застрахованных, так и по количеству обратившихся. При этом в Таиланде за медицинской помощью люди обращаются в 1,5 раза чаще, чем в Египте – сказывается особенная эндемическая обстановка. Снижение количества обращений связано только с сокращением количества застрахованных, но средняя частота – величина практически постоянная, то есть, в среднем каждый 70-й турист обращается за медицинской или медико-транспортной помощью», – поясняет Юлия Алчеева.

В Турцию россияне едут без туроператоров

Напряжения в политических отношения с Турцией вылились в запрет российским туроператорам ставить в Турцию чартерные рейсы, продавать туры в эту страну и промотировать ее на нашем туристическом рынке. При этом авиакомпании продолжают выполнять рейсы между Россией и Турцией. Это означает, что посещение россиянами этой страны летом теоретически возможно.

Страховщики подтверждают – россияне посещают Турцию с туристическими целями и покупают соответствующие страховые полисы. «В 1 квартале 2016 года количество застрахованных составило менее 1% от общего числа клиентов по страхованию выезжающих за рубеж. Это клиенты, совершающие самостоятельные поездки», – говорит Ольга Замаруева.

Наличие обращений подтверждают и в других компаниях. Турция остается в ассортименте всех опрошенных страховщиков, а цены на полисы для путешествия в эту страну не изменились.

О тенденциях и перспективах

Общие тенденции рынка страхования выезжающих за рубеж практически не отличаются от тех, которые наблюдаются на туроператорском рынке. За исключением того, что законодательные новшества, обязывающие всех выезжающих за границу покупать страховку с покрытием расходом на сумму не менее 2 млн рублей, положительно отразились на показателях работы страховщиков.

Глубина продаж, как констатируют страховщики, сократилась. «Те туристы, которые все-таки планируют поездки за рубеж, ждут до последнего дня, пытаясь выиграть на колебаниях курса валют», – поясняет Михаил Челпанов из СК «Согласие».

Трагические происшествия с авиалайнерами, произошедшие в последнее время, а также серия террористических атак в Париже и Брюсселе, заставили туристов задуматься о собственной безопасности и сохранности имущества. «Мы фиксируем увеличение продаж, например, дополнительных рисков по страхованию от несчастного случая, багажа, отмены поездки. Эти риски стали более востребованными – люди с ухудшением финансовых условий стали более ответственно подходить к защите собственного бюджета от дополнительных финансовых проблем», – говорит представитель «Росгосстраха». В компании отмечают 15% рост продаж полисов с дополнительными рисками для занятий спортом, для людей с хроническими заболеваниями. Хорошим спросом пользуется продукт для страхования путешествующих беременных.

В «ЕРВ» фиксируют тенденцию к увеличению по инициативе туристов суммы страхового покрытия – установленный законом лимит в два миллиона рублей воспринимается именно как минимальный. Тенденция по выбору бόльших страховых сумм наблюдается при запросе страховок в Юго-Восточную Азию и страны Карибского бассейна чаще, чем в Европу. «После известных событий вырос спрос на страхование жизни от несчастного случая, например. Плюс по-прежнему интересна опция по страхованию багажа и риска невыезда – все же, средняя стоимость поездки выросла в два раза, и ее более ощутима для бюджета среднестатистического туриста», – рассказывает Юлия Алчеева.

Аналогичные тенденции наблюдают в «Либерти Страхование». По словам Ольги Замаруевой, многие включают в полис «активный отдых», «несчастный случай» и т.д. Если говорить о турпутевках, популярностью пользуется опция страхования от отмены или прерывания поездок.

Наконец, еще одна общая для туристического и страхового рынков тенденция – переориентация туристов с зарубежных на российские направления. И несмотря на то, что путешествующим по России страховать свои медицинские расходы необязательно, в страховых компаниях отмечают большие темпы роста страхования путешествующих в сегменте внутреннего туризма. При этом, по словам Юлии Алчеевой, вопросами страхования интересуются как организованные туристы, так и индивидуальные.

Страховщики активно подстраиваются под тенденции потребительского поведения. Так, например, в «ЕРВ» для таких категорий туристов разработало и активно предлагает две программы «Путешествуй по России!» со страховой суммой в 1 млн. руб., и «Путешествуй по России и СНГ!» на сумму в 2 млн. руб. Как поясняют в компании, полис для путешествий по России и СНГ является жизненно необходимым дополнением к ОМС, поскольку ОМС не предусматривает медицинскую транспортировку из места отдыха домой, тем более – транспортировку не медицинского характера (например, турист пропустил свой рейс по причине госпитализации), и тем более не включает посмертную репатриацию.

«В тех регионах, где развита коммерческая медицина, в Сочи, к примеру, наши застрахованные могут, как и за рубежом, получить такую услугу, как «врач в отель». Ведь не секрет, что ОМС и участковые врачи не рассчитаны на туристический объем приезжающих в конкретное место отдыха граждан. Эта работа продолжается и в Крыму, там открывается все больше коммерческих медицинских центров. Та же Абхазия с этого сезона настроена серьезно принимать наших граждан только по страховым полисам», – рассказывает Юлия Алчеева.

Страховая компания «Либерти Страхование» предложила клиентам выгодные тарифы на страхование путешествий по России и СНГ. «Набор рисков в продуктах тот же, что и при страховании поездок за рубеж, при этом каждый клиент может самостоятельно сформировать свой пакет из необходимых дополнительных рисков. Также мы предлагаем клиентам бюджетные варианты страхования – например, страховой полис «эконом». При этом такой вариант достаточен для оформления визы. Путешественникам в Юго-Восточную Азию мы предложили специальный продукт – страхование поездок до 30 дней по сниженным тарифам. Также мы понизили тарифы на наиболее востребованные дополнительные опции – отмена поездки и несчастный случай», – рассказывает Ольга Замаруева.

Оценивая перспективы наступающего сезона, страховщики, несмотря на отсутствие Турции и Египта, делают оптимистичные прогнозы. «Кризисные явления происходят не только в экономике Росси, но и в других странах, в том числе – обладающих туристическими ресурсами, которые необходимо задействовать. Поэтому будут появляться приемлемые по ценам для наших туристов направления, которые будут получать определенные потоки российских туристов в случае обеспечения безопасности и приемлемого уровня отдыха», – считает Маргарита Мармер.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР