19 апреля, пятница
 
 

Лето-2015: взрывного роста внутреннего туризма в России нет

Это очевидно из данных ВЦИОМ, озвученных на пресс-конференции «Лето-2015: туризм и отдых в условиях санкций, девальвации рубля и экономического кризиса». Напротив, из 59 % тех опрошенных, кто брал в этом году отпуск, каждый второй россиянин провел его, не выезжая дальше дачи. Для сравнения – в прошлом году дачный отдых выбрали 40% российских отпускников.

Как выразился один из участников пресс-конференции, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Люди выбирали дачу не от хорошей жизни». По его словам, если перевести данные опроса в абсолютные цифры, в 2015 году отпуск на даче провели на 12 млн россиян больше, чем в прошлом году. И большинство опрошенных признают, что выбор в пользу дачи был сделан скорее вынужденно: стоимость отдыха за рубежом из-за девальвации рубля выросла за год на 30%. Да и на российских курортах цены «кусаются», а сервис при этом значительно отстает от европейского уровня.

39% опрошенных российских отпускников отмечают, что отдых был слишком коротким, 34% – что там, где они отдыхали, были слишком высокие цены, 25% – что не смогли поехать, куда хотелось бы. Представители ВЦИОМ, участвовавшие в пресс-конференции, отметили, что объявленный по итогам сезона Ростуризмом рост внутреннего туризма на 40% не совпадает с полученными в результате опроса ВЦИОМ данными. Так, например, отмечен рост популярности курортов – Краснодарского края с 11% до 14%, Крыма с 2% до 6%.

Первый вице-президент Ассоциации Туроператоров Владимир Канторович, в свою очередь, также отметил, что по данным крупнейших российских туроператоров, участников АТОР, роста внутреннего туризма на 40% нет. «Если бы такие данные соответствовали действительности, это были бы прекрасные результаты, можно раздать медали и жить спокойно, – заявил г-н Канторович. – Но вы видите, по данным ВЦИОМ, насколько на самом деле увеличилось количество домоседов».

Как заявил г-н Канторович, туроператоры действительно фиксировали рост поездок в Крым. Но цифры роста соответствуют данным ВЦИОМ, а не Ростуризма. Некоторых туроператоров в прошлом году еще не было на российских направлениях, а в этом они уже отправляли на курорты Крыма чартерные рейсы. Но, в абсолютных цифрах, спрос на российские направления сопоставим с прошлогодним.

Самым популярным направлением сезона стал Сочи. Анапа и Геленджик, напротив, «просели» по сравнению с прошлым годом. Как пояснил Владимир Канторович, прошлогодний ажиотаж на этих курортах объяснялся проблемами на керченской переправе и недостаточным количеством перевозки. В этом году Анапа и Геленджик резко повысили цены – на 20-30%, надеясь на значительный поток туристов, и просчитались – показатели продаж туров на эти курорты оказались ниже прошлогодних, поскольку перевозка в Крым была достаточной.

Российский турпоток за рубеж, как сообщил вице-президент АТОР, в этом году, по данным туроператоров, уменьшился на разных направлениях от 35 до 45%. Лидерами по предпочтениям по выезду стали Турция, Египет, Греция и Испания. Стоимость поездок, если рассматривать цену в евро, практически не изменилась, но в рублях, из-за девальвации, она существенно выросла, и это явилось решающим фактором выбора для российских отпускников.

Директор ВЦИОМ по коммуникациям Алексей Фирсов выделил ряд существенных проблем, которые, несмотря на пропаганду внутреннего туризма на государственном уровне, мешают развитию отрасли. Одной из проблем является несопоставимость российского и европейского уровня сервиса. Также эксперт считает, что многое зависит от политики региональных властей – российские граждане явно недостаточно информированы о туристических возможностях регионов. Серьезным недостатком является то, что инфраструктура вокруг объектов туризма в стране не развита должным образом. Неудовлетворительной эксперт назвал и существующую навигацию, даже в «раскрученных» регионах.

Весьма существенной причиной, тормозящей развитие туризма в стране, г-н Фирсов назвал проблему с перевозками. Концентрированность большинства маршрутов вокруг Москвы, неразвитость внутренней системы перевозки приводят к тому, что нет стимула для развития внутреннего туризма. «Все эти проблемы необходимо решать на уровне государства и региональных властей. Сам по себе процесс не пойдет, – резюмировал эксперт.

 


 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР