25 апреля, четверг
 
 

Плюсы и минусы нового туристического законодательства

Несмотря на то, что поправки в главный туристский закон уже рекомендованы Комитетом Госдумы по экономической политике и предпринимательству ко второму чтению в том виде, в каком они были предложены Владимиром Головневым, споры о дальнейшей судьбе турагентств, которых могут обязать работать от имени и по поручению туроператора, не утихают. Эксперты считают, что поправка серьезно проредит агентский рынок, а выйти на него новым компаниям будет практически нереально. Есть мнение, что для агентств, которым операторы доверят работать от своего имени, наступит «райская жизнь», а вот выдержат ли такую «нагрузку» туроператоры еще неизвестно – всех агентских ошибок и недочетов могут не выдержать даже самые крупные участники рынка. 

Никаких скидок

С положительной оценкой работы турагента от имени и по поручению оператора выступил директор сети «МГП» Сергей Агафонов. Он уверен, что в результате принятия поправок произойдет сокращение агентского рынка, но во многом «за счет недобросовестных или низкоэффективных агентств, ломающих рынок и сводящих на нет рентабельность турагентского вида деятельности как такового баснословными скидками прямым клиентам». В своем открытом письме он отметил, что именно за счет этого низового сегмента – низкоэффективных, непрофессиональных, демпингующих компаний – и сократится турагентский рынок. В свою очередь сетевые объединения, как независимые, так и, естественно, операторские, а также давно и/или эффективно работающие на рынке самостоятельные агентства останутся на рынке, так как операторы заинтересованы в надежной дистрибуции.

Аналогичной позиции придерживается «Натали Турс». По словам президента компании Владимира Воробьева, продавая тур от имени туроператора, агент будет понимать, что все скидки, которые он решится предложить клиенту, будут отслежены туроператором, что побудит агентство продавать туры только по той цене, которая указана в договоре туроператора.

Мысль хорошая, да только, пожалуй, противоречит реальной практике. Ведь скидку агентство может предлагать из собственной комиссии, да и часто скидки предлагаются именно теми агентствами, которые работают с туроператорами давно и продуктивно, имея повышенную комиссию.  Отследить, куда и на что истратил агент свое вознаграждение просто невозможно, нет у оператора ни таких полномочий, ни возможностей, как финансовых, так и кадровых. Так что не исключено, что  большинство демпингующих  компаний и после принятия поправок к закону продолжат «развращать» клиентов необоснованными скидками, так как с ними, как с проверенными годами партнерами, крупные туроператоры наверняка продолжат работать, доверяя им свое имя.

В бой идут одни старики

Не сложно догадаться, что с принятием нового закона туроператоры не будут разбрасываться своим именем и поручать работать с клиентами всем желающим.  В первую очередь это ударит по только созданным агентствам – шансов набрать клиентуру и начать зарабатывать у них просто не будет. Предпочтение в работе будет отдаваться проверенной временем сети дистрибуции: она, к слову, у лидирующих туроператорских компаний уже давно сложилась.

Но даже старым проверенным агентствам придется изменить годами сложившийся порядок работы. Наверняка, чтобы не отвечать за каждую оплошность турагента, туроператоры потребуют от агентств внесения депозита, то есть некоего страхового фонда, из которого оператор сможет компенсировать свои расходы из-за ошибок сотрудников  агентства. Размер его сейчас спрогнозировать сложно, скорее всего, он будет рассчитан для каждой компании индивидуально, исходя из объемов продаж. 

Поэтому существующая сейчас практика работы одного агентства с большим количеством операторов, в скором времени может претерпеть изменения: оставить депозит у одного-двух операторов, может, агентствам и будет под силу, а  вот разнести деньги по пяти или 20 компаниям для всех самостоятельных агентств будет нелегко. Можно предположить, что агентства будут вынуждены вливаться в существующие агентские сети или пытаться создавать новые, что удастся далеко не всем желающим.  В результате ассортимент обычного турагентства уменьшится в несколько раз, в целом рынок монополизируется,  вырастут цены на турпакеты. Как следствие, эксперты прогнозируют и снижение количество выезжающих за рубеж туристов.

Вне закона

Большинство операторов отмечает, что новые правила направлены на защиту интересов исключительно крупных представителей туррынка. Оздоровлению туристической отрасли и защите потребителя они, к сожалению, не способствуют.  Более того, предлагаемые поправки создают условия для недобросовестных действий.

Сейчас каждый участник туррынка самостоятельно несет ответственность за принятые им деньги перед своим клиентом и контрагентом. Однако, работая от имени оператора, ответственности за принятые от туриста деньги агентство как бы и не несет.  То есть, пропади агентство с деньгами туристов, туроператору придется отправить их за свой счет и неважно, что у него на этих туристов даже заявки от агента нет. И как быть оператору, если по вине такого агентства, ему придется нести ответственность даже не перед одной сотней клиентов?! Последствием этого будут новые банкротства операторов. Получается, законодатель фактически создает неблагоприятный фон для развития туристического бизнеса в России.

Вариантов «обхода» закона  и сейчас на рынке встречается множество. Например, агентства могут именоваться «трэвел консультантами» или просто «стороной» договора.  Работа от имени и поручению настолько усложнит взаимодействие турагентов и туроператоров, что недобросовестные участники рынка будут просто также обходить закон стороной. В результате, многие турагентства не уйдут с рынка, а просто окажутся  вне правового поля. Совершенно очевидно, что приобретая тур у такого агентства, клиент вряд ли сможет рассчитывать  на получение безопасной и обеспеченной страхованием услуги.

Туристов станет меньше

Одно из последствий принятия закона в его нынешнем виде – сокращение количества организованных туристов, причем не только в выездном туризме, но и во внутреннем. Согласно последней статистике Travelport, на данный момент в режиме онлайн свои туры бронируют самостоятельно только 7% россиян. Причиной сравнительно низкой интернет-активности россиян (в Европе самостоятельно бронируют туры примерно 25% туристов) является плохое знание иностранных языков и невысокая компьютерная грамотность. 

Вот здесь и расцветут предложения заказа туруслуг в интернете за небольшую комиссию. Естественно, налоги в бюджет государства при такой схеме платить никто не собирается. Да и в случае возникновения проблем с заказанной услугой  туристам помощи ждать будет не от кого.

Это не наш метод

Тем не менее, менять закон надо. Туристская отрасль готова к реформам, позволяющим сделать бизнес прозрачным, туриста защищенным, а турпродукт качественным. Эксперты сходятся во мнении, что для достижения вышеперечисленного необходимо вводить обязательное  саморегулирование для туроператоров и турагентств.  Саморегулирование, безусловно, имеет определенные минусы, правда касаются они в основном компаний, не желающих улучшать качество продукта, привыкших работать, применяя «серые» и «черные» схемы. А вот плюсы этого института огромны и очевидны. Самое главное -  потребитель становится защищенным.

После введения СРО, туристу больше не придется разгадывать, правильные ли ему выдали в турфирме документы, так ли должна выглядеть путевка и не ущемляет ли договор его права. Все документы будут оформлены исключительно в соответствии с законом – иначе просто не стать компании членом СРО – и их образцы можно будет посмотреть  на сайтах саморегулируемых организациях. Да и главный критерий порядочности компании для туриста запомнить будет несложно – доверить деньги можно только компании, которая является членом СРО. 

Именно поэтому участники рынка призывают законодателей к более взвешенному подходу. Не стоит сгоряча принимать закон, который, если не откатит российский туризм назад, в прошлое, то  светлого будущего не подарит точно.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР