28 марта, четверг
 
 

Электронная путевка в нынешнем виде может остановить продажи туров по России

С внедрением системы «электронная путевка» в ее нынешнем виде в российском организованном туризме продажи туров по России и за рубеж будут крайне затруднительным делом, а раннее бронирование – и вовсе невозможным, опасается бизнес. Однако на его опасения по-прежнему нет внятных ответов.

Напомним, что в идеологию системы электронной путевки с самого начала закладывалась техническая реализация принципа «продать электронных путевок можно на ту сумму, которую позволяют фингарантии». По данным разработчика ядра системы, компании «Аэронавигатор», для реализации такого принципа в системе было предусмотрено несколько вариантов – например, динамическая зависимость объемов эмиссии электронных путевок конкретным туроператором от размеров его фингарантий.

«Также в системе был возможен и вариант с присвоением туроператорам определенных коэффициентов, также зависящих от их фингарантий и ежегодных объемов», - говорят в компании. При выходе на критические (т.е. превышающие суммарно фингарантию) объемы продаж туров система оповещала бы регулятора об этом для принятия соответствующего решения. 

Туроператоры, уже тестировавшие систему, подтверждают, что в ее нынешнем варианте размер фингарантии в ИС «Электронная путевка» уменьшается на стоимость заведенных путевок.

«В случае превышения лимитов по финансовым гарантиям информационная система «Электронная Путевка» оповестит об этом и туроператора, и Ростуризм, и оператора системы» - рассказал «Вестнику АТОР» и Алексей Денисов, директор проекта «Электронная путевка» в компании «Астерос» (исполнитель госконтракта по данному проекту).

Туроператоры, уже тестировавшие систему, подтверждают, что в ее нынешнем варианте размер фингарантии в ИС «Электронная путевка» уменьшается на стоимость заведенных путевок. Деньги «возвращаются»  только после того, как турист вернулся домой, то есть для путевок со статусом «использована», который не может быть установлен ранее даты окончания поездки. Иными словами, продать туров на сумму больше фингарантии – нельзя.

Несложно понять, что в нашей реальности жесткое внедрение такого принципа, напоминающего  французскую систему, но в российском исполнении, может осложнить крупным и вполне надежным туроператорам продажу туров и привести к остановке продаж и коллапсу рынка. Причем особенно острой будет ситуация с внутренним туризмом и с ранним бронированием.

ЧТО БУДЕТ С БРОНИРОВАНИЕМ РОССИЙСКИХ КУРОРТОВ

Напомним, что по акциям раннего бронирования  туроператор сначала продает большую массу туров с большой глубиной, при этом в низкий сезон, когда эти продажи совершаются,  вернувшихся туристов у него нет.

Для примера приведем последние данные туроператоров по внутреннему туризму. Так, у двух крупнейших туроператоров по внутреннему туризму на долю раннего бронирования туров на летний сезон 2017 года уже в мае пришлось 24-28% от общего количества продаж. У третьего ведущего туроператора глубина продаж была еще выше – в январе-феврале 2017 г. уже было продано до 70-80% всех летних заездов туроператора на российские пляжные курорты.

По акциям раннего бронирования  туроператор сначала продает большую массу туров с большой глубиной, при этом в низкий сезон, когда эти продажи совершаются,  вернувшихся туристов у него нет.

Все эти продажи были совершены за 5-6 месяцев до заездов на курорты. Однако в системе на совершенный объем продаж туроператоров должны быть, согласно новой логике, уменьшены их фингарантии. Напомним, что фингарантия операторов по внутреннему туризму составляет 500 тыс. руб.

По предварительной оценке, при сохранении принципов ИС «Электронная путевка» в ее нынешнем виде, туроператор вынужден будет остановить продажи по акциям раннего бронирования через 2 дня после начала продаж.

КАК СООТНОСЯТСЯ ЦЕНЫ ТУРОВ ПО РОССИИ С ФИНГАРАНТИЯМИ ТУРОПЕРАТОРОВ

С новыми принципами туроператоры по внутреннему туризму не смогут нормально продавать туры в сезон. По оценкам туроператоров по внутреннему туризму, тур с перелетом из Москвы на российские черноморские курорты (10 ночей) семье из трех человек обойдется в 2018 году минимум в 90-110 тысяч рублей.

Если смотреть детальнее, то сейчас средняя стоимость тура в лучшие отели Крыма, работающие по системе «все включено» на 10 ночей для 2 взрослых и 1 ребенка до 7 лет составляет 135 000 рублей, с ребенком 12 лет – до 260 тыс. р. Аналогичное размещение в Анапе двух взрослых с ребенком до 7 лет – в районе 147 000 рублей. В Сочи средняя стоимость тура в высокоуровневых объектах, работающих по системе «все включено», на 10 ночей для 2 взрослых и 1 ребенка до 7 лет составляет около 140-150 000 рублей.

Туроператор лишится возможности работать сразу после продажи одного VIP-тура или десятка стандартных турпакетов в Крым, Сочи или Анапу: лимит в 500 тысяч будет в сезон сразу перекрыт 

Заметим, что речь не идет о VIP-объектах и индивидуальных дорогих турах (стоимость некоторых туров в VIP-объекты в Крыму и Сочи составляет миллионы рублей). Нетрудно подсчитать, что туроператор лишается возможности работать сразу после продажи одного VIP-тура или десятка стандартных турпакетов в Крым, Сочи или Анапу: лимит в 500 тысяч будет в сезон многократно перекрыт за один день.

НА ВОПРОСЫ НЕТ ОТВЕТОВ

«В системе была заложена масса настроек по статистике продаж туроператоров. Однако до сих пор никто не обсуждал, как именно и по каким принципам будет производиться «остановка эмиссии» электронных путевок. Сам по себе этот инструмент контроля в системе электронной путевки уже есть, и он рабочий – но по-прежнему, насколько мне известно, непонятны условия и правила его применения, об этом нет никаких документов», - говорит Александр Белей, генеральный директор компании «Аэронавигатор», разрабатывавшей ядро системы «Электронная путевка».

Алексей Денисов из «Астероса» сообщил «Вестнику АТОР», что «механизмы ограничения выпуска электронных путевок на программно-аппаратном уровне в системе не предусмотрены» (что, впрочем, расходится с данными разработчика). Но если это так, то что произойдет после «оповещения» системой оператора и Ростуризма?

Участники рынка задаются, в частности, следующими вопросами. Если система может останавливать «эмиссию» туров, то, как это будет законодательно обосновано – у оператора системы пока нет прав останавливать продажи на таких основаниях.

Если система может останавливать «эмиссию» туров, то, как это будет законодательно обосновано – у оператора системы пока нет прав останавливать продажи на таких основаниях.

Если в системе механизмов остановки эмиссии нет, то зачем тогда сам контроль над «лимитами» (а он в системе железно есть) – если остановить необеспеченную эмиссию, – например, в случае реальной «пирамиды», - оперативно будет нельзя? 

На все эти и многие другие вопросы у бизнеса по-прежнему нет ответов, несмотря на то, что система стоимостью в полмиллиарда уже сдана исполнителем и оценивается заказчиком как «готовая к эксплуатации».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР