Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 134040 пользователей

Интервью
Интервью

Дмитрий Горин: «Надо пересматривать межправсоглашения в области перевозки»

Через две недели состоится событие, которого на рынке авиаперевозок все очень долго ждали. 12-13 октября пройдет саммит Россия – ЕС, где власти и участники рынка обсудят новые правила воздушных перевозок с Европой. Одни эксперты уверяют, что ничего не изменится – институт межправсоглашений сохраниться ограничения останутся. Другие, что Россия идет к тотальной либерализации и вот-вот российские авиакомпании будут поглощены европейцами, хлынувшими потоком через открывшееся российское небо. О том, что есть и, возможно, будет, мы беседуем с руководителем комитета по транспорту АТОР Дмитрием Гориным.

- Дмитрий, какие тенденции вы могли бы  отметить в области перелетов из России за рубеж российскими и иностранными компаниями?

- За прошедшие несколько лет в области перевозок на международных маршрутах сложился целый ряд тенденций. Например, мы вполне можем говорить о тенденции  перераспределения туристов с чартерных рейсов российских компаний на прямые регулярные рейсы иностранных перевозчиков.

- Это выбор российского пассажира?

 - Не всегда. Иногда сами иностранные авиакомпании стимулируют туроператоров на приобретение блоков по специальным туристическим тарифам, а туроператоры комплектуют билетами иностранных перевозчиков туры. Яркий пример - перелет на Мальдивы авиакомпанией Emirates. Стоимость билета, включая таксы и сборы - 26 тысяч рублей. С интересными тарифами в этом году на рынок вышли и «Эгейские авиалинии», которые смогли переориентировать большую долю рынка туристических перевозок в Грецию, сейчас у них не менее 15%. Еще один показательный пример - AirFrance и его рейсы в Париж: авиакомпании удалось сконцентрировать на своих рейсах до 30% туристической загрузки, и догнать «Аэрофлот». Раньше, этот показатель у них не превышал 15%.

- А что еще могло повлиять на ситуацию на туристическом рынке?

- Поменялось и восприятие самих иностранных авиакомпаний. Если раньше иностранные перевозчики не рассматривали туроператоров, как потенциальных партнеров, поскольку на Западе ставку делают на группы. Но теперь все изменилось и в самолетах иностранных компаний уже есть жесткие квоты мест для российских туристов (порядка 20% - 50% на рейсе).

При этом для авиакомпаний это не приносит ущерб – напротив, они заполняют те места, которые могли бы «улететь» пустыми. Средняя загрузка российских рейсов у иностранных авиакомпаний была пониже, чем на европейских – порядка 70 %. Таким образом, иностранцы смогли переориентироваться на российский рынок и подстроится под него.

- Ну и раньше перелет на иностранных авиакомпаниях был дорогим, теперь он стал доступным?

- Да, и еще одно преимущество иностранцев - развитие международных хабов. Это то, чего так не хватает в России. Была идея с Калининградом (воздушный мост в Европу), но она пока не реализована. Москва перспективный вариант для создания крупного международного хаба, но в данный момент столица перегружена. Построены новые терминалы аэропортов Внуково, Домодедово, Шереметьево, и строительство новых ВПП позволит переориентировать пассажиров, которые используют для стыковочных перелётов аэропорты Франкфурта, Лондон, Мадрид или Париж. Покупая билет Москва — Нью-Йорк - Москва за 20 тыс. руб на British с пересадкой в Лондоне авиакомпания фактически делает бесплатным перелёт Москва-Лондон заинтересовывая пассажиров лететь далее в Нью-Йорк.

По нашим прогнозам, доля иностранных авиакомпаний будет расти параллельно с либерализацией воздушного пространства в России. Пока иностранных перевозчиков сдерживают лишь ограничения межправсоглашений, неудобные слоты. Но их неоспоримым преимуществом является сервис и статус регулярного рейса, причем, он не означает высокую стоимость. Например, перелет в Германию от 2,5 тыс. руб. плюс таксы лидером STARALLIANCE авиакомпанией Lufthаnsa нас уже не удивляет. Упомянутый мною пример с Emirates тоже показателен. Раньше перевозка этой авиакомпании ассоциировалась с высокими ценами и первоклассным сервисом. Сейчас сервис только улучшается, но цены стали гораздо ближе к пассажиру, плюс удобные стыковки в различные экзотические уголки мира. В итоге, туристическая загрузка рейсов выполняемых из России возросла в 2 раза. Так я сам недавно летел на рейсе Emirates из Москвы, и 70% пассажиров направлялись на Мальдивы со стыковкой в Дубаи, где туристы успевали еще и на первоклассный шопинг.

Таким образом, если посмотреть на контрактинг туристических перевозок с авиакомпаниями наряду с «Аэрофлотом» и другими российскими авиакомпаниями, чётко прослеживается увеличение доли конкурирующих иностранных авиакомпаний (Прага - CzechsAirlines– 50% загрузка туристы от 220 евро, Бангкок - ТайЭйрвейс от 380 евро, Париж - AirFrance от 250 евро, Австрия - Austrian Airlines от 150 евро).

- Если следовать вашей логике, динамика роста российских авиакомпаний должна была сократиться, но она, напротив, растет…

- Просто сегментация рынка у российских компаний изменилась. Если взглянуть на статистику «Росавиации», наблюдается интересная тенденция – внутренние перевозки занимают в бизнесе российских перевозчиков такую же долю, как и международные за первые полугодие это 16 млн. пасс. российских рейсов и 17 млн. пасс. международных рейсов. Хотя совсем недавно именно международные перевозки были самыми динамично растущими с точки зрения спроса. Но нельзя говорить о том, что доля крупнейших перевозчиков сократилась, скорее она более поступательно растёт. С учётом глобализации и количественного сокращения перевозчиков в России, «Аэрофлот», «Трансаэро» и S7 будут только расти, а более мелкие чартерные компаний сокращать свое присутствие на рынке. Эти авиакомпании развиваются по принципу глобальных перевозчиков входящих в мировые альянсы SKYTEAM, STARALLIANCE, ONEWORLD– у них быстро обновляется парк самолётов, в котором присутствует новейшие дальнемагистальные самолёты А-330 и В-777. Доля рынка этих российских перевозчиков составляет 60% от всех перевозок в России и после проводимых Росавиацией изменений может достигнуть 70%. с учётом поглощения других авиакомпаний, первые топ-10 перевозчиков также активно развивают чартерные подразделения.

- А как же послабления в области выдачи на  эти разрешения?

- Новый приказ Минтранса №180 и заявленные намерения демократических допусков, скорее всего, уже в зимнем сезоне упростят процедуру получения допусков, к сожалению, компания обладающих ослабленным финансовым положением и малым парком самолётов вынуждены будут объединиться с другими перевозчик или уйти с этого рынка. Мы очень надеемся, что не возникнет монополия, но реалии таковы, что 40 % туристической загрузки до сегодняшнего дня выполняли так называем малые чартерные авиакомпании и эти объемы должны быть распределены среди других перевозчиков.

- То есть крупнейшие российские авиационный рынок развивается в духе времени – с глобальными перевозчиками, частью которых они скоро могут стать?

- Да, и существенные изменения в области международных перевозок внес электронный билет. Он, в каком-то смысле, "подыграл" в пользу иностранных авиакомпаний с приходом в Россию BSP поспособствовал комбинированию маршрутов, интерлайн-соглашений и код-шеров предоставил возможность формировать перевозку по сложным маршрутам до 6 сегментов. Электронная коммерция помогла увеличить долю иностранных компаний, а по статистике за первых год после ввода электронных билетов только крупнейшие российские перевозчики недополучили прибыли на 380 млн. евро.
 

Многочисленные системы бронирования в интернете устроены так, что выдают самые привлекательные предложения. Благодаря интернету, любой пассажир может создать свой турпродукт, не выходя из дома. И нередко дешевле, чем в офисе у туроператора или билетной кассе.

- А насколько растет доля таких самостоятельных туристов?

- Если 3 года назад доля он-лайн продаж составляла 5-6 % то сейчас у ряда перевозчиков она составляет от 15 до 30 %. Т. е. в среднем, где-то 20% тарифов авиакомпаний выкупается через прямые продажи через интернет. Добавит роста иностранцам на российском рынке и открытие неба, которое приурочат к вступлению в ВТО. «Открытое небо» будет порождать еще более жесткую конкурентную борьбу с иностранными компаниями.

- И как выглядит в этом глобальном переделе Россия?

- Российские туорператоры при поддержке авиакомпаний осваивают новые международные маршруты от Мексики до Индонезии. В свою очередь российские авиакомпании, используя удобное расположение транссибирских авиатрасс, активно расширяют географию полётов, фактически переводя чартерные рейсы в статус регулярных. Но в какой-то момент развитию может помешать нехватка иностранной аиатехники и здесь важно реально получить господдержку и финансирование на покупки иномарок т. к. российских самолётов кроме «Сухой Суперджет» на ближайшие магистральные направления пока не предвидится.

- Похоже основные «козыри» не у российских компаний?

 - Российские авиакомпании это перевозчики, ограниченные таможенными пошлинами, и высокими лизинговыми платежами. И, к сожалению, до 40% в экономике нашего билета составляю платежи по лизингу самолетов. Если в Россию придёт множество дешевых low- cost авиакомпаний, их тарифы будут регулироваться только рынком - спросом и предложением. И, конечно, именно они будут зачастую диктовать тарифные условия. И выживут в этой борьбе лишь сильнейшие российские авиакомпании, которые будут взаимодействовать с международными альянсами и пример такой конкуренции можно привести это авиакомпания Lufthansa, предлагающая продажу перевозок во всем сегментах от премиум-класса до low-cost.

- Подтверждением кооперации с иностранными компаниями может служить то, что совместные продажи российскими перевозчиками и иностранными игрокам встречается все чаще и чаще?

- Да, речь идет об интеграции маршрутов между перевозчиками. Например, Самара – Москва — Дубаи выполняет Emiratesи Трансаэро или Новосибирск-Москва Барселона участники альянса OneWorld- S7 и Iberia. Перевозчиков на таком рейсе может быть множество, но кооперация с российскими компаниями помогает и им - расширить сеть маршрутов обоих участников перевозки.

- Что сейчас что происходит на международных рейсах в регионах?

- Они туда давно пришли. Первой, как всегда – Lufthansa, активно работают и «Чешские авиалинии», AirFrance, «Австрийские авиалинии» и др. Российские авиакомпании тоже делают прямые рейсы, но в основном это чартеры на массовые направления – Турция, Египет. Вот почему часть самолетов «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Уральских авиалиний» базируются в региональных аэропортах. Но пока чартерный рейс из Красноярска в Доминикану загрузить будет сложно и вот здесь на смену чартерным прямым рейсам российских компаний приходят альянсы, которые предлагают удобные стыковки через Москву или другие крупные аэропорты. Поэтому сейчас любой пассажир, летящий даже в Латинскую Америку, в аэропорту Буэнос-Айреса видит коды Сибирь, хотя и летит самолетом Iberia.

При этом нужно понимать, что у международных перевозчиков и альянсов есть опыт предоставления услуг разного класса и для клиентов разного ценового достатка. ВИП-пассажиры обычно предпочитают регулярные прямые рейсы. Как пример – авиакомпания SWISS из года в год все больше и больше чартеров отправляет в Новый год по высоким ценам на горнолыжные курорты – от 1 тыс. евро в эконом-классе. Этот продукт востребован - 24 новогодних рейса было осуществлено в прошлом году. Но и чартеры не страдают от отсутствия загрузки. Динамика роста туристических перевозок составляет в среднем от 15 % ежегодно, и это не только Швейцария, но и Австрия, и Франция, и здесь объёмы перевозки возросли на 60 % за последние 3 года.

- Есть ли у российских компаний шансы выжить в таких условиях?

- Давайте посмотрим, что сейчас произошло с первой пятеркой наших авиаперевозчиков. Они входят в глобальные авиаальянсы, либо готовятся к вступлению в альянс. Эта интеграция позволит увеличить сеть маршрутов. И в большинстве случаев, за счет внутренних маршрутов – у российских авиакомпаний это эксклюзивное направление, иностранцев на этот рынок не пускают. «Аэрофлот», кстати, за последние годы тоже серьезно усилил позиции на внутреннем рынке. Поэтому они, безусловно, выживут, но в рамках глобальных авиационных групп. Это своего рода глобализация рынка, где скоро совсем не будет границ. Так Lufthansa приобрела контрольные пакеты Austrian Airlines и bmi. Это национальные перевозчики сохранившие бренд, свой парк самолётов, но объединенные в альянсы куда входит 15-20 перевозчиков. Российские авиавласти сейчас должны пересматривать межправсоглашения. Они уже не соответствуют сегодняшним реалиям и устарели, на саммите в Питере «Россия-ЕС» мы ожидаем, что будет объявлен курс на изменение межправсоглашений.

- Есть мнение, что либерализация рынка приведет лишь к окончательной победе иностранцев над российскими авиакомпаниями…

- Я вам так скажу, нельзя рассматривать Россию в отрыве от международного рынка и процессов, которые на нем происходят. Европейские перевозчики тоже объединяются не от хорошей жизни. У них тоже нешуточная конкуренция с китайскими и иностранными компаниями.  Да и у нас китайские компании представлены очень хорошо - теперь уже никого не удивляет перелёт из Москвы в Гонконг за 300 евро на «Гонконгских авиалиниях». Кстати, пожалуй именно ситуация с форсированием рынка юго-восточными авиакомпаниями заставляет демпинговать других иностранных игроков. Даже «пятизвездочная» Emirates почувствовала этот тренд. Или Finnair вдруг стала предлагать свой продукт на Китай. Китайские компании забирают у них традиционный рынок – Северную Европу. В ответ европейские авиакомпании в партнерстве их альянса стали активно развивать направления в Австралию и Юго-Восточную Азию. Мы живем в глобальном мире, в нем действуют глобальные процессы и с этим просто нужно считаться.

Внимание!

    «Интурист» снижает стоимость туров на внутренних направлениях

    Национальная туристическая компания «Интурист» запустила программу стимулирования спроса на туры по России в преддверии сезона летних отпусков. На фоне целенаправленной работы местных администраций курортных городов по стабилизации цен объектов размещения, «Интуристу» удалось предложить на рынок сбалансированный туристический продукт по сниженным тарифам.

    подробнее все события

АТОР 24

  • 27.04.17 - Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе выступила с коротким докладом на международном форуме SkyService, организованном компанией "АэроМар"
  • 22.04.17 - Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе выступила модератором секции Туризм на Красноярском Экономическом форуме
  • 19.04.17 - Представители АТОР представили программы по России датским туроператорам на встрече, организованной Торгпредством России в Копенгагене

Интервью

Подписаться на рассылку
Регистрация на мероприятие