20 апреля, суббота
 
 

Бизнес и технологии: что и как нужно поменять на рынке экскурсионных услуг в России

О болевых точках российского рынка экскурсионных услуг для внутренних и иностранных туристов и о том, как могут помочь «обелить» отрасль современные онлайн-платформы для работы гидов, мы беседуем с Александром Осиповым, президентом Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (АГПЭиТм).

- Александр, какие наиболее острые проблемы видит Ассоциация у рынка экскурсионного туризма в России?

- С нашей точки зрения, основной болевой точкой рынка экскурсионных услуг в России сейчас является отсутствие внятного законодательства, которое бы регулировало этот рынок – прежде всего в вопросах квалификации и профессионализма тех, кто такие услуги предоставляет. Туристические и экскурсионные услуги должны оказываться квалифицированными профессионалами.

Если в туристической отрасли существуют хоть какие-то механизмы «отсева» недобросовестных поставщиков, то в сфере услуг гидов-переводчиков их вовсе нет. Фактически, любой сейчас может объявить себя «профессиональным гидом», им на деле не являясь.

И если в туристической отрасли существуют механизмы, которые «отсеивают» хоть в какой-то степени недобросовестных поставщиков, то в сфере услуг гидов-переводчиков их вовсе нет. Фактически, любой сейчас может объявить себя «профессиональным гидом», им на деле не являясь, что, естественно, отрицательно влияет на качество услуг, имидж страны и отрасль в целом, ведь как показал опыт проведения больших международных мероприятий в России, туризм – это стратегическая отрасль.

- Эта проблема более характерна для внутреннего рынка или для рынка въездного туризма тоже?

- Для обоих рынков. На внутреннем рынке «серых» и «черных» гидов уже, увы, запредельное количество, что является следствием отсутствия механизмов регулирования и отбора.

Проблемы есть и на рынке въездного туризма – иностранные граждане быстро и легко осваивают эту вообще не регулируемую нишу и становятся «гидами», не имея ни опыта, ни минимального набора знаний. 

Что касается рынка въездного туризма, то и здесь проблемы есть – иностранные граждане быстро и легко осваивают эту вообще не регулируемую нишу и становятся «гидами», не имея ни опыта, ни минимального набора знаний. Причем несертифицированные иностранные гиды пытаются, и небезуспешно, оказывать экскурсионные услуги в России своим соотечественникам, индивидуальным туристам, и иностранным группам. Здесь тоже видно отсутствие регулирующих этот рынок механизмов.

- Иногда можно слышать, что описанная ситуация вызвана просто нехваткой гидов со знанием иностранного языка, например, китайского: мол, «таковы рыночные реалии»….

- Да, мы знаем такие аргументы. Но на самом деле эта проблема во многом мифологизирована, а подход к этим реалиям «перевернут». Начну с того, что ситуации, когда внезапно растет турпоток из какой-либо страны и гиды с определенными языками начинают быть «дефицитными», бывают везде и это для рынка нормально. Например, такая ситуация сейчас есть с гидами-переводчиками с китайского, иранского, корейского и вьетнамского языков.

Но, во-первых, в таких случаях всегда используется старый как сама отрасль способ, когда профессионального гида переводит человек со знанием языка - как правило, это турлидер. Во-вторых, со все большим числом туристов гид вполне может общаться на английском.

В-третьих, если мы вернемся к проблеме с гидами-переводчиками со знанием китайского языка, теперь их намного больше, чем раньше. За последнее время только в Москве мы подготовили около 150 легальных (аккредитованных) гидов-китаистов, и подготовка кадров продолжается.

Либо мы заботимся о своем рынке и о качестве обслуживания иностранных туристов, либо мы пускаем все на самотек и позволяем иностранным заказчикам турпродукта не использовать услуги российских гидов, «потому что это им невыгодно». А нам – выгодно?

Но так как к работе продолжают привлекаться «черные» и серые «гиды», которые не гнушаются нечестной конкуренции, то многие из этих подготовленных профессионалов теперь перебиваются редкими случайными заработками, не имея возможности конкурировать с «черным рынком» по ценам - ведь за профессионализм надо платить.  И сейчас они уже сами выступают за то, чтобы новых гидов с китайским языком больше не готовили – иначе работы у них станет еще меньше.

Согласитесь, это парадоксальная и ненормальная ситуация. Замкнутый круг. Либо мы заботимся о своем рынке и о качестве обслуживания иностранных туристов, либо мы пускаем все на самотек и позволяем иностранным заказчикам турпродукта не использовать услуги российских гидов, «потому что это им невыгодно». А нам – выгодно?

- Что может и должно изменить ситуацию? Видит ли государство те проблемы, о которых вы говорите?

- Все эти проблемы мы неоднократно ставили перед государством, на всех уровнях. Было соответствующее поручение президента в 2015 году, Министерство культуры подготовило законопроект об обязательной аттестации гидов. При принятии такого законопроекта появилась бы возможность внести соответствующие изменения и в Административный Кодекс, которые бы вводили санкции за работу неаттестованных соответствующим образом гидов.  Нас в этом вопросе поддерживают и все крупнейшие туроператоры России, в том числе и члены АТОР.

Однако этот законопроект, увы, так до сих пор и не внесен в Госдуму. Мы очень надеемся, что новый куратор туристической отрасли в лице Минэкономразвития разберется в этой ситуации и даст ход новому обсуждению наших инициатив.  Одним из камней преткновения был вопрос о том, как организовать контроль. Мы считаем, что этот вопрос не должен замедлять принятие закона – потому что искать приемлемую и адекватную форму контроля работы гидов надо, но не делать ничего под предлогом «дискуссионности» способов такого контроля – не выход.

В той же Австрии гиду невозможно работать без аттестации. Да и в Китае невозможно работать гидом без соответствующих разрешений от госорганов. Мы уверены, что развивать наш рынок экскурсионных услуг надо с оглядкой на этот опыт.

Тем более что в наше время тотальной «цифровизации» есть возможность создать все условия, при которых рынок при помощи авторитетных отраслевых организаций, таких, как АГПЭиТм, сможет сам отрегулировать себя, создав экосистему, при которой  работа «черных» и «серых» гидов будет просто невыгодна. Когда допуск на рынок будет определяться квалификацией гида, подтвержденной отраслевым сообществом профессионалов.

Мировая практика доказывает нашу правоту: в той же Австрии гиду невозможно работать без аттестации. Да и в Китае невозможно работать гидом без соответствующих разрешений от госорганов. Мы уверены, что развивать наш рынок экскурсионных услуг надо с оглядкой на этот опыт.

- Пока рынок «ждет», какие инструменты использует Ассоциация для того, чтобы упорядочить, стандартизировать и, по мере возможности, «обелить» рынок экскурсионных услуг в России?

- Безусловно, мы пытаемся обелять рынок и своими силами, действуя на всех уровнях и задействуя различные механизмы. Так, с конца прошлого года членом нашей Ассоциации стала компания GUIDEX. На мой взгляд, она демонстрирует очень интересный и правильный пример того, когда компания, предлагающая на b2b-рынке высокотехнологичный инструмент автоматизации работы гидов, одновременно служит целям обеления этого рынка.

Не секрет, что работающие на рынке самозванные гиды в основном ищут своих клиентов в интернете. GUIDEX, будучи нашим членом, принципиально не работает с «нелегалами», а только с профессионалами, прошедшими аттестацию/аккредитацию. По сути, эта платформа является на текущий момент единственным в России интернет-сервисом, который на 100% предлагает услуги только сертифицированных профессионалов – что подтверждается членством компании в АГПЭиТм.

По сути, GUIDEX является на текущий момент единственным в России интернет-сервисом, который на 100% предлагает услуги только сертифицированных профессионалов – что подтверждается членством компании в АГПЭиТм.

При этом GUIDEX сегодня, что, с моей точки зрения, весьма ценно, предоставляет множеству гидов, которые являются «свободными художниками», такой инструментарий, при использовании которого выйти в легальное поле им становится и удобно, и выгодно.

Это и возможность более оперативного контакта с  туроператорами, а значит оптимизации своей загрузки, и гибкое ценообразование, и возможность автоматизировать свою работу – вести электронный график своей занятости и т.п. А так как GUIDEX является бизнес-решением, которое, в перспективе, сможет работать по всей России, на мой взгляд, это важный инструмент, с помощью которого рынок экскурсионных услуг сможет, в некотором роде, самоочищаться и саморегулироваться с помощью рыночных методов.

- Планируете ли вы масштабировать использование решений GUIDEX для целей самой Ассоциации? Нужны ли сейчас рынку экскурсионных услуг такие платформы, для чего?

- Да, безусловно. В 2019 году мы заключили с GUIDEX соглашение о взаимодействии в создании электронного облачного реестра членов Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов. Такой удобный инструмент, безусловно, нужен: электронные сервисы получают все большее распространение. Облачный реестр упростит доступ к нашей базе данных и госструктурам, и зарубежным партнерам.

Это может быть важно и в свете будущих законодательных мер по обязательной аттестации гидов и экскурсоводов, которые, мы верим, все же рано или поздно будут приняты. Мы считаем, что такая аттестация должна проводиться не чиновниками, а профессионалами – и доступность реестра профессиональных гидов в облачном виде облегчит его интеграцию со многими возможными онлайн-сервисами.

GUIDEX будет создавать электронный облачный реестра членов Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов. Он упростит доступ к нашей базе данных и госструктурам, и зарубежным партнерам.

Например, если идея Минэкономразвития о маркетплейсе для иностранных туристов, где будут доступны экскурсионные продукты, будет реализована и будет развиваться, то на таком маркетплейсе должны присутствовать только проверенные и профессиональные поставщики экскурсионных услуг.

И здесь возможная интеграция с электронным реестром АГПЭиТм и технологиями, предлагаемыми GUIDEX, на наш взгляд, в ряде случаев, была бы полезна – как инструмент верификации того или иного «заявителя», который захочет выставить свой экскурсионный продукт на такую платформу.

Впрочем, по маркетплейсу, нужно, конечно, дождаться конкретики, но в любом случае технологические инструменты для онлайн-проверки квалификации исполнителя экскурсионных услуг будут иметь все большее значение для прозрачности нашего рынка. А это очень важно – инвесторы, как известно, охотнее всего идут на те рынки, которые прозрачны, где работают отлаженные технологии и люди с понятной квалификацией. 

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР