28 марта, четверг
 
 

Мнения авиакомпаний по поводу овербукинга кардинально разошлись

Минтранс предлагает разрешить авиакомпаниям овербукинг. Эксперты напоминают, что подобная практика фактически уже давно действует в России, как и на Западе. Однако российским властям необходимо детально проработать вопрос компенсаций пассажирам, которым может не достаться мест на рейсе по приобретенным билетам.

На едином портале для размещения информации о разработке нормативных актов разработан новый законопроект, вносящий поправки в ст. 107.1. «Изменение условий договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика». В частности, договор воздушной перевозки пассажира может быть изменен по инициативе авиакомпании при отмене, объединении рейса, указанного в билете, с другим авиаперевозчиком, замене воздушного судна, изменении маршрута перевозки, а также невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете. «Если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, по требованию госорганов в соответствии с их компетенцией, по решению перевозчика», — говорится в документе.

Практика овербукинга в России не запрещена и давно применяется российскими перевозчиками. «Обычно количество пассажиров, не являющихся на рейс, составляет 5-15%. Овербукинг используют многие российские перевозчики, – говорит руководитель комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин. – Предлагаемый проект лишь закрепит на законодательном уровне то, что применяется уже давно. Однако в законе должен быть детально прописан механизм компенсаций пассажирам, которые не смогли попасть на рейс».

Так, например, за рубежом размер денежной компенсации пассажиру доходит до 400 евро. Кроме того, «отказник» получает услуги трансфера и проживания на время ожидания следующего рейса.

В проекте Минтранса механизм компенсаций пока прописан слабо. Авиаперевозчик обязан проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до того пункта назначения, который указан в билете. При несогласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки расторгается, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, и предоставляется компенсация в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. Конкретная сумма компенсации в законопроекте не приводится.

По словам Дмитрия Горина, на практике авиакомпания сначала высаживает льготных пассажиров – собственных сотрудников, например. Потом может предложить пассажиру, которому все-таки не хватило места, upgrade до бизнес-класса, поскольку обычно здесь есть свободные места.

Право на овербукинг повысит коммерческую эффективность авиакомпаний. «Потребление в России сократилось примерно на 15%, средний чек по стране составляет сейчас всего 8 тыс. рублей, на международных рейсах – 12 тыс. рублей, – поясняет Дмитрий Горин. – Авиакомпаниям необходимо повышать цены, но сделать этого они не могут». Новая мера позволит авиакомпаниям сократить убытки на фоне сокращающегося рынка. К слову, не так давно была принята еще одна мера, имеющая аналогичную цель – право перевозчика на введение невозвратных тарифов.

Стоит отметить, что ранее с инициативой ввести право на овербукинг (как и невозвратные тарифы) выступил «Аэрофлот». Как пишет «Газета.ру», идею поддерживают в «ЮТэйр» и «Сибири». А вот директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал сообщил «Вестнику АТОР», что перевозчик нововведение не поддерживает и сейчас овербукинга не допускает. «В нашей авиакомпании овербукинг запрещен внутренними документами», – заявил господин Быхал.

На данный момент законопроект Минтранса находится в стадии общественного обсуждения.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР