29 марта, пятница
 
 

Лечить нельзя забыть

На этой неделе Правовой службе АТОР пришлось вмешаться в две непростые ситуации, в которых оказались российские туристы, имевшие медицинские полисы компаний "Ингосстрах" и "ВСК".

Ни для кого не секрет, что медицинский страховой полис в туристической поездке - вещь необходимая. Все больше туристов, понимая значимость этого документа, внимательно относятся к величине покрытия расходов и выбору страховой компании. Но на практике нередко получается, что даже полис лидеров страхового рынка не является гарантией получения качественного и, главное, оперативного лечения на отдыхе. На этой неделе Правовой службе АТОР пришлось вмешаться в две непростые ситуации, в которых оказались российские туристы, имевшие медицинские полисы компаний "Ингосстрах" и "ВСК".

12 апреля, в субботу, в Правовую службу АТОР обратилось московское агентство, которое попросило помочь решить проблему, связанную с оказанием медицинской помощи в Доминикане. Туристка сломала шейку бедра – перелом крайне непростой, - однако, по словам агентства, страховая компания «ВСК» отказывается оплачивать операцию. АТОР удалось выяснить, что дело обстоит не совсем так, как сообщает турагент. В действительности, страховой компанией совместно с туристкой было принято решение не производить операцию в клинике Доминиканской республике, а как можно скорее вернуть туристку в Россию. Причиной такого решения послужил отказ клиники в проведении операции – оказывается, в ней нет специалистов такого уровня. Этот факт неприятно удивил: ведь приобретая медицинский полис, хочется рассчитывать на качественное медобслуживание, если оно вдруг потребуется.

Операция по перелому шейки бедра требует оперативного реагирования (3-5 дней), однако в данном случае оперативности не получилось - туристка прилетела в Россию только на 6 день после перелома. С одной стороны понятно, что быстро организовать доставку туристка домой не всегда возможно, ведь специальное лежачее место можно установить не на каждом рейсе и этот вопрос требует согласования и оплаты в авиакомпании. Но при этом, нельзя же допускать, чтобы турист находился почти целую неделю практически без медицинской помощи.

К сожалению, подобный случай не единственный. 14 апреля в АТОР позвонила туристка и рассказала практически об аналогичном случае, страховщиком по которому выступала компания «Ингосстрах». 12 апреля 2014 года, находясь на территории Италии, она также сломала шейку бедра. Попытавшись связаться с сервисным центром страховой компании «Ингосстрах» и не получив ответа, она была вынуждена вызвать врачей, воспользовавшись помощью персонала отеля, в котором она проживала на отдыхе. Приехавшая бригада скорой помощи поместила туристку в госпиталь Presidio ospedaliero di Ravenna в г.Равенна.

Позже страховщик связался с туристкой и сообщил ей неутешительную новость - операция по перелому шейки бедра не будет оплачена страховой компанией, т.к. требующаяся имплантация выходит за рамки покрытия страхового случая. В качестве альтернативы, туристке предложили организацию ее возврата в Россию. Туристка согласилась, но оперативного реагирования снова не получилось - страховая компания не выходила на связь с туристкой до 14 апреля.

Отчаявшись ждать, туристка сама связалась с офисом «Ингосстрах» и, понимая, что возврат на родину затягивается на неопределенное время, предложила купить ей билет бизнес-класса на ближайший рейс. Удивительно, но страховая компания согласилась, несмотря на то, что пациентке показан перелет только в лежачем положении. Не подозревая о возможных сложностях, туристка попросила персонал клиники подготовить ей документы для выписки. Примерно в 22.00 14 апреля сотрудник сервисного центра «Ингосстрах» сообщил ей неприятную новость: компания не может оплатить этот билет, т.к. сервисный центр находится в Украине, а «Трансаэро» не принимает платежи от украинских компаний. Эту же информацию подтвердили и юристам АТОР. Решение вопроса вновь было отложено - до утра 15 апреля.

15 апреля страховая компания заявила, что может оплатить доставку туристки в Москву только в лежащем положении, а на организацию такого места в самолете потребуется еще минимум 3 дня. Получается, что вместо того, чтобы заняться организацией доставки туристки в Россию еще 12 апреля, «Ингосстрах» тянул время и «занимался» покупкой билета, понимая, что перелет даже бизнес-классом опасен для здоровья туристки.

Между тем, утром 15 апреля персонал клиники заявил туристке, что она выписана и попросил более не занимать палату. При этом клиника не обеспечивала ее даже медицинским автомобилем, т.к. он не был заказан и оплачен страховой компанией. Только после того, как к решению создавшейся ситуации подключилась Ассоциация Туроператоров, страховая компания гарантировала, что вылет туристки в Россию состоится 18-19 апреля и до этого срока она сможет оставаться в клинике в г.Равенна.

К сожалению, эти два случая не единственные. В АТОР все чаще и чаще поступают жалобы на медицинское обслуживание за рубежом по страховым полисам. Вместе с тем, страховые компании все больше конкретизируют правила страхования, вводя порой такие условия, что приобретение страхового полиса становится для туриста бессмысленным. Например, в некоторых полисах содержится условие, согласно которому не являются страховым случаем травмы, полученные туристом во время нахождения в море. А для чего тогда туристы вообще выбирают пляжный отдых? Или еще один пример: репатриация тела из Европы обходится примерно в 10-12 тыс. долларов США. Некоторые страховые компании, реализуя полисы с покрытием в 30 тыс. долларов, указывают, что репатриация тела входит в стоимость полиса, но мелким шрифтом приписывают, что возмещению подлежит сумма, не более 2-3 тысяч долларов США…

Вероятно, чтобы исключить злоупотребления при оказании медицинских услуг за рубежом, необходимо законодательно закрепить перечень услуг, которые в обязательном порядке должны быть оплачены страховой компанией в случае наступления страхового случая. Одним из «побочных эффектов» этого действия станет увеличение стоимости медицинского полиса, зато несомненным плюсом будет спокойствие и уверенность отдыхающих и их родственников в том, что в случае необходимости они получат услуги, на которые рассчитывали при заключении договора страхования.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР