С 2021 года доля международных операторов в российском гостиничном секторе сократилась более чем вдвое. Ранее удовлетворявшиеся поглощением иностранных брендов гостиничные операторы взялись за активное строительство. Изучили тенденции рынка гостеприимства.
Гостиничный рынок в России за последние годы перетерпел системные изменения: поменялись как расстановка сил с точки зрения управления, так и подход к пополнению номерного фонда у крупнейших игроков.
Что изменилось на российском гостиничном рынке за пять лет
Доминирующее положение на рынке (около 70%) занимали и занимают сетевые управляющие компании. Остальная часть, соответственно, – это независимые отели.
Но в 2021 году 44% российского гостиничного рынка (43,9 тыс. номеров) контролировалось крупными международными игроками, на российские сети приходилось еще 26% (39,5 тыс. номеров).
Сегодня ситуация выглядит совершенно иначе: на российские УК приходится уже 48% рынка, а на зарубежные – только 19%.
Такими данными в ходе Дня инвестора: «Туризм 2.0: от слов к делу!», который организовала корпорация «Туризм.РФ», поделилась региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF GROUP Ольга Широкова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В России построят новый огромный курорт почти за 100 млрд рублей
ТОП-60 отелей Турции с подогреваемыми бассейнами на осень и зиму
Около 100 тыс. номеров под управлением российских игроков
На российском гостиничном рынке активно работают около 15 ключевых российских гостиничных операторов. Среди них – члены и ассоциированные партнеры АТОР: Mantera, «Васта отель менеджмент», Cosmos Hotel group и Alean Collection.
Лидером по количеству отелей в управлении является Azimut Hotels. В списке крупнейших управляющих компаний также значатся ZONT Hotel Group, Miracleon, «Сафмар», VALO Hospitality и другие.
Ольга Широкова подчеркнула, что отечественные операторы и управляющие компании достигли знакового рубежа:
«Сегодня уже почти 100 тыс. номеров находятся под управлением российских операторов и управляющих компаний. Из этого номерного фонда 38 тыс. номеров – это прирост, который произошел за период с 2023 года по октябрь 2025 года», – рассказала она.
Среди международных игроков, которые сохраняют свое присутствие, наибольшая доля отелей находится под управлением Accor (35%). Почти столько же – у Raddison Hotel Group (32%). За ними следуют Hilton Worlwide (15%). Менее крупные доли занимают Domina (4%) и Lotte Hotels&Resorts (3%).
Смена вектора: от поглощения к строительству
NF GROUP обращает внимание, что возможность пополнения российскими компаниями номерного фонда за счет сделок по слиянию почти исчерпана: теперь отели приходится строить, а не просто покупать.
Если в 2023 году львиная доля прироста в фонде отечественных управляющих компаний была обеспечена за счет перехода уже функционирующих объектов от международных компаний (16,4 тыс. объектов против 6,4 тыс. новых), то за 10 месяцев 2025 года ситуация кардинально изменилась.
В этом году отельный фонд отечественных операторов пополнился преимущественно за счет открытия новых объектов (5,5 тыс.). При этом в управление перешли всего 2,9 тыс. существующих объектов. Всего за десять месяцев 2025 года объем вложений в гостиничную отрасль увеличился на 249%.
Этот инвестиционный прилив уже конвертировался в реальные активы – в эксплуатацию введено около 8,5 тыс. новых гостиничных номеров.
Иностранные бренды продолжают выходить на рынок РФ
Российский рынок остается привлекательным для точечной экспансии международных гостиничных операторов: за 2023-2025 годы они ввели в эксплуатацию около 1,5 тыс. новых номеров и до 2030 года планируют ввести еще порядка 3 тыс.
Согласно данным NF GROUP, наиболее амбициозные планы по открытию новых объектов в России – у итальянского оператора Domina (на его долю приходится 34% из заявленных 3 тыс. новых номеров). Компания планирует строительство четырехзвездочного отеля в Анапе, который станет частью масштабного курортно-гостиничного кластера «Лучи».
Особого внимания заслуживает выход на российский рынок нового игрока: тайского оператора Dusit Hotels&Resorts. По информации в СМИ, компания готовится открыть свой первый отель в России уже в 2026 году – пятизвездочный Dusit Thani & SPA Anapa Miracleon 5*.
Свои номерные фонды также намерены расширить такие международные бренды, как Rotana (отели откроются в Сочи), River Rock Hotels&Resorts (в поселке Домбай в Карачаево-Черкессии) и Raddison Hotel Group (Сочи).
Марина Первухина
Фото: предоставлены пресс-службой Группы Мантера