Владельцы пляжных отелей Анапы сообщают о новом витке проблем. На фоне и так катастрофического летнего сезона-2025 проблемы отельеров могут только усугубиться из-за внезапно возникших требований администраций к арендованным пляжным зонам.
В Анапе, где туристическая отрасль до сих пор не оправилась от последствий масштабного разлива мазута в декабре 2024 года и фактически пропущенного лета 2025-го, назревает новый конфликт.
Как сообщают источники редакции среди владельцев крупных объектов размещения, арендующих пляжи у муниципалитета для своих клиентов, администрация города в ультимативной форме требует от них провести немедленный демонтаж стационарных пляжных конструкций – навесов, оснований под лежаки и ограждений.
По информации, полученной редакцией от ряда участников рынка, администрация мотивирует это требование необходимостью срочной механической уборки пляжной территории именно в этих местах.
Однако сами отельеры утверждают, что эти конструкции, многие из которых стоят годами, ранее не мешали проведению никаких работ. В качестве альтернативы владельцы и управляющие объектов предлагали самостоятельно организовать ручную уборку (просеивание песка малогабаритными машинами и ситами) силами привлеченных сотрудников, что создало бы дополнительные рабочие места. Но, по их словам, эти предложения были проигнорированы – администрация настаивает на сносе, причем только за счет самих отельеров.
Цена вопроса для отелей – порядка 300 тысяч рублей за один пляжный объект. А возведение новых конструкций пред сезоном встанет еще не менее, чем в 900 тыс. – 1 млн рублей. Не возводить их зановно нельзя: свой благоустроенный пляж (с навесами, туалетами и лежаками) уже заложен в контракты отелей на летний сезон. Его отсутствие – это претензии клиентов и судебные иски.
Новые требования о демонтаже пляжных конструкций пришлись на крайне уязвимый момент для всего туристического кластера Анапы. После экологической катастрофы прошлой зимы и закрытия пляжей многие пляжные объекты весь прошлый сезон работали в глубоком минусе, пытаясь привлечь гостей демпинговыми ценами. Новые непредвиденные расходы в сотни тысяч рублей для таких объектов еще более усугубят их финансовую «яму».
«Со стороны власти мы постоянно слышим заявления о всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса, о создании в городе благоприятного инвестиционного климата. Но на практике отельеры сталкиваются с действиями, которые выглядят как прямое противоположное», – отмечает один из представителей отельного бизнеса Анапы, с которым побеседовал «Вестник АТОР».
Более того, по словам нескольких источников, вопрос ставится некоторыми представителями местной администрации ребром: либо отели демонтируют конструкции в кратчайший срок, либо, ка намекается, рискуют лишиться права аренды пляжной полосы на предстоящий сезон.
«Сложный выбор: платить крупную сумму сейчас за разрушение собственного имущества и еще большую за его восстановление, или потерять пляж к сезону, который, возможно, отдадут кому-то другому», – описывает ситуацию один из источников.
В результате некоторые отели уже вынуждены были начать демонтаж и вывоз за свой счет.
Редакция «Вестника АТОР», получив эту информацию, направила по электронной почте официальный запрос в пресс-службу администрации города-курорта Анапа с просьбой прокомментировать достоверность этих сведений, саму ситуацию с демонтажом пляжных конструкций, а также пояснить документальные основания такого требования (документ, его номер, статус, ссылка). На момент публикации ответа все еще не поступило.
Кому выгоден зимний демонтаж в Анапе?
Пока администрация Анапы хранит молчание, в среде предпринимателей циркулируют тревожные, хотя и неподтвержденные предположения о возможных долгосрочных последствиях нынешнего «зимнего демонтажа». Отельеры опасаются, что за нынешним этапом разрушения старых конструкций может последовать новый, ещё более затратный.
«Есть опасения, что после того, как все за свой счёт снесут существующие навесы и ограждения, к сезону может быть выдвинуто новое, единое для всех требование по обустройству пляжей («новая концепция» и пр.). И право выполнять эти работы по «утверждённым проектам» получит один конкретный подрядчик, а отелям придётся покупать и устанавливать новые конструкции уже по продиктованным им ценам», – делится своими опасениями источник, близкий к нескольким крупным объектам.
Отсутствие официальной позиции властей и публичной дорожной карты по обустройству пляжей в сезоне 2026 года только подливает масла в огонь этих тревог. Получается, что бизнес, который после прошлогоднего кризиса отчаянно нуждается в предсказуемости и поддержке, вместо этого сталкивается с непрозрачными требованиями, нежеланием обсуждать компромиссы и даже скрытыми намеками на возможность разорвать договоры аренды пляжей.
«Ситуация требует скорейшего и максимально открытого разъяснения со стороны муниципалитета. Курорт Анапа – это не только море и солнце, но в первую очередь люди, которые вкладывают в него средства и труд. После тяжелейшего 2024 года они заслуживают не давления, а четких правил игры и помощи в восстановлении», – поделился своим мнением с редакцией один из участников туристической индустрии Анапы. Молчание властей, по его словам, в данной ситуации лишь укрепляет подозрения и слухи.
Редакция продолжает ждать ответа на свой запрос в пресс-службу мэрии Анапы и будет следить за развитием ситуации.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР