19 апреля, пятница
 
 

72 часа без визы не увеличат спрос на речные круизы

Ростуризм готовит ряд инициатив по либерализации визового режима. Сообщество операторов речных круизов предлагает распространить опыт безвизового пребывания для морских круизных туристов на речных, путешествующих по рекам России.

«Вестник АТОР» вместе с ведущими участниками этого рынка проанализировал, насколько безвизовый формат, в рамках которого в Россию на 72 часа въезжают иностранные граждане, прибывающие на круизных судах, поможет в привлечении зарубежных туристов на отечественные речные просторы. Эксперты считают, что любая либерализация визового режима пойдет на пользу рынку, однако, серьезно повлиять на рост турпотока эта мера может лишь при определенных условиях. По мнению участников рынка, 72-часовой формат без визы не подходит для речных круизов.

«72 часа – это мало. Такой формат дает загрузку в основном отелям, музеям, авиакомпаниям, такси и т. д. Нам, скорее, нужно безвизовое пребывание на срок до 15 дней, в составе групп по ваучеру на речной круиз – по аналогии с тем, как приезжали туристы на Олимпиаду и другие крупные соревнования», – поясняет заместитель генерального директора по туризму ОАО «Мостурфлот» Светлана Гончарова.

«72 часа – это мало. Нам нужно безвизовое пребывание на срок до 15 дней, по аналогии с тем, как приезжали туристы на Олимпиаду и другие крупные соревнования»

Г-жа Гончарова отмечает, что в портфеле круизов компании, разумеется, есть и 3-х дневные круизы, и под заказчика в «Мостурфлоте» готовы увеличить их количество.
«Вариант визового режима на круизы по рекам по принципу морских судов – это смягчающая мера. Поток она не поднимет, но, по крайне мере, сохранит существующий. К тому же, более эффективной такая мера будет при условии, если новая визовая система станет бесплатной. То есть, если иностранцу не придется доплачивать за визовое оформление, либо если расходы на визовое оформление будут снижены», – считает директор по въездному туризму компании «ВодоходЪ» Ирина Пигалова.

Сегодня иностранные участники речных круизов обычно путешествуют по маршруту Москва–Санкт-Петербург, или наоборот. «Продолжительность такого тура – от 10 до 14 дней. В этом году на этой линии с иностранцами работало 6 теплоходов нашей компании. Стоимость тура от 600 до 1500 евро, в зависимости от теплохода, палубы и экскурсионного обслуживания, включенного в пакет», – сообщила г-жа Гончарова.

«72 часа – совершенно не наш формат», – согласна с оценкой коллеги г-жа Пигалова. «Иностранец приезжает в Россию в большинстве случаев однократно, чтобы посмотреть 2 столицы, плюс маршрут. Минимальное количество дней, чтобы пройти по шлюзам (15-16 шлюзов) от Москвы до Петербурга и назад – 5 дней. К тому же нужно, как минимум, по одной ночи в Москве и Санкт-Петербурге. Следовательно, 7 дней – это минимальное время круиза. В большинстве своем круизы для иностранцев включают 6 дней круиза +4/5 дней в Москве и Санкт-Петербурге. Итого пакет путешествия составляет в среднем 10-11 дней», – рассказывает эксперт.

Если все-таки для речных «круизников» введут 72-часовой формат, то в этом случае увидят они немного. «В рамках трехдневного круиза можно отправиться из Москвы, на выбор, в Углич, Мышкин, Константиново, Коломну и Рязань. Из Санкт-Петербурга – на Валаам, Мандроги или Кижи», – рассуждает Светлана Гончарова.

Отвечая на вопрос «Вестника АТОР» о том, как иностранные гости получают визу в РФ в настоящее время, участники рынка рассказали, что обычно это зависит от страны и туроператора.

«Одни туроператоры берут на себя все вопросы по визе для клиентов, другие предлагают пакет без визы, и в этом случае визовым оформлением занимается сам клиент. «ВодоходЪ» обеспечивает всех иностранных туристов визовой поддержкой: мы делаем специальное письмо/ваучер для посольства, подтверждающее, что клиент будет в такие-то даты путешествовать на нашем теплоходе», – пояснила Ирина Пигалова.

В «Мостурфлоте» рассказали, что также обычно высылают иностранным туристам приглашение. «В этом случае мы являемся принимающей стороной. Встречаем наших гостей в аэропорту в Москве и провожаем в аэропорту Санкт-Петербурга или наоборот», – рассказала Светлана Гончарова.

Как из-за общей политической ситуации, так и по причине введения для туристов из Великобритании и Дании биометрии для получения визы в РФ, российские речные операторы потеряли в иностранном турпотоке. Представитель «Мостурфлота» говорит, что гостей из-за рубежа стало меньше на 30% по сравнению с прошлым годом. «Мы потеряли 60% американцев, 30% австралийцев, почти всех граждан Великобритании и Дании в связи с введением процедуры снятия отпечатков пальцев в посольствах РФ в этих странах. Также у нас есть туристы из Франции, Германии, Италии, Испании, ЮАР, Израиля, Турции и Вьетнама», – сообщила г-жа Гончарова, отметив, что по итогам 2015 года компания рассчитывает обслужить около 10 тыс. иностранных гостей.

«В этом сезоне мы фиксируем рост азиатского турпотока на 50% к сезону 2014 года»

Представитель компании «ВодоходЪ» рассказала, что, если в 2014 году оператор принял 28 тыс. зарубежных визитеров, в этом году их будет 15 тыс. человек. «Спад произошел по нескольким причинам. Например, из-за отказа операторов из США работать с российской компанией – по политическим причинам. Скандинавские страны и Великобритания снизили интерес за счет введения новых визовых процедур. Мы на сегодняшний день работаем со всей Европой, США, Австралией. Отмечаем, что становится все больше и больше клиентов из азиатских стран. Например, в этом сезоне мы фиксируем рост азиатского турпотока на 50% к сезону 2014 года», – подчеркнула г-жа Пигалова.

По статистике круизов Балтийского региона, каждый турист, сходя с парома, тратит в день в порту Балтики, в среднем, порядка 150 евро – на сувениры, еду, мелкий шоппинг. По данным российских компаний, на речных круизах в России этот показатель зачастую выше. «Все зависит от уровня туристов. Европейцы и азиаты тратят, в среднем, 100-150 евро, американцы и австралийцы – от 200 долларов и выше», – отметила Светлана Гончарова. «Турист во время круиза тратит, в среднем, от 100-300 евро на дополнительные экскурсии, не входящие в пакет, и порядка 150-200 евро – на сувениры», – говорит Ирина Пигалова.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР