25 апреля, четверг
 
 

Без господдержки сегмент речных круизов может прийти в упадок

По оценке представителей туротрасли, интерес к речным круизам по России постоянно растет как у россиян, так и зарубежных туристов. Однако без государственной помощи отрасль не сможет развиваться: серьезное фискальное бремя не позволяет обновлять флот и повышать комфортабельность теплоходов.

«Самые молодые наши речные пассажирские теплоходы были построены 25-30 лет назад. Конечно, каждое судно проходит реновацию, но с каждым ремонтом количество комфортабельных кают на нем снижается. При этом спрос на речные круизы постоянно растет. Важно помнить, что это внутренний туризм, это возвратный вид туризма, но возможность рынка удовлетворить требования потребителя сокращается с каждым годом», - рассказала в ходе пресс-конференции исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Действительно, из примерно 120 существующих в российском флоте пассажирских речных теплоходов, относительно новыми можно назвать не более 50: им «всего» 25-30 лет. Остальные 70 2-3-х палубные суда построены 40-60 лет назад. За счет постоянных реноваций теплоходы все еще остаются безопасными для пассажирских перевозок, но по комфортабельности большинство из них современным требованиям не отвечают.

Причина отсутствия в российском флоте современных теплоходов не нова - отсутствие инвестиций. Как пояснили эксперты, при средней стоимости пассажирского речного теплохода 20-25 млн. евро, окупится он не раньше, чем через 20-25 лет. Причина - короткий сезон российского речного судоходства. Если прибавить сюда высокие налоги и жесткие условия кредитования, то строительство одного теплохода может обойтись просто в заоблачную сумму. Поэтому судовладельцы выбирают модернизацию и реновацию.

Затраты на содержание теплохода также значительны. Например, сейчас около 20% от ежегодных эксплуатационных расходов тратится на ремонт и реновацию теплоходов. При этом сами туры также дорожают. В этом году это даже привело к некоторому торможению спроса: тур в Италию или Грецию из-за демпинга купить дешевле, чем отправиться на неделю в круиз. По словам представителей операторов по речным круизам, в среднем 20% стоимости тура составляет цена топлива, стоимость которого в этом году уже возросла для круизного сектора примерно на 70%. «Цены этого года мы не меняли, т.к. заявили их еще в прошлом августе. Работа ведется за счет снижения рентабельности», - отметил директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. Однако уже в следующем году, круизы могут стать дороже.

Трагедия, случившаяся на Волге с теплоходом «Булгария», послужила импульсом к проведению внеочередных проверок на всех речных пассажирских теплоходах. Однако эксперты уверяют, что серьезных нарушений по флоту, осуществляющему навигацию по российским рекам быть не должно.

Перед навигацией весь речной флот проверяется Российским речным регистром, а в последствие несколько раз - речными инспекциями. Любое отклонение от регламента ведет к запрету навигации теплохода, заверяют эксперты. «Нас контролирующие органы не щадят, они проверяют нас по полной программе», - отметила замдиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. Эксперты также подчеркнули, что трагедия на Волге - практически уникальна в своем роде. «Теплоход может сесть на мель, может врезаться в другой теплоход. Но перевернуться практически не может. Поэтому давать оценку тому, что произошло, мы не можем», - отметил Андрей Смолин.

Трагедия на Волге обострила проблемы, на которые долгое время просто не обращали внимания. Например, практики страхования, аналогичной выездному туризму, в сегменте речных круизов просто не существует. Туристов страхуют только на случай гибели - страхование жизни. «Российские туристы, которые путешествуют внутри страны, должны страховаться по системе, аналогичной той, которая действует при выезде россиян на отдых в зарубежные страны», - отметил замглавы Ростуризма Евгений Писаревский. По его словам, сейчас пострадавшие пассажиры «Булгарии» не могут получить даже страховку в размере 12 тыс. рублей. «Тем не менее, важно, чтобы страхование в этом сегменте не стало источником обогащения страховых компаний и не сделало этот вид туризма недоступным», - подчеркнул Евгений Писаревский. Он также отметил, что в законодательстве должна быть четко определена ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира. «Возможно, необходимо введение ответственности по аналогии с авиаперевозками, где она составляет 2 млн. рублей. Взаимодействуя с любым источником повышенной опасности, коим и является транспорт, гражданин должен быть уверен, что он в безопасности», - отметил чиновник. Он также посоветовал туристам не паниковать и не отказываться от круизов по российским рекам. «Важно также не поддаваться паники и понимать, что это трагическое событие носило исключительный характер», - подчеркнул Евгений Писаревский.

Отметим, что на данный момент массовых аннуляций эксперты не отмечают: российские туристы звонят и задают вопросы о безопасности планируемого путешествия, а для иностранцев отказ от круиза повлечет потерю денег за авиаперелет, визу и т.д. «Не исключено, что реакция иностранного рынка на трагедию будет заметна в следующем сезоне», - отметила Светлана Гончарова. Эксперты также отмечают, что с понедельника количество запросов на речные круизы значительно сократилось.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР