28 марта, четверг
 
 

«Аэрофлот» хочет установить в небе свои правила

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев предлагает распределять новые, выгодные направления исходя из доли рынка авиакомпании, ее оборота, сообщает «КоммерсантЪ». Свою позицию Виталий Савельев изложил в письме к премьер-министру России Владимиру Путину.

В частности, в своем письме Виталий Савельев просит изменить принципы выдачи Росавиацией допусков на международные рейсы. Сейчас, говорится в документе, частоты «распределяются Росавиацией на абсолютно непрозрачных условиях, без каких-либо четко обозначенных критериев и приоритетов». Поэтому глава национального перевозчика предлагает, «основываясь на международном опыте», предоставлять допуски на международные рейсы из расчета «величины налоговых поступлений от авиакомпаний, развитости маршрутной сети, количества перевезенных пассажиров, а также среднего возраста парка» и тем самым поддержать крупнейших игроков рынка. Кроме того, Виталий Савельев предлагает, чтобы выдачей допусков занималась специальная межведомственная комиссия, в которую вошли бы представители Минтранса, Минфина и Минэкономики.

По данным источника «КоммерсантЪ», предложения главы авиакомпании призваны поддержать не только саму авиакомпанию, но и «других крупнейших игроков» в преддверии вступления России в ВТО: перевозчикам придется конкурировать с лидерами мирового рынка, поэтому желательно увеличить свою долю на нем.

У экспертов новая инициатива «Аэрофлота» вызывает как минимум недоумение. Во-первых, представители авиабизнеса указали на государственные преференции, которыми пользуется «Аэрофлот» на протяжении всего своего существования. В частности, при покупке новых самолетов, авиакомпания освобождена от пошлин и пользуется налоговыми льготами. Такая система позволяет «Аэрофлоту» оставаться обладателем самого молодого парка, а значит, конкуренция здесь сомнительна. Так, например, на встрече с Владимиром Путиным, которая прошла 18 июля, Виталий Савельев заявил, что авиакомпания обладает самым молодым парком в Европе – «это большое конкурентное преимущество, которое мы сейчас используем, потому что у многих ещё ассоциация со старым, советским «Аэрофлотом».

Инициативу «Аэрофлота» многие связывают с обострившимся недовольством рынка по поводу действия приказа Минтранса №92 о назначении перевозчиков на те или иные направления. «Тем самым «Аэрофлот» фактически в обострившейся системе распределения допусков осуждает политику Росавиации, пытается создать новую систему, в которой сам «Аэрофлот» останется практически монополистом. Если такие критерии будут утверждены, многим авиакомпания придется либо с кем-то объединиться, либо уйти с рынка. Все это приведет к дальнейшему укрупнению авиарынка, когда останется пятерка перевозчиков, которая и будет обслуживать весь авиарынок», - отмечает эксперт, решивший остаться неназванным.

Ставят под сомнение эксперты и указанный г-ном Савельевым «международный опыт». Так, по словам главы аналитического отдела «Авиапорта» Олега Пантелеева, в Европе действует принцип «открытого неба» и авиакомпании получают маршруты лишь «исходя из принципа экономической целесообразности». Поэтому, по словам эксперта, предложения Виталия Савельева противоречат мировой практике. «Принцип распределения различных допусков должен определяться исключительно конкуренцией. Оценивать возможности того или иного перевозчика по тому количеству налогов, которое он уплачивает, как минимум нелогично», - соглашается директор брокерской компании «Авиачартер» Александр Морозов.

В 2010 году «Аэрофлот» перевез 11,3 млн. пассажиров, заняв 23% российского авиарынка. Ближайший конкурент — «Трансаэро» с 6,6 млн пассажиров и 18% рынка, на третьем месте — S7 Airlines (4,8 млн пассажиров). Налоговые платежи «Аэрофлота» в бюджеты всех уровней составляют около $400 млн. «Трансаэро» и S7 этот показатель не раскрывают, четвертый перевозчик России авиакомпания «ЮТэйр» в 2010 году выплатила в бюджеты всех уровней порядка $100 млн. «Аэрофлот» имеет право летать по 110 направлениям в 48 стран мира, у «Трансаэро» — 101 международный маршрут в 38 странах. Средний возраст парка «Аэрофлота» — 5 лет при среднем общероссийском 19 лет.

Таким образом, по всем названным г-ном Савельевым параметрам «Аэрофлот» — лидер рынка, а значит, претендует на большинство назначений, предложенные им меры поддержат в первую очередь его самого, уверены эксперты. Заместитель комитета по транспорту Государственной думы Сергей Гаврилов считает, что предложения «Аэрофлота» можно принять на вооружение, но только если авиакомпанию «поставить в равные условия со всеми российскими перевозчиками» — лишить ее роялти и льгот по беспошлинному ввозу самолетов.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР