16 апреля, вторник
 
 

Возвращать деньги за авиабилет будут турагентства

Похоже, теперь турагентствам придется расплачиваться за нерешительность туристов. Еще не вступившие в законную силу, но уже зарегистрированные в Минюсте новые Федеральные авиационные правила уже вызывают дискуссии в туристических кругах. Дело в том, что, согласно новым Авиационным правилам, если пассажир решил отказаться от билета на чартерный рейс, деньги ему должна вернуть организация, которая продала билет, а не перевозчик. Тем не менее, теперь агенты имеют законное основание взимания собственной комиссии, что раньше не регламентировалось никакими правилами.

Кроме того уточнения и изменения внесены в положения, касающиеся бронирования, оплаты, оформления перевозки пассажира, багажа и груза, регистрации пассажиров и оформления багажа, перевозки отдельных категорий пассажиров, перевозки багажа, хранения и розыска зарегистрированного багажа, выдачи груза, возврата денежных сумм, уплаченных за перевозку. Предполагается, что новая редакция правил будет опубликована до конца декабря 2010 года. Документ был зарегистрирован в Минюсте 14 декабря 2010 года.

Меньше всего повезло агентам, которые вместо авиакомпании теперь будут возвращать деньги, отказавшимся от полета пассажирам. «Возврат пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», - отмечается в пункте 240 новых Правил. Таким образом, если деньги за авиабилет в комплексе с остальными компонентами путевки туристом передавались турагенту, то и возвращать их должен будет турагент. Возможно, далее турагенту лишь придется пытаться вернуть деньги с помощью регрессных исков. Тем не менее, новость уже вызвала массу откликов на туристических форумах, однако вопрос правоприменения новеллы пока не ясен никому. Очевидно, чтобы понять, каким образом нормы применять, нужно начать это делать.

Есть, однако, и хорошие новости: за оказание уполномоченным агентом пассажиру услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом может взиматься дополнительная плата (п.30). «Фактически Минтранс и Минюст узаконили сборы, которые берут агенты за свои услуги. Теперь они нормативно прописаны. Это очень положительная новость для турагентов, авиаперевозчиков и туроператоров», - считает руководитель комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин.

Наибольшие изменения, однако, коснулись вопроса возврата билета. Во-первых, новые правила (п.41) отменяют возможность взимания каких либо платежей в случае вынужденного изменения пассажиром условий договора перевозки: вследствие отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и в дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов и т.д. Напомним, ранее провозная плата определялась на основании тарифов, действовавших на дату перевозки, предусмотренную первоначальным договором воздушной перевозки пассажира.

Во-вторых, особым изменениям подверглась статья, касающаяся возврата сумм, уплаченных пассажиром за перевозку. Так, ранее в случае добровольного отказа от перевозки пассажир мог получить полную стоимость билета, уведомив перевозчика за 24 часа до отправления рейса, либо не менее 75% суммы при уведомлении перевозчика меньше, чем за сутки. Сейчас п. 235 содержит лишь отсылочную норму: возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155, с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39. Таким образом, пассажиру возвращается тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки. Есть, однако, и исключения: пассажиру не возвращаются сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются, а также взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа. При этом, если пассажир передумал лететь в срок менее 24 часов, он должен оплатить сбор, размер которого устанавливает перевозчик, дифференцировано, в зависимости от применяемого тарифа. «Эти изменения и дополнения, скорее всего, в ближайшее время приведут к законодательной корректировке правил возврата авиабилета по договору авиаперевозки в случае отказа от перевозки», - уверен Дмитрий Горин.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР