24 апреля, среда
 
 

Зачем «Пегасу» гарантии агентств

Агентства, работающие с туроператором «Пегас Туристик», получили письменные уведомления о необходимости предоставить оператору определенные виды обеспечения обязательств: депозит, банковская гарантия или договор поручения. Сообщения вызвали неприятие на агентском рынке и множество вопросов. Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная рассказала «Вестнику АТОР», почему была принята такая мера.

- Анна Альбертовна, расскажите, какие изменения произошли в отношениях между «Пегас Туристик» и агентствами?

- В договоре «Пегас Туристик» с агентствами есть такой пункт: «Туроператор в качестве условия заключения договора вправе требовать от агента предоставление обеспечения обязательств в виде поручительств и/или банковской гарантии, и/или обеспечительного платежа (депозита). Срок предоставления обеспечения устанавливается туроператором, о чем агент уведомляется письменно». На основании этого пункта мы письменно разослали ряду агентств предложение предоставить один из этих видов гарантий. То есть, если изначально для некоторых агентств это уже было обязательным условием, то сейчас мы расширяем список агентств, которых мы обязуем предоставить нам такие виды гарантий.

- Этот шаг как-то связан с ситуацией на рынке?

- В последнее время у туриста очень остро стоит вопрос о надежности туристического рынка – как туроператорского, так и агентского. Потребитель  напуган, сомневается, не видит различия между агентами и операторами. Общее настроение у потенциального туриста можно описать как «опасение», и это наносит колоссальный ущерб всему туристическому бизнесу. Еще раз подчеркну, я говорю о рынке в целом, а не отдельно об операторском или агентском сегменте.

Последние банкротства туроператоров прошли достаточно громко, под пристальным вниманием прессы и Правительства. Будем надеяться, что череда банкротств операторов на данный момент приостановилась, но продолжаются  «бегства» агентств с деньгами туристов. Этот «ручеек», который мы наблюдали ранее, превратился в бурлящую реку. Мы работаем по всей России, и можем с уверенностью сказать, что обладаем информацией о количестве ежедневных уходов с рынка агентств.

Уходы с рынка туроператоров очень обширно освещаются. Активно обсуждаются в СМИ долги туроператоров, количество пострадавших и т.д. Эта информация доступна. Что касается агентств, то количество пострадавших можно подсчитать только по тому числу людей, которые собрались у закрытого офиса. Такие агентства просто уходят: не банкротятся, а просто закрывают двери офиса и скрываются в неизвестном направлении с деньгами туристов.

- Какие гарантии предоставляют туроператоры туристам и агентствам?

- Мы понимаем, что туроператорский бизнес сейчас испытывает нападки со всех сторон. По какой-то причине нам приклеили ярлык «пирамиды». Но, хочу сказать, что у туроператора механизмы защиты прав потребителя работают. Конечно, иногда не без погрешностей, но работают. Работает «Турпомощь», и мы это успели заметить по последним неблагоприятным событиям. В той или иной степени, но все-таки работает страхование (фингарантии). Опять-таки подчеркну – не так, как хотелось бы потребителю, но работает.

Туроператор открыто показывает гарантии, которые он имеет, всему рынку. Достаточна она или нет – это другой вопрос. Главное, что она есть. У туроператоров, которые работают под брендом «Пегас Туристик» общая сумма страхования составляет более 1,5 млрд рублей. Это живая финансовая гарантия. Кроме того, у каждого добросовестного туроператора есть депозиты у авиакомпаний и в отелях – вкладываются «живые», реальные деньги. Все туроператоры, работающие под брендом «Пегас Туристик» являются членами «Турпомощи». И тоже платят туда взносы. Можно сказать и о недвижимости, которая есть на территории России у ряда туроператоров, включая нас. Это тоже наши активы. То есть, существует определенный вид гарантий, который мы афишируем, и который все видят.

- А какая ситуация на агентском рынке?

- У агентства, которое принимает деньги туристов, нет никаких гарантий. Поэтому мы в свое время обращались  в Конституционный суд РФ. Мы хотим каким-то образом привести агентский рынок к нормальной добросовестной работе. Я не хочу сказать, что все туроператоры – «строители пирамид», а все агентства убегают с деньгами туристов. Это не так. У нас нормальный, хороший бизнес. Но нельзя закрывать глаза на определенный  процент недобросовестных операторов и агентств, которые некрасиво уходят с рынка и наносят ему колоссальный ущерб. Так вот, если у туроператоров гарантии есть, то у агентств нет никаких гарантий.

Агентство ничем не отвечает за свою деятельность. А ведь именно турагент непосредственно принимает деньги от туристов. Юристы сходятся во мнении, что сейчас в статье 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» четко прописано, что за все отвечают туроператоры, а потом уже в порядке регресса предъявляют требования к агентству, если оно не передало ему деньги клиента. Но фактически у агентства ничего взять нельзя. Мы обратились в Конституционный суд, чтобы устранить недоработку этой статьи. Мы готовы отвечать за неисполнение или недобросовестное исполнение своих обязательств, но только тогда, когда турагент передаст нам деньги клиента. Разве мы много требуем от агента? Просто передать деньги от клиента туроператору. Эта его обязанность нигде не прописана.

- Таким образом, дополнительные требования к агентствам призваны послужить определенной гарантией для «Пегас Туристик»? Почему же агентства приняли идею столь негативно?

- Сейчас мы видим, что риски есть у всех. И у агентств, которые боятся работать с туроператорами, и у операторов, которые видят, как агенты уходят с рынка с деньгами клиента. Все друг друга боятся. Давайте не будем бояться. Давайте предоставим гарантии, которые помогут нам спокойно работать друг с другом. Мы свои показываем. Мы обращаемся к турагентствам, чтобы и они нам предоставили гарантии своей деятельности на рынке: обеспечительный платеж, депозит, банковская гарантия, договор поручительства. Мы предлагаем варианты на выбор.

Хочу подчеркнуть, что обеспечительный платеж может быть использован туроператором только в случае неоплаты агентом тура, если он получил деньги от потребителя. Исключительно в этом случае. Он не может быть использовать ни для покрытия каких-либо абстрактных санкций, ни в каких-либо иных случаях на усмотрение туроператора. Что касается депозитов, то данный вид гарантии не является новинкой для многих наших партнеров. Еще до того, как мы изменили договор в январе 2014 года, многие агентства держали у нас депозиты по собственной инициативе для того, чтобы можно было работать в праздничные или выходные дни. В основном, депозиты держат те агентства, которые работают по безналичному расчету. Эта система депозитов продолжает действовать и в этом году.

Почему-то именно договор поручительства вызывает резкое неприятие. Напоминаю, договор работает только в том случае, если агент не передал туроператору средства, которые турист оплатил ему за тур. Почему он вызвал такое неприятие? Мне непонятно. То есть агентства изначально не хотели оплачивать деньги туроператору? Для меня эти опасения и жесткое неприятие этого пункта совершенно непонятно.

- Как в целом вы оцениваете восприятие этих мер на агентском рынке?

- Не скажу, что подобные меры популярны. Многие агентства не хотят иметь никаких гарантий перед туроператором, поэтому эти меры вызывают вопросы и неприятие. Нам пишут, что прекращают с нами работать, обещают уйти к другим туроператорам со словами «а что вы будете делать без нас?». Но на это я хочу сказать: на туррынке мы - партнеры, нам будет плохо без агентств, а им, наверное, без нашего продукта. Говорить о том, что кто-то без кого-то обойдется, неконструктивно. Подобные отношения разрушают рынок. Я за открытые, честные и порядочные отношения. И, наверное, тогда мы сможем «выдернуть» туротрасль из болота, в котором она последнее время «барахтается». Только совместными усилиями, а не односторонними. И я считаю естественным наше желание, чтобы ответственность несли обе стороны.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР