Как и на чем россияне ездят за рубеж. Часть 4: за границу на поезде

У России существует пассажирское железнодорожное сообщение только с 7 зарубежными странами, но выезды за границу на поездах пограничники фиксируют в 11. Настоящий лидер – Белоруссия – в пограничной статистике не учитывается. А в формально лидирующую по «выездам» Литву туристов на поездах ездит даже меньше, чем в КНДР. Разбирались со статистикой и реальностью. 

Железнодорожный транспорт, судя по российской пограничной статистике – лишь четвертый по популярности способ у россиян выехать за границу, а водный – пятый (см. точную разбивку вот здесь). 

Так, за годовой период авиационным транспортом за рубеж, судя по статистике ФСБ РФ, россияне выезжали более 18 млн раз, на автомобильном транспорте – 8,7 млн, а пешком пересекали границу чуть менее 2,4 млн. 

За тот же период железной дорогой для выезда в зарубежные страны граждане РФ воспользовались лишь 0,74 млн раз (в 24 раза реже, чем самолетом), а водным транспортом – 0,31 млн (в 57 раз реже). 

В Таблице 1 ниже указаны данные Погранслужбы ФСБ по 11 странам, куда россияне выезжают поездами. Мы поговорим о них дальше, но сразу заметим – в списке пограничников настоящего лидера нет – а это, как и в случае с автомобильными выездами за рубеж – Белоруссия.

Исходя из опубликованных данных РЖД, за год между Россией и Белоруссией (туда и обратно) перевозится около 3,2 млн пассажиров. Мы не знаем точного деления этих пассажиров по гражданству, но оценочно можно предполагать, что железнодорожным транспортом в Белоруссию выезжает не менее 1 млн россиян. Поездов (включая «Ласточки») в Белоруссию очень много, список вот тут

Большинство выезжающих на поездах в Белоруссию россиян – это туристы. Поэтому именно Белоруссия (она в статистике Погранслужбы ФСБ не учитывается из-за отсутствия погранконтроля) – и есть по настоящему самая популярная страна у российских туристов, которые едут за рубеж на поездах. Как и у автомобилистов

Таблица 1. Количество выездов россиян за рубеж железнодорожным транспортом (все цели визита, не только туризм) за июль 2024 – июнь 2025 года (годовой период)

Страна выезда

II полугодие 2024 года, количество поездок ж/д транспортом

I полугодие 2025 года, количество поездок ж/д транспортом

Годовой период

Литва

123 583

110 700

234 283

Казахстан

125 014

106 866

231 880

Абхазия

156 235

82 902

239 137

Китай

12 238

12 581

24 819

Азербайджан

2 349

1 650

3 999

Северная Корея

1 216

1 617

2 833

Монголия

4 844

1 122

5 966

Финляндия

848

1 006

1 854

Латвия

1 143

998

2 141

Польша

238

144

382

Эстония

73

85

158

Итого

427 781

319 671

747 452

Данные: Аналитическая служба АТОР на основе данных Пограничной службы ФСБ 

По данным Пограничной службы ФСБ, количество выездов железнодорожным транспортом за границу (без Белоруссии) выросло в I полугодии 2025 года на 18,8% в годовом выражении – см. Таблицу 2 ниже. 

Плюсовую динамику продемонстрировали Абхазия, Литва, Казахстан, КНДР, Китай и Финляндия. Все остальные направления из списка – в минусе.

Таблица 2. Количество и динамика выездов россиян за рубеж железнодорожным транспортом (все цели визита) в первых полугодиях 2024 и 2025 годов

Страна выезда

I полугодие 2024 года, количество поездок ж/д транспортом

I полугодие 2025 года, количество поездок ж/д транспортом

Динамика за год, %

Литва

93 588

110 700

+18,3%

Казахстан

97 177

106 866

+10%

Абхазия

56 192

82 902

+47,5%

Китай

12 156

12 581

+3,5%

Азербайджан

2 558

1 650

-35,5%

Северная Корея 

500

1 617

+123,4%

Монголия

4 284

1 122

-73,8%

Финляндия

846

1 006

+18,9%

Латвия

1 282

998

-22,2%

Польша

339

144

-57,5%

Эстония

223

85

-61,1%

Итого: 

269 145

319 671

+18,8%

Данные: Аналитическая служба АТОР на основе данных Пограничной службы ФСБ 

Читайте также:

Как и на чем россияне ездят за рубеж. Часть 3: за границу пешим ходом

Лучше поездом – что можно посмотреть в ж/д круизах по Ленинградской области

Развитию въездного туризма в России мешают транспортные проблемы внутри страны

Если посмотреть на список лидеров по выездам железнодорожным транспортом из РФ по данным пограничников (без Белоруссии), то картина в плане туризма у нас будет следующая: 

Литва – формальный лидер по выездному потоку на поезде. Но реальность в том, что почти все эти пассажиры едут не в Литву, а в Россию (то есть пересекают литовские границы транзитом из «большой России» в Калининградскую область и обратно. С поезда через Литву сойти в ней самой не получится, даже если у пассажира есть шенгенская виза, но нет документов, которые подтверждают «особые основания» для въезда (наличие европейского гражданства или ВНЖ, или гражданство других стран с правом посещать ЕС). 

Поэтому можно справедливо считать, что весь (за крайне редкими исключениями) железнодорожный «выезд в Литву» в статистике Погранслужбы – это вообще не выезд, а самый настоящий внутренний туризм – из России в Россию. И прирост на 18,3% за год – это тоже прирост внутреннего, а не выездного турпотока. 

В Казахстан на пассажирских поездах россияне действительно ездят. Сейчас туда ходят 7 поездов (в том числе из Москвы, Казани и близких к Казахстану регионов РФ – Новосибирска, Астрахани, Саратова, Омска). Кроме того, еще 13 внутрироссийских поездов дальнего следования (типа Новокузнецк – Кисловодск или Анапа – Красноярск) заезжают в Казахстан и делают остановку для посадки и высадки пассажиров на станции Петропавловск. И погранконтроль на этих транзитных поездах тоже есть (правда, выборочный). 

«Железнодорожный поток» в Казахстан – это тоже в основном не туристы, считают эксперты. Поездами в сам Казахстан пользуются в основном для поездок с личными целями (родственники, по делам, шопинг). Прирост на 10% можно объяснить интенсификацией приграничных перемещений и ростом объема грузоперевозок (поездные бригады Погранслужба тоже учитывает). 

В Абхазии большая часть «железнодорожного» выездного потока – российские туристы. В Сухум ходят поезда из Москвы и Санкт-Петербурга, также есть туристический поезд Туапсе – Сочи – Гагра, и «Ласточка» из Сочи. С 1 мая 2025 года «Ласточка» ходит не только до Гагры, как раньше, но и до столицы Абхазии (Имеретинский курорт – Сухум). 

Несмотря на внушительный рост пассажиропотока (в основном как раз благодаря «Ласточке»), количество туристов, которые добираются в Абхазию на поездах – в 8 с лишним раз меньше, чем пересекающих границу пешком (то есть прилетевших на самолетах в Сочи, приехавших на личных авто или туристических автобусах из Сочи). Да и той же «Ласточкой» пользуются не только туристы, но и сами абхазские граждане с паспортами РФ. 

В Китай в самом конце 2024 года запустили ежедневные поезда Суйфэньхэ – Гродеково. По сути, это трансграничная электричка из Приморского края. И она ежедневная. 

Однако, судя по не очень впечатляющей динамике в 3,5% (+430 человек за год, при том, что в I полугодии пассажирского сообщения с Китаем не было вообще), этими поездами пользуются в основном даже не то что не туристы (как мы ранее и писали), а по большей части не россияне, а китайские граждане. То есть можно считать, что «железнодорожного турпотока» в Китай как такового нет

С Северной Кореей пассажирское сообщение по железной дороге возобновили в декабре 2024 года (поезд Туманган – Хасан). Это также дальневосточная трансграничная электричка. С 17 июня 2025 года запущено и сообщение с Пхеньяном из Москвы. 

В процентах поток выехавших в Северную Корею на поездах вырос в I полугодии 2025 года на 123%, но численно он совсем невелик. Хотя среди выехавших в эту страну на поездах учтены и сотрудники поездных бригад (ведь есть и грузовое сообщение), члены делегаций, туристов все же большинство. В абсолютных цифрах этот турпоток, конечно, пока небольшой – оценочно, 1,2–1,5 тыс. человек за полгода. 

Кстати, со 2 октября в КНДР будет запущен и туристический поезд РЖД «В Корею» (Владивосток – Туманган – Расон (Раджин) – Туманган – Владивосток). 

В Монголию россияне могут уехать на поездах только из Иркутска. Но, судя по всему, у наших соотечественников такой способ попасть в Монголию популярностью не пользуется: всего 1122 выезда в Улан-Батор в первом полугодии 2025 года на всех поездах (при том, что пассажирские поезда ходят 2 раза в неделю – т. е. 104 раза в год). И вряд ли среди выехавших таким способом сколько-нибудь значительное количество туристов. Скорее всего, более активно эти составы используют монгольские граждане. 

А с Азербайджаном, Финляндией, Польшей, Латвией и Эстонией у России сейчас попросту нет никакого пассажирского железнодорожного сообщения. Поэтому все указанные в статистике выезды в эти страны на поездах – совершенно точно не туристы, а работники поездных бригад грузовых и специальных составов. А отрицательная динамика на этих направлениях к «турпотоку» не относится, это динамика грузовых перевозок. 

Таким образом, если не считать Белоруссию, оценочно, суммарное количество туристов, которое может выезжать за границу на поездах с целью отдыха, сравнительно невелико – его предварительно можно оценить цифрой около 130–180 тыс. поездок в год. 

О том, в какие страны туристы добираются по воде – в заключительной части нашего цикла (ждите в ближайшее время). 

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: АТОР

 
 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР