28 марта, четверг
 
 

«Пулково» и «Россия» ищут выход из ситуации

На туристическом рынке обеспокоены финансовым спором, который возник между петербургским аэропортом «Пулково» и авиакомпанией «Россия».  Базовому перевозчику пригрозили приостановкой обслуживания. Впрочем, эксперты надеются, что дело до этого не дойдет.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

С 1 августа 2019 года управляющая компания аэропорта Пулково ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) изменила условия оплаты перевозчиками оказанных услуг. Все перевозчики переведены на систему предоплаты услуг, а возможность постоплаты получили только авиакомпании с пассажиропотоком не менее 480 тыс. человек в год и рост пассажиропотока которых составляет не менее 10% в год. В случае, если образуется долг, оператор заявляет о праве приостановить обслуживание рейсов перевозчика.

Как считают в ВВСС, «авансовая схема оплаты позволяет минимизировать обоюдные коммерческие риски и риски для пассажиров, в том числе риск приостановки обслуживания рейса авиакомпании». Кроме того, оператор утверждает, что «система предоплаты исключает риск нарушения валютного законодательства».

По данным авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), уведомление о возможном прекращении обслуживания рейсов руководство ВВСС прислало в письменной форме 8 августа. В этом письме оператор сообщил перевозчику о том, что у него якобы имеется просроченная задолженность в размере 123 млн р. Хотя в июле аэропорт ни о какой задолженности своего базового перевозчика, на которого приходится почти 30% пассажиропотока, не информировал. Как подчеркивают представители «России», до этой ситуации авиакомпания не допускала просрочек платежей и выполняла все условия договора.

 Согласно информации перевозчика, «после тщательного расследования авиакомпанией причин появления этой задолженности» выяснилось, что «аэропорт в одностороннем порядке» изменил финансовые параметры обслуживания рейсов и потребовал предоплату.

Как говорится в комментариях «России», подобными действиями менеджмент оператора аэропорта «Пулково» «нивелирует усилия прошлых лет», которые «были предприняты совместно с базовым перевозчиком по развитию маршрутной сети и увеличению пассажиропотока» из Санкт-Петербурга.

БОЛЕЗНЬ РОСТА

По мнению экспертов, ситуации, когда у аэропортов возникают экономические спросы с авиакомпаниями по поводу платы на обслуживание, встречаются регулярно. Особенно такая практика «экономического давления» на перевозчиков свойственна новым аэропортам.

«Инвесторы, которые вложили миллиарды своих и кредитных средств в строительство воздушной гавани, конечно, хотят как можно быстрее окупить свои средства. Эта такая «болезнь роста». Но со временем все вопросы ценовой политики с перевозчиками решаются, ведь если не будет авиакомпаний, не будет и доходов. Все стороны заинтересованы в том, чтобы пассажиропоток рос, и открывались новые маршруты»,- говорит один из экспертов в авиаотрасли.

БАЗОВОГО ПЕРЕВОЗЧИКА БЫСТРО НЕ ЗАМЕНИТЬ

По мнению наблюдателей, вряд ли ситуация в Санкт-Петербурге примет «крайний оборот». Во-первых, заменить «Россию» в «Пулково» кем-то из конкурентов, да еще быстро, невозможно. «Россия» летает по 43 направлениям из Санкт-Петербурга, из которых 20 являются международными. Среди направлений есть и довольно сложные с точки зрения продаж и заполняемости, например, Санкт-Петербург - Лондон.

Во-вторых, конфликт с «Россией» ударит по деловой репутации «Пулково», чего сейчас допустить нельзя. Аэропорт борется за «пятую» свободу воздуха и «лишние вопросы регуляторов» ему не нужны.

В-третьих, «Россия» выполняет не только регулярные рейсы, но и большие объемы туристической перевозки в сотрудничестве с такими ведущими туроператорами как «Библио-Глобус» и «Интурист». Так что в случае приостановки полетов возможен конфликт интересов и с турбизнесом.

НАДЕЖДА НА РАЗУМНЫЙ ИСХОД

Как отмечают эксперты, сумма в 123 млн р., которую якобы «Россия» задолжала «Пулково», по меркам отрасли далека от «критической», так что говорить о каких-то финансовых проблемах перевозчика нет никаких причин.   В качестве примера наблюдатели приводят авиакомпанию «Ютэйр», которая задолжала банкам, аэропортам и другим поставщикам около 78 млрд рублей, но продолжает свою летную деятельность.

По мнению наблюдателей, аэропорту и авиакомпании все-таки удастся урегулировать спор, и до приостановки полетов дело не дойдет. Это не выгодно ни одной из сторон.

В настоящее время «Пулково» и «Россия» обсуждают выход из ситуации. По сообщению перевозчика, «менеджмент и юридическая служба авиакомпании «Россия» продолжит предпринимать все доступные законом действия».  В «Пулково» сообщили, что «на сегодняшний день решения о приостановке обслуживания рейсов авиакомпании «Россия» ВВСС не принимали».

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР