26 апреля, пятница
 
 

Дорога в ниКУДА

Мебель, оргтехника и долг в 20 млн. долларов – вот все, что осталось от сети турагентств «Куда.ru». В июле Арбитражный суд принял заявления о банкротстве управляющих компаний этой сети. «Куда.ру» считалась самым дорогостоящим проектом в туристической рознице. В 2006-м она была оценена в 54,4 млн долларов, а на конец 2008-го управляла примерно 150 точками продаж. К началу года этого из-за проблем с платежами от сотрудничества с ней отказались практически все туроператоры. Владельцы бизнеса пытались привлечь инвестора, но в марте сделка сорвалась. К апрелю все точки «Куда.ru» были закрыты. 

Кризис в крупнейшей сети туристических агентств начался три года назад. В июле 2006 года в кулуарах туристической отрасли обсуждали, как сеть «Куда.ru» покинули 14 франчайзинговых агентств. Тогда представители головного офиса сети и руководители расставшихся с сетью агентств называли основной причиной разрыва отношений повышение размеров ежемесячных отчислений (роялти) для франчайзинговых турагентств. Представители покинувших сеть компаний недоумевали, на что уходят эти деньги: дескать, call-центр работал плохо, учебного центра нет, практической помощи - тоже. Тогда некоторые эксперты предположили, что таким образом «Куда.ru» избавляется от франчайзинговых офисов, чтобы сконцентрироваться на развитии собственной розницы. Занимавшая в ту пору должность директора по туризму сети «Куда.ru» Светлана Ахунова подтвердила стратегические планы сети, а спустя полгода… сменила место работы – ушла в «Интурист». Декабрь вообще оказался богат на кадровые перестановки: в первый месяц зимы «Куда.ru» покидает Андрей Власов, занимавший должность вице-президента, также о своем уходе заявляет Сельчук Бугай, длительное время возглавлявший «Куда.ru».  

Дальше дела у сети стали налаживаться. В начале февраля 2007-го стало известно о том, что сеть Entire Travel (12 офисов, расположенных в гипермаркетах «Рамстор» и «Ашан»), была поглощена сетью «Куда.ru», цена вопроса составила от 360 до 600 тыс. долларов. В эту сумму вошли и права на марку Entire Travel, однако использовать ее в «Куда.ru» были не намерены. Бренд «Куда.ru» был более известен, и до марта все новые офисы были переоформлены по сетевым стандартам. Однако уже в декабре 2008 года сеть попадет под пристальное внимание коллег и партнеров. Причиной тому стала информация о разладе в отношениях с крупными поставщиками, такими как TEZ TOUR, а также о задолженностях по зарплате в головном офисе и закрытии части точек продаж. По состоянию на декабрь 2008-го «Куда.ru» закрыла порядка 20 офисов (осталось 120), переставших быть рентабельными, что составило 15% от общего количества собственных точек. Руководство компании настаивало на том, что меры эти – антикризисные. Тем временем задолженности по зарплате перед сотрудниками центрального офиса продолжали расти… 

Незадолго до Нового года, 29 декабря, о разрыве отношений с «Куда.ру» объявила компания GTI Travel. Оператор аннулировал все заявки на Турцию, забронированные через эту сеть турагентств на даты с 27 декабря по 10 января. Задержки платежей начались еще в сентябре, и в течение первого месяца зимы денег за туры туроператор так и не получил, после чего руководством было принято окончательное решение о разрыве отношений с сетью. Примерно в то же время появляется неофициальная информация о санкциях со стороны Mostravel и других крупных туроператоров. «Нам повезло – мы относимся к той категории счастливцев, с которыми «Куда.ru» полностью расплатилась, и у меня лично никаких претензий к Александру Комарницкому нет, - рассказал в разговоре с АТОР генеральный директор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. – Я был готов аннулировать заявки, но Александр Комарницкий сдержал свое слово, и деньги на счет все-таки поступили. Таким образом, все предновогодние финансовые затруднения с «Куда.ru» были своевременно решены и проблем больше не возникало». 

Но так было далеко не со всеми. Директор по продажам «Натали турс» Михаил Лапшин комментировать ситуацию по долгам и вовсе отказался, не пожелав выносить на суд общественности отношения с сетью. «Таких потерь, как у «Натали» у нас нет, - рассказал в разговоре с АТОР генеральный директор TEZ TOUR Владимир Каганер. – Наша компания самой первой расторгла договор с сетью. Политика простая: мы не верим брендам, мы верим тому, кто платит деньги. Как только начались задержки с выплатами, мы подождали немного, предупредили о возможных последствиях, а затем расторгли договор». 

После январской аннуляции ряда заявок, не оплаченных сетью «Куда.ru», перестает работать call-центр. Тогда генеральный директор «Куда.ru» Олег Шешеня опроверг предположения о сворачивании работы сети и объяснил, что молчание call-центра связано с закрытием крупного филиала компании на Шоссе Энтузиастов. Более того, он поделился с журналистами планами по реструктуризации сети: планировалось оставить около 30 собственных офисов продаж, а остальные передать во франчайзинговое управление, продать или закрыть. Но в конце января Олег Шешеня пост генерального директора покидает, объясняя это решением уволиться еще до кризиса, никак не связанным с положением дел в сети. Девятнадцать оставшихся офисов сети продолжают работать в дежурном режиме, а зарплату сотрудникам задерживают уже четыре месяца… 

Пока партнеры сети продолжали испытывать трудности с получением оплаты, «Куда.ru» окончательно сворачивает свою деятельность в Санкт-Петербурге - в конце января все сотрудники, включая руководство, получили приказ об увольнении в связи с сокращением. К середине февраля Басманный суд Москвы был завален исковыми заявлениями от работников, требовавших вернуть задолженности по зарплате. В суде Арбитражном с января было зарегистрировано 46 исков от поставщиков и арендодателей на общую сумму 21,6 млн рублей. Пока суд удовлетворил всего два иска на 560,2 тысяч рублей. 

В начале марта ни к чему не привели переговоры о покупке Toparda Enterprises Ltd. (владельца «Куда.ru» и «Магазина горящих путевок») инвестиционной группой «Трастком». Потенциальный покупатель счел риски неприемлемыми. Таким образом, определилась и судьба сотен рядовых сотрудников сети: они остались без денег и без работы. Заявление о банкротстве ООО «Академ Альянс-М» было зарегистрировано в картотеке Арбитражного суда Москвы 2 июля, ООО «Берлит Трэвел» - 8 июля. Оба ООО на 100% принадлежали Toparda Enterprises Ltd и работали под брендом «Куда.ru»: первое управляло бизнесом сети в Москве и области, второе - в регионах. Ранее обе компании инициировали процесс ликвидации, а председатель ликвидационной комиссии г-жа Лебедева направила заявление о признании их банкротами. Toparda Enterprises владеет также 100% ООО «Сеть магазинов горящих путевок» (МГП), владельца франшизы на одноименные турагентства. 

Сейчас по франшизе МГП работают около 280 точек, и проблемы «Куда.ru» на бизнесе МГП никак не отразились. «МГП является самостоятельным юрлицом, и любые санкции, будь они наложены на одного из акционеров, не могут по закону коснуться самого МГП как юрлица, - объяснил в разговоре с АТОР основатель МГП Андрей Озолинь. - Таким образом, я полагаю, что будут сложные и длительные переговоры между акционерами холдинга, владеющего МГП и кредиторами, но ни тем, ни другим ухудшение положения МГП невыгодно». 

По словам Андрея Озолиня, насколько ему известно из общения с владельцами некоторых офисов МГП, а также с Сергеем Агафоновым, генеральным директором МГП, репутационная тень от проблем «Куда.ру» все-таки есть, но на МГП она распространилась незначительно. «Куда более важным фактором нынешнего времени является лояльность к марке со стороны туристов, - продолжает г-н Озолинь. - И в эти месяцы, если и есть спад по отношению к прошлому году, то незначительный. Мне также известны офисы МГП, где показатели этого года даже несколько выше предыдущего в валютном выражении. Наконец, МГП - франчайзинговая компания, и устойчивость любого офиса продаж зависит, прежде всего, от качества управления на местах, а активности центрального офиса в плане продвижения, кобрендинговых программ и отношений с операторами. А с этим сейчас налаживается: у Сергея Агафонова полный картбланш на оперативное управление, а энергии и трудоспособности ему не занимать». 

Тем временем, Сельчук Бугай, известный по своей работе в «Куда.ru» и «Туральянсе», успел приступить к реализации нового проекта - независимой бонусной системы для менеджеров агентств Tourism Travel Marketing (ТТМ). «Конечно, для «Куда.ru» все могло сложиться по-другому, - уверен г-н Бугай. – Проект был интересный, бизнес был интересный. Но были ошибки – финансовые, управленческие, основной из которых я считаю отказ от франчайзинга. Когда речь идет о собственности, необходимо, чтобы была налажена схема организации технического контроля, чтобы была структура. А сделать это непросто. Например, при строительстве дома, если нет инфраструктуры, если нет условий, если не были проведены подготовительные работы, строить будет труднее и дороже». 

По мнению экспертов, главными причинами сложностей в «Куда.ру» стали надежда на постоянный и интенсивный рост рынка и готовность терпеть неэффективность во имя экспансии, а также почти полное отсутствие делегирования обязанностей и полномочий на средний уровень управления. «На мой взгляд, любая сеть, созданная по такой же модели, как "Куда.ру"  убыточна, - уверен генеральный директор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. – И, прежде всего, это связано с проблемами управления туристического ритейла».

 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР