Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263647 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version

Музеям поручили перестроиться под потребности турбизнеса

03.09.2018

Музеям поручили перестроиться под потребности турбизнеса

Перестройка работы музеев под потребности туризма стала ключевой темой проведенного по инициативе Министерства культуры семинара регионов ЦФО в Тамбове. АТОР обратился в Министерство культуры с предложением создать  постоянную рабочую группу для решения наболевших проблем взаимодействия между музеями и турбизнесом.

Состоявшийся 28 августа в Тамбове семинар регионов ЦФО «Региональные музеи как центры культурно-исторических кластеров» обозначил ряд ключевых точек в позиции министерства культуры относительно будущего развития музейного дела в стране.

На мероприятие,  проведенное по инициативе статс-секретаря – заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, собрались представители музеев федерального значения, в том числе государственных музеев-заповедников, региональные туроператоры, РСТ, главы отраслевых администраций. Позицию федерального турбизнеса в ходе семинара, прошедшего в формате круглого стола, представляла исполнительный директор Ассоциации Туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.

«МУЗЕИ! ТУРИЗМ – ВАША ПРЯМАЯ ОБЯЗАННОСТЬ»

Открывая семинар, г-жа Манилова подчеркнула, что в течение практически всей новейшей истории России проблемы взаимоотношений туроператоров и музеев остаются одними и теми же. Диалог между турбизнесом и музеями тоже ведется – как минимум 10 лет, однако обозначенные болевые точки как были, так и есть.

Основной причиной такого положения дел, отметила зам. министра культуры РФ, сегодня является нежелание значительной части музейных администраций принять современные реалии, считают, что функционал любого музея сводится лишь к научной деятельности и хранению, а сотрудничество с туристической индустрией – «побочная» или непрофильная деятельность.

«Туризм – это ваша прямая обязанность. Если вы не хотите заниматься туризмом, то вы не занимаетесь популяризацией того богатейшего наследия, которое вам доверило государство», – обратилась к представителям музейной отрасли статс-секретарь Минкульта РФ

Г-жа Манилова достаточно жестко обозначила позицию министерства культуры по этому вопросу. «Туризм – это ваша прямая обязанность. Если вы не хотите заниматься туризмом, то вы не занимаетесь популяризацией того богатейшего наследия, которое вам доверило государство», – обратилась к представителям музейной отрасли статс-секретарь Минкульта РФ.

ГДЕ ПРОБЛЕМЫ?

Предметно о том, каких изменений ждет турбизнес от музейной отрасли, в ходе семинара рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Она выделила ряд ключевых блоков во взаимоотношениях туроператоров и музеев, в которых изменения необходимы в первую очередь.

«Эксперты Комитета по импортозамещению в туризме при Минкульте РФ проехали по полусотне регионов нашей страны. И все проблемы, вынесенные на этот круглый стол – не частные. Мы видим их в самом буквальном смысле в каждом регионе», - подчеркнула она.

Г-жа Ломидзе также обратила внимание на тот факт, что музеи зачастую являются драйверами туристического развития территорий. Из опыта экспертных поездок Комитета по импортозамещению очевидно, что туристы часто приезжают в регион именно с целью посетить конкретный музейный объект. Яркими примерами здесь могут служить Ясная Поляна или Царское Село. И именно поэтому, заключила г-жа Ломидзе, так важно перестроить работу музейных объектов в соответствии с ожиданиями и потребностям туристов.

Эксперты Комитета по импортозамещению в туризме при Минкульте РФ проехали по полусотне регионов нашей страны. И все проблемы, вынесенные на этот круглый стол – не частные. Мы видим их в самом буквальном смысле в каждом регионе

Один из основных вопросов – ценообразование для экскурсионных туристических групп. Внезапное изменение групповых тарифов некоторыми музеями без уведомления партнеров заранее не дает им возможности планировать работу, ставит туристические компании в заведомо невыигрышные условия при продажах туров по маршрутам, включающим такие музеи, отметила г-жа Ломидзе. В то же время, в международной практике все обстоит совсем иначе. Например, в КНР музеям законодательно запрещено изменять цены входных билетов, не оповестив клиентов и партнеров за полгода до «часа Х».

«ШКОЛЬНАЯ» ПОДАЧА БОЛЬШЕ НЕ РАБОТАЕТ

Вторая больная тема – это сами экскурсионные программы в музеях. По мнению экспертов Комитета по импортозамещению, музеи развивали и развивают массу программ, ориентированных на детскую и школьную аудиторию. Разумеется, этот аспект понятен и важен, однако предложение этого же контента  и стиля подачи для взрослой аудитории снижает интерес и возвратность туристов, а следовательно, и интерес турбизнеса к включению в маршрут таких музейных объектов.

Отличным примером того, как музей смог актуализировать контент и подачу материала для туристической аудитории может служить дом-музей Г.В. Чичерина в Тамбове, открытый в 1987 году. Вместо стандартного повествования экскурсовода о предметах экспозиции и советском дипломате, в музее для туристов создали великолепную интерактивную программу, в которой рассказывают о традициях и нюансах воспитания детей в дворянских семьях. Это вызывает живой интерес у экскурсантов, музей с удовольствием включают в свои маршруты туроператоры.

«Если вы хотите чтобы турист к вам возвращался, вам нужно 12 «премьер» в год», – высказался Игорь Конышев, акцентировав необходимость постоянного обновления экспозиции и программ

Тезис Майи Ломидзе о том, что без актуализации подачи материала туриста невозможно сделать возвратным, поддержал и директор Владимиро-Суздальского государственного музея-заповедника Игорь Конышев.

«Если вы хотите чтобы турист к вам возвращался, вам нужно 12 «премьер» в год», – высказался он, акцентировав необходимость постоянного обновления экспозиции и программ.

МУЗЕЙ, ЗАКРЫТЫЙ В ВЫХОДНЫЕ, СТАВИТ ПОД УДАР ТУРИЗМ

Следующие проблемные блоки в отношениях туроператоров и музеев касаются прежде всего вопросов адаптации режима работы музейных объектов к приему туристов. К сожалению, отметила Майя Ломидзе, значительная, если не большая часть музеев России, в том числе федерального значения, не делает шагов в этом направлении.

Одной из наиболее острых проблем здесь является вопрос адаптации графика работы музеев к графику экскурсионных поездок.

«Известно, что туристы, отправляющиеся в экскурсионные туры, предпочитают планировать их на выходные или на праздники. Если музей закрыт в это время, или время работы в выходные сокращено, это, фактически, ставит под удар весь сегмент экскурсионных туров выходного дня в конкретном регионе, особенно если музей является одной из важных частей программы», – акцентировала внимание на этом вопросе Майя Ломидзе.

«Ни цена входного билета, ни время работы музея не определяется министерством культуры», - заявил в ходе обмена мнениями представитель департамента музеев Минкульта РФ

Как выяснилось в ходе дискуссии на круглом столе, многие музеи объясняют свою негибкость в вопросах удобного для туристов графика «ограничениями со стороны Минкультуры». Однако это тут же опровергли в самом ведомстве. «Ни цена входного билета, ни время работы музея не определяется министерством культуры», - заявил в ходе обмена мнениями представитель департамента музеев Минкульта РФ.

«БЕЗ ХЛЕБА ЕДИНОГО»

Не менее важной частью работы с туристами для музеев является инфраструктура, которой, увы, уделяется сегодня мало внимания – именно из-за того, что многие музеи воспринимают себя исключительно как объекты «сохранения фондов». В итоге важнейшие инфраструктурные вопросы, критичные для приема экскурсионных туристических групп – наличие туалетов, точек питания, сувенирных магазинов – не решаются.

Важнейшие инфраструктурные вопросы, критичные для приема экскурсионных туристических групп – наличие туалетов, точек питания, сувенирных магазинов – не решаются

Туристы же остаются без важнейших, базовых сервисов, которые необходимы им при посещении музея: «духовная пища» странным образом здесь отрицает необходимость пищи обычной или иных потребностей. Все это делает поездку неудобной или вовсе снижает интерес и возвратность туристов в музейные объекты показа. 

Подводя итоги обмена мнениями в ходе круглого стола, статс-секретарь – заместитель министра культуры России Алла Манилова настоятельно рекомендовала администрации музейных объектов обращаться за помощью в Комитет по импортозамещению по всем вопросам, касающимся адаптации инфраструктуры, графика работы и контентной части экскурсионных программ под потребности турбизнеса.

МУЗЕИ И ТУРБИЗНЕС ВСТРЕТЯТСЯ НА РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

В свою очередь, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе предложила создать при Министерстве культуры постоянно действующую рабочую группу с целью решения назревших за много лет проблем во взаимоотношениях туроператоров и музейных объектов.

Она также напомнила, что в Комитете по импортозамещению уже действует секция по работе с музеями, а ее наработки можно было бы использовать в такой работе.

Предложения по персональному составу рабочей группы и проблемным темам, над которыми будут работать ее члены, уже направлены АТОР в министерство культуры

Предложения по персональному составу рабочей группы и проблемным темам, над которыми будут работать ее члены, уже направлены АТОР в министерство культуры Российской Федерации в официальном письме, сообщила г-жа Ломидзе «Вестнику АТОР».

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

Вернуться назад

Внимание!

Вебинары

АТОР 24

  • 18.10.19. - Исп. директор АТОР провела установочное совещание рабочей группы по Диверсификации турпродукта с учетом конкурентных преимуществ отдельных территорий Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации
  • 16.10.19 - Исп.директор АТОР М.Ломидзе приняла участие в совещании руководителей рабочих групп по реализации Стратегии развития туризма до 2035 года под председательством С.Галкина
  • 04.10.19 - Исп. директор АТОР М.Ломидзе приняла участие в Совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском Федеральном округе, состоявшемся в г. Казань
Регистрация на мероприятие