18 апреля, четверг
 
 

Андрей Уманский, Президент компании «Алеан»: «В Краснодарском крае не созданы условия для прихода инвесторов в туризм.»

Прошлый летний сезон оказался тяжелым для главного курортного региона страны – Краснодарского края. Будущий сезон вряд ли станет легче: местным отелям и здравницам все сложнее конкурировать с ближайшими соседями – Турцией и Болгарией. О причинах такой ситуации "Интерфакс-Туризм" беседует с одним из "ветеранов" внутреннего туризма в стране, Президентом компании "Алеан", нынешним генеральным директором сочинского санатория "Заполярье" Андреем Уманским.

- На недавно прошедшей в Сочи выставке «Курорты и туризм-2010» глава города Анатолий Пахомов так и не нашел понимания у туроператоров, когда призывал их «стать настоящими туроператорами, а не посредниками, и формировать собственный турпродукт, который бы включал перевозку и другие услуги». Это, считает мэр, сделало бы отдых в Сочи дешевле и, соответственно, доступнее. Что вы думаете по этому поводу?

- Я думаю, что дело не в туроператорах. Первопричина сочинских проблем - неблагоприятный инвестиционный климат. В Краснодарском крае не созданы условия для прихода инвесторов. Любой из них, когда начинает просчитывать экономику объекта, понимает его неэффективность. Таким образом, здесь нет условий для формирования нормальной туристской инфраструктуры, новые современные отвечающие международным стандартам объекты не строятся. И, как следствие, отсутствие конкуренции, что, в свою очередь, влечет за собой высокие цены, низкий уровень услуг, несоответствие цены и качества.

В этих условиях руководители тех немногих средств размещения, которые делают качественный продукт, имеют возможность выставлять высокие цены. В прошлом очень непростом году средства размещения, предлагающие качественный продукт, были загружены полностью, в том числе и дорогие.

- Но более дешевые здравницы стояли недозагруженными. Они-то могли снизить цены?

- Эти здравницы не интересны клиентам. К тому же и цену они снизить не могут: на сегодня рынок работает на пределе цены. Более того, рентабельность объектов размещения уже ниже разумной, и это тоже проблема: в таких условиях развиваться они не могут. Поэтому нужны решения, которые позволили бы не понижать цены, а повышать качество.

Некоторым объектам можно было бы поставить в вину неэффективное управление. Но чтобы повысить эффективность управления, нужны вложения. Возможно, объекты края неэффективно работают со спецпредложениями. Например, на данную минуту в здравнице есть свободные места, но инструментов для оперативной продажи нет. Организация быстрой реализации путевок тоже требует инвестиций.

- Мэр Сочи уже не в первый раз затронул тему чартерных перевозок. Почему эта практика не применяется на внутреннем рынке?

- Действительно, отсутствие доступной перевозки – больная тема. Но операторы не ставят чартерные программы, потому что они никому не нужны. В сезон летает 20 регулярных рейсов в день. Вопрос в том, почему билет в Сочи стоит дороже, чем в Анталию, до которой лететь вдвое дольше. Одно из решений лежит на поверхности - НДС. То, что зарубежная перевозка освобождена от НДС, а внутренняя - нет, абсурдно.

Или тема чартеров из регионов. Их нет, потому что при нынешней стоимости перелета большинство жителей добираются до Черного моря поездом.

- Весь Краснодарский край сейчас "живет" Олимпиадой. Возможно, ее проведение, построенные к этому событию отели и объекты инфраструктуры сдвинут дело с мертвой точки?

- Понятно, что до Олимпиады никаких изменений не будет. Произойдут ли они после Олимпиады, зависит от того, останутся ли гостиницы гостиницами или они превратятся в жилые дома. Безусловно, увеличение объема качественных предложений повлияет на конкурентную среду.

В любом случае, проблема Сочи и Краснодарского края в целом как туристического региона - это системная проблема, и решать ее надо с изменения инвестиционного климата. Для этого государство должно как минимум бесплатно дать инвесторам землю и коммуникации.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР