29 марта, пятница
 
 

Costa Concordia: россияне начали улетать из Италии

В понедельник, 16 января, часть туристов (около 27 чел.), получивших в консульстве временные документы, вернулись в Россию. Остальные возвратятся во вторник и среду.

Согласно спискам генконсула России, 15 января из Милана вылетели шестеро российских туристов. По другим данным, всего из Италии улетело 9 человек. В понедельник, 16 января, «Аэрофлот» двумя рейсами вывез еще 27 человек. Как сообщает «РИА Новости», во вторник улетит еще 19 человек. Всего в Риме находится 91 российский турист. Некоторые хотят вылететь 21 января по имевшимся с самого начала билетам. Четыре человека улетели из Рима в Барселону с тем, чтобы оттуда лететь в Москву также по заранее купленным билетам.

Напомним, что по данным МИД РФ на борту Costa Concordia находилось 108 российских туристов и трое членов экипажа. Путевки на лайнер продавали «Магазин круизов», «Атлантис Лайн», «Виа Марис», «Инфлот Круз энд Ферри», «Карлсон туризм», «Натали турс», «Нептун». В круизе находились жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга. По данным «БалтИнфо», пассажиров из Петербурга в круиз отправляли туроператоры «Инфлот Ворлдвайт» (18 человек), «Астарта» (3 человека) и «Маринера» (4 человека). Среди петербуржцев на потерпевшем крушение лайнере находилось пятеро детей.
«Часть туристов нашей родственной компании «Магазин круизов и путешествий» уже улетели из Италии. Компания предложила им перевозку, но на этот момент они уже воспользовались предложением «Аэрофлота». Важно то, что некоторые из них летят в Москву, кто-то в другие города России. Ни одни из наших туристов не захотел остаться в Италии», - рассказал гендиректор «БРИЗ ЛАЙН» Максим Радионовский. Еще часть туристов «Магазина круизов» находится в Италии в ожидании вылета.

Представители туроператорских компаний за рубежом рассказывают, что у многих пассажиров Concordia были претензии к работе консульства. В частности, аппарат, который делает фотографии для справок, оказался платным. У потерпевших крушение пассажиров денег не было, приходилось их занимать. Представители Costa Cruises выдают оставшимся без вещей туристам по 50 евро на неотложные расходы. В первый день всем оставшимся без вещей россиянам привезли по паре обуви и по две куртки.

Отметим, что среди погибших россиян нет. Два человека значились в списке пропавших без вести, но были обнаружены: они находятся в гостинице в городе Савона под Генуей. Одна россиянка - Ирина Назарова - по-прежнему остается в больнице. По данным российского посольства, травмы не серьезные, поэтому в скором времени Ирина будет выписана.

Как заявил в ходе экстренной пресс-конференции председатель совета директоров Costa Crociere Пьер Луиджи Фоски, некоторые иностранцы все еще числятся пропавшими без вести. Однако точное их число он не назвал, отметив, что оно постоянно меняется.

Человеческий фактор

Основной версией причины катастрофы по-прежнему считается человеческий фактор. Капитан Costa Concordia Франческо Скеттино задержан и дает показания. Сам он заявляет, что рифов, на которые наткнулся лайнер, не было на карте. Пьер Луиджи Фоски эту информацию не подтвердил. Он сообщил, что маршрут Costa Concordia совершался 50 раз в год, поэтому был хорошо знаком и компании и самому г-ну Скеттино. Капитан работает в Costa Cruises 11 лет. Вопрос, почему Франческо Скеттино решил отклониться от курса, пока остается открытым. По одной версии, он хотел порадовать стюарда, который родом из этих мест. По другим, капитан хотел таким образом поприветствовать кого-то на берегу. Расследованием и проверкой всех версий занимается следствие. Достоверно известно лишь то, что отклонение от курса не было санкционировано руководством Costa Crociere. Г-н Фоски также сообщил, что, по его сведениям, капитан был трезв.

Еще один нелицеприятный факт: капитан лайнера одним из первых покинул тонущий корабль, не дожидаясь эвакуации всех пассажиров. Это обстоятельство подтвердил в воскресенье прокурор Гроссетто Веркзио. Однако г-н Фоски не подтвердил эту информацию, сославшись на то, что следствие еще не окончено.

Вместе с капитаном Costa Concordia полиция страны задержала и его старшего помощника Чиро Амбросио.

Г-н Фоски отметил, что введение дополнительных мер безопасности на лайнерах Costa Cruises пока не планируется. «Все наши лайнеры отвечают требованиям безопасности, предусмотренным законодательством», - заявил г-н Фоски. Тем не менее, он рассказал, что Costa Cruises предполагает дополнительное обучение своих сотрудников, чтобы те могли оперативно реагировать даже в самых необычных ситуациях. Программа тренингов будет разработана в ближайшее время.

Компенсациями займутся после спасательных работ

Вопрос компенсации пока четко определен только для тех туристов, чьи рейсы только планировались на ближайшее время. Все они могут вернуть полную стоимость пакета и получить 30-процентную скидку на любой последующий круиз.

Также Итальянская ассоциация защиты прав потребителей (Altroconsumo) сообщила, что пассажиры лайнера могут получить компенсации от Costa Cruises за физический, моральный и материальный ущерб. В соответствии с заключенными с Costa Cruises договорами пострадавшие клиенты компании могут рассчитывать на компенсацию до 500 тысяч евро в случае получения травм, до 20 тысяч евро - за нанесенный материальный ущерб (потерю багажа) и до 50 тысяч евро - за прочие виды ущерба (в том числе и моральный). «Право на получение компенсации за телесные повреждения ограничено трехлетним сроком, за материальный ущерб – годом», - говорится в пресс-релизе ассоциации. Altroconsumo рекомендует пострадавшим клиентам Costa Concordia как можно скорее собрать необходимые документы и направить их в общество защиты прав потребителей заказным письмом с указанием претензий.
В Costa Cruises обещают компенсировать ущерб всем пассажирам в индивидуальном порядке. Предполагается, что этим вопросом в компании займутся после окончания спасательных работ на тонущем лайнере.

Аналогичным образом обещают поступить с компенсацией за утерянный багаж. Как пояснил Максим Радионовский, страхование багажа в стандартную страховку не включается. В ходе пресс-конференции Пьер Луиджи Фоски лишь отметил, что в Costa Cruises подумают над этим вопросом. Известно, что сейчас представители компании предлагают туристам составить список вещей, которые были в багаже, этот список переводят на итальянский язык и делают примерную оценку. Затем туристам выдают расчет, где указан список вещей и их примерная стоимость для последующей выплаты компенсаций. Председатель совета директоров Costa Cruises заявил, что на возмещение убытков будет направлено 93 млн евро.

Уточнить ответственность, расширить страховки

На произошедшее в Средиземном море уже обратили внимание российские власти. Предложения по изменению туристского законодательства были сделаны в понедельник, 16 января, на президиуме Госсовета, посвященном защите прав потребителей. Так, президент Дмитрий Медведев заявил о том, что необходимо уточнить и пределы ответственности туристических операторов, и список оснований для выплат страховых возмещений, а также - условия и порядок оплаты медицинских услуг туристам в стране пребывания и целый ряд других вопросов, которые возникают в этом сегменте. Его поддержал глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. «Туроператоры должны предоставлять туристический продукт, то есть отвечать от начала до конца за туриста, а сейчас ведется разговор о том, что это набор услуг - отдельно по авиаперелету, по бронированию гостиницы и т.п.», - заявил глава ведомства. Ростуризм предложил внести изменения в КоАп и УК для усиления ответственности туроператоров. В то же время Александр Радьков подчеркнул, как важно развивать систему страхования в туриндустрии, особенно учитывая тот факт, что многие туристы не пользуются услугами турфирм и едут в путешествие самостоятельно. В этом случае люди не всегда думают о необходимости страхования. Он предложил рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования всех выезжающих за рубеж. По словам Александра Радькова, в тех случаях, когда страховка не может покрыть лечение, расходы должно брать на себя государство.
В понедельник на сайте Роспотребнадзора появилось сообщение, касающееся трагедии в Средиземном море. «Учитывая непростой характер подтверждения факта причинения имущественного вреда в рассматриваемой ситуации, Роспотребнадзор рекомендует пострадавшим потребителям в соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей также требовать компенсации морального вреда», - говорится в сообщении ведомства. При этом ведомство напоминает, что пассажирам Costa Concordia следует сохранять все документы, подтверждающие затраты, а также медицинские и прочие справки, которые могут служить доказательством в споре с ответчиком. Всем пострадавшим туристам Роспотребнадзор предлагает свою юридическую помощь.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР