28 марта, четверг
 
 

Марина Морозова: «План работы офиса Visit Russia в Дубае есть, и он согласован с Ростуризмом»

Не секрет, что открытие офиса Visit Russia именно в Дубае вызывает ряд вопросов у туристического сообщества. В Россию, по некоторым объективным данным, едет крайне мало туристов из Эмиратов, и туризм из этого региона вряд ли будет активным. О том, почему именно в Дубае был открыт офис Visit Russia и как там будет продвигаться российский туризм, рассказала Марина Морозова, глава офиса в Дубае.

– До сих пор этот регион не входил в число стратегически важных рынков с точки зрения развития въездного туризма. Считается, что серьезных потоков оттуда не будет. Во-первых, получение российской визы – не самая простая и быстрая для них процедура, во-вторых, нужно учитывать и объем потенциального рынка сбыта – население ОАЭ всего около 5,5 млн. По официальной статистике, в 2014 году РФ посетило примерно 800 туристов из Эмиратов. Какие задачи собирается решать дубайский офис Visit Russia? Для кого он будет работать? В чем состоят его основные функции? Сколько сотрудников будет работать в штате, в каком режиме? 

– Вы упомянули «официальную» статистику по въезду из ОАЭ. Есть поговорка, что существует ложь, наглая ложь и статистика. Это шутка, но по данным Генерального консульства РФ в Дубае и Северных эмиратах, ими было выдано более 12 тыс. российских виз за год. Кроме того, есть еще и Посольство РФ в Абу Даби, которое также занимается визовыми вопросами.

– Марина, по большей части это ведь не туристические визы, верно?

– Российскую визу в Эмиратах может получить любой экспат, у которого в этой стране есть статус резидента, и не секрет, что большинство российских виз было выдано гражданам Индии. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что Дубай – это международный хаб, перекресток торговых, финансовых и информационных путей не только регионального масштаба, поэтому продвижение туристского потенциала нашей страны в этом космополитичном регионе видится логичным.

Основная глобальная задача в работе – это продвижение России как привлекательной туристской дестинации, на Ближнем Востоке. Основные функции офиса – маркетинговые, это предоставление адекватной информации о России, привлечение внимания к туристским возможностям РФ, взаимодействие с основными игроками рынка и создание позитивного имиджа нашей страны на туристском рынке Ближнего Востока.

В настоящее время в штате офиса работает четыре сотрудника. Мы работаем все дни, кроме выходных. Выходные – пятница, суббота – как принято на Ближнем Востоке.

«Меньше скепсиса. ОАЭ – это хороший плацдарм для работы»

– Есть ли у вас план работы? Стоят ли перед вами конкретные задачи по обеспечению притока определенного количества туристов на этот год и на последующие годы?

– План работы есть, и он согласован с Ростуризмом. Сейчас основной показатель нашей работы – это количество выданных нашими консульствами виз, а также число проведенных мероприятий, направленных на рекламу и продвижение России как чрезвычайно интересной туристской дестинации.

Мы не только работаем на жителей ОАЭ. Мы имеем в виду всех многочисленных экспатов, которые путешествуют через ОАЭ. Это большой рынок – с учетом туристов из Ирана и Индии, которые используют Дубай как большой перевалочный пункт.

Так что, по сути, это весь рынок Ближнего Востока. Эмираты, и именно Дубай – это очень насыщенный трафик. Здесь много торговых и туристических путей, здесь выгодно себя продвигать. Недаром так много событий из этого ряда происходит именно в Дубае. Ведь эти мероприятия нацелены не только на местную немногочисленную публику, речь идет о гораздо большем охвате.

Фокус-группы – это арабы, экспаты, а также страны-соседи. В первую очередь, это Саудовская Аравия, Катар, Индия. Сейчас Россией начали интересоваться в Кувейте. Кстати, в объеме виз, выданных нашим консульством, как раз преобладает индийский турист. Иран поехал целыми цепочками, и об этом мы сейчас говорим с профильными турфирмами – о том, как наладить этот турпоток. ОАЭ – это такой хороший плацдарм, которые многие посещают. Здесь удобно общаться, встречаться.

– Как вы будете привлекать туристов из ОАЭ в Россию? Что это будут за туры? С кем из российских туроператоров вы работаете?

– Туры нам поставляют игроки туррынка. Это туроператоры, которые занимаются выездным туризмом из ОАЭ, также мы ориентируемся на тех, кто принимает туристов в России. Что касается отправляющих туроператоров из ОАЭ, то самые активные из них это Green Apple, HTT, Big Pond Global, из принимающих – «Звезды Путешествий», «Этуаль» и многие другие. Если говорить про регионы, то это, конечно, Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань. Причем, надо отметить, что Казань – самая активная на прием туристов из стран Ближнего Востока. Недавно мы проводили с ними круглый стол в Дубае. Это очень интересный для ОАЭ регион – по культуре, по менталитету. Идет много заявок на туры с посещением Татарстана. Этот регион активно позиционирует себя на Ближнем Востоке, и в частности, в ОАЭ. В сентябре они принимают делегацию Ближневосточной прессы. В Санкт-Петербург и Москву тоже в ближайшее время (середина сентября) прибудет деловая миссия из ОАЭ.

Интересно отметить, что в октябре эмиратская авиакомпания FlyDubai открывает рейсы в Новосибирск и заявляет о планах дополнительного расширения сетки полетов.

Мы собираемся продвигать российские туристские продукты посредством специализированных профессиональных порталов, на сайте, на пиар-акциях и road show. Сейчас очень активно взаимодействуем с российским Деловым Советом, который является площадкой для встреч более 40 аналогичных миссий из разных стран мира. Это также отличная площадка для продвижения туристских возможностей России в формате B2B.

– О каких именно порталах идет речь?

– Мы создаем свой собственный сайт, готовы использовать информационные порталы наших партнеров, включая ближневосточные медиа, упомянутые здесь деловые советы и, конечно, портал Visit Russia. Надеемся, что сможем использовать и ваши информационные возможности.

– Изначально заявлялось, что офис Visit Russia в Дубае – партнерский, там не будет государственного финансирования. За счет каких средств вы планируете выстраивать работу офиса?

– Да, деятельность офиса проходит без бюджетных вливаний и полностью финансируется за счет бизнеса. Конечно, определенные наши ресурсы это оттягивает, но эта миссия благородная и свои дивиденды это тоже приносит. Пока в качестве дивидендов можно рассматривать формирование устойчивых связей в бизнес-среде ОАЭ и Ближнего Востока в сфере туризма, что дает синергетический эффект для бизнеса.

– Какие функции в этом партнерстве у Ростуризма?

– Помогать информацией. Я явлюсь представителем Ростуризма по доверенности. В ведомстве в курсе наших планов: мы им отправляем свои предложения, которые они рассматривают и корректируют. Это такие среднесрочные и долгосрочные консалтинг и планирование, потому что маркетинговая функция состоит из двух частей: создание и правильное представление турпродукта и его продвижение. Сейчас мы будем работать на уже созданном продукте. То есть, мы не брендируем РФ и отдельные регионы РФ сами, сами не создаем туры. Мы продвигаем то, что есть. И создаем положительный имидж, интерес к стране.

– Чем, на ваш взгляд, Россия может привлечь туристов из ОАЭ?

– Во-первых, арабы часть России воспринимают, как Европу, куда они традиционно ездят. Это модно. Что касается России, то это что-то более новое – Санкт-Петербург, Северо-Запад, Центральная Россия. Это воспринимается как часть Европы. И зимой им у нас тоже интересно. Летом – холоднее климат, обилие зелени, различный природный ландшафт. Есть возможность заняться экстремальными видами спорта, охота и рыбалка. Есть ближневосточные туристы, которые любят ездить в экологически чистые и удивительные по своей природе места, например, на Камчатку, на озеро Байкал, на Алтай. Интерес вызывает Владивосток, республика Якутия (вероятно, привлекают соколы и алмазы). Но с большим отрывом лидируют в этом списке Москва, Казань и Санкт-Петербург. Привлекает туристов с Ближнего Востока и юг России, прежде всего, Сочи, где присутствуют, кстати, ближневосточные инвесторы.

Есть также халяльный туризм. В принципе, халяль не столь категоричен. Во-первых, мусульмане тоже бывают разные. Во-вторых, во время путешествий они облегчают требования к условиям пребывания, понимая, что их могут предоставить не везде. И терпимо ко всему относятся, хотя, естественно, свинину они не едят и алкогольные напитки не пьют.

С другой стороны, гость из ОАЭ – это требовательный и состоятельный турист, заказывающий большой спектр услуг. И к этому тоже нужно быть готовым, поэтому если халяль станет принципиальным условием, то, я думаю, в России принимающая сторона может это обеспечить.

– Вы планируете работать над упрощением визовых формальностей для граждан ОАЭ и граждан других ближневосточных государств? Ведь не секрет, что визу в РФ достаточно сложно получить…

– Мы тесно общаемся с консульством. По словам наших дипломатов, граждане ОАЭ с пониманием относятся к нашей визовой процедуре. Те люди, которые получили в ОАЭ резидентскую визу, а мы говорим об экспатах, они уже проверены. То есть, сама страна сделала за нас определенную проверку в части безопасности. Дело, скорее, в сроках – визу можно получить за 2-3 дня срочно и за 5-7 дней, если все документы нормально подготовлены. Виза в РФ стоит где-то около 350 дирхам, что меньше 100 долл. Это гражданам и резидентам ОАЭ по карману. При этом, на визу можно и не подавать документы лично, можно отправить их с курьером, воспользоваться услугами турфирмы.

Другой момент с туристами из Саудовской Аравии. Они любят путешествовать сообразно своим спонтанным желаниям. Например, поехать в Европу, в нашем случае – в РФ, на 3-4 дня, на выходные. А это часто повторные туристы, которые много тратят. Им также не нужны проволочки с визой, это приводит к отказу от поездки.

Если говорить о туристах с паспортами Эмиратов, то для них сделали свободный въезд в шенгенскую зону. Конечно, это влияет на предпочтения. Поэтому мы будем стараться убедить соответствующие инстанции в РФ, это, конечно, МИД, что визовые формальности для таких туристов надо максимально упрощать.

– Какие мероприятия запланированы Visit Russia в Дубае до конца этого года?

– Запланировано несколько road show, пресс-туры для журналистов. В середине октября будет пресс-тур, СМИ ОАЭ посетят Москву и Санкт-Петербург. Причем, о своей готовности приехать освещать Россию заявляют достаточно рейтинговые СМИ, которые имеют влияние на Ближнем Востоке. По поводу приема журналистов, туроператоров, мы ведем переговоры с принимающими городами, с местными властями, которые готовы давать под эти мероприятия бюджет.

– Пожалуйста, уточните, кто-то уже готов – регионы, туроператоры – оплачивать, например, авиабилеты?

– Сейчас авиабилеты выразила готовность оплачивать авиакомпания FlyDubai, а не регионы.

– По вашему мнению, в чем состоит основная трудность в продвижении российского турпродукта?

– Нам нужно консолидировать усилия всех игроков рынка. Чтобы у нас была внятная информационная поддержка. Чтобы все регионы могли себя продвигать, предлагать свои пакеты. Мы готовы им в этом помогать. Меньше должно быть скепсиса. Взять те же Дубаи – песок и море, но сколько сюда едет туристов в итоге?!

Правильное использование успешного опыта, пусть и чужого, тоже важно. Конечно, пока Россия не тратит такие финансовые ресурсы на туристское продвижение, как это делают Эмираты. Но вопрос даже не в деньгах, а в консолидации всех ресурсов. Например, национальный туристский офис любого эмирата, скажем, Дубая, поддерживает правительство ОАЭ, как и их национальных перевозчиков. При этом национальный перевозчик помогает турофису. Вот если и мы – стороны, заинтересованные в продвижении России – будем помогать друг другу, то за счет взаимного эффекта синергии мы получим больше туристов, больше прибыли и больше удовольствия от своей работы.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР