19 апреля, пятница
 
 

«Уберизация» рынка городских экскурсий в России выходит на новый этап развития

О том, какие выгоды получают туроператоры и гиды-переводчики от работы в инновационной системе GUIDEX, и какие перспективы несет российскому рынку городских экскурсий пресловутая «уберизация», мы беседуем с Дмитрием Квашниным, сооснователем и исполнительным директором GUIDEX.

- Идея GUIDEX – сервиса для гидов – родилась в 2015 году. Фактически этот бизнес вышел из отельного сектора. Мы управляли одним из лучших хостелов Москвы и по роду деятельности сталкивались с запросами туристов на различные нестандартные экскурсии по Москве.

Тогда-то мы и поняли, что пресловутая «уберизация», которая так сильно облегчила жизнь и горожанам, и бизнесу в сфере транспорта как единый инструмент регулирования целой отрасли или, например, домашней уборки, в экскурсионный туризм так и не пришла.

При том, что на рынке тогда уже существовало огромное количество сервисов по бронированию экскурсий, например, зарождался новый сервис от AirBnB, который предлагал хозяевам квартир устраивать некие «активности» для своих клиентов, какого-то внятного российского инструментария, хотя бы для традиционной экскурсионной сферы не было. Отрасль и по сей день больше, чем наполовину «в тени».

Дмитрий Квашнин, сооснователь и исполнительный директор GUIDEX

-  Почему так сложилось, по-Вашему?

- Российский рынок городских экскурсий, на самом деле, крайне неразвит. Обладая огромным потенциалом в части спроса и гигантского количества интересных объектов и маршрутов, предложение на нем, во-первых, довольно ограниченно, а, во-вторых, «распылено».

И у потребителя, и даже у самих игроков нет целостной картины рынка – кто на нем доминирует, кто какие ниши занимает, какие предложения основные, а какие нишевые и т.п., и наконец, по каким правилам действуют все звенья: как заказчик находит исполнителя, как он же проверяет профессионализм и качество, а самое главное – какие трудности необходимо преодолеть.

Объяснимо это отчасти отсутствием единых федеральных правил игры на рынке экскурсий и размытостью самого статуса экскурсовода. Экскурсиями у нас занимается, по сути, кто хочет. И если Москва и Санкт-Петербург сами на своем уровне пытаются достаточно активно решать эти проблемы, то в регионах все совсем «в тумане». Поэтому «уберизация» здесь может быть именно инструментом вывода из тени легальной части этого бизнеса, неким катализатором упорядочивания рынка. Мы решили, что начинать надо именно с b2b и с сегмента въездного туризма.

- Вы говорили об отсутствии в экскурсионном городском туризме инструментов «уберизации». Вы его создали, но почему решили внедрять этот принцип не для b2c-сегмента, а исключительно для b2b?

- Дело в том, что GUIDEX для конечного заказчика экскурсии – туриста – нуждается в очень большой работе сначала в b2b-сегменте поставщиков таких экскурсий: необходимо создать релевантный инструмент для их подключения к системе. А затем – в больших, я бы даже сказал, огромных вложениях в изучение спроса, маркетинг, раскрутку b2c-площадки, для того, чтобы достучаться до потребителя и донести ее ценность.

Первый этап мы прошли – сам b2b-инструмент создан. Рынок поставщиков и заказчиков экскурсий в b2b-сегменте, несмотря на все сложности, гораздо более концентрирован, понятен. Понятна и основная проблема экскурсионного туризма в b2b – это недостаток средств автоматизации.

Поэтому мы и решили делать GUIDEX как «экскурсионный убер» именно для бизнеса. Похожие решения, кстати, есть и в «большом ритейле» – так, насколько я помню, X5 Retail Group сделал такой внутренний «убер» для работы с грузоперевозками.

Сейчас наш сервис решает задачи автоматизации бизнес-процессов в цепочке «гид – заказчик (туроператор)». Сейчас GUIDEX существует в виде сайта с интерактивной мобильной версией, в 2019 году выйдет и мобильное приложение. По нашим расчетам, оно не заменит собой сайт – описания экскурсий, заливку видео и иллюстраций делать удобнее в десктопной версии.

- Как вы отбираете для туроператоров поставщиков экскурсий – гидов, и отбираете ли? Если да, то по каким критериям?

- Чтобы обеспечить соответствие нашего сервиса запросам заказчиков – туроператоров, мы действительно не принимаем на площадку всех подряд. Во-первых, гид должен пройти несложную персональную регистрацию на сервисе, с предоставлением паспортных данных. Их мы собираем для того, чтобы помочь гидам с их ИП.

Если ИП у него уже есть – он также заполняет данные о нем для подключения к системе совершения сделок. Если ИП нет – мы можем завести гиду такое ИП сами – совершенно бесплатно мы заводим само ИП, расчетный счет и даже предоставляем ему сервис онлайн-бухгалтерии от «Альфа-Банка». Это нужно для того, чтобы все расчеты с заказчиком и поставщиком проводились законно и быстро.

Далее: в нашей системе могут совершать сделки только те гиды, которые имеют необходимую региональную аккредитацию (сертификат соответствия) от соответствующих отраслевых ассоциация своих городов. Гид может загрузить такой сертификат в систему сам. Так как в основном мы сфокусированы на этом этапе на Москве и Санкт-Петербурге, то проверка запроса конкретного гида осуществляется в контакте с Ассоциацией гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (АГПЭиТМ).

Если у гида такой аккредитации нет, то он попадает в наш листинг, но совершать сделки через GUIDEX не может. Поэтому таким людям мы предлагаем сначала получить необходимые «корочки» и подтвердить таким образом свою квалификацию – пройти обучение на профильных курсах.

Кроме этого, мы также дорабатываем и еще один, на этот раз уже встроенный, инструмент подтверждения квалификации гида на нашем сайте – сервис онлайн-тестирования пользователя на знание указанного им иностранного языка.

- Что GUIDEX как инструмент дает самому гиду? Каков алгоритм его работы в системе и какие преимущества он получает?  

- Благодаря присутствию в системе только аккредитованных гидов, для заказчика становится прозрачна квалификация гида, а значит, повышается вероятность заказа. Работа гида становится более прозрачной для заказчика тоже. Так, гид может завести на GUIDEX все свои данные, полное описание экскурсии с указанием продолжительности и маршрута, конечной, начальной и промежуточных точек, язык, цену экскурсии, минимальное и максимальное количество человек в группе и т.п. При регистрации гид фактически получает свой мини-сайт – лендинг, который он может продвигать и через соцсети.

Благодаря всему этому заказчик – турфирма – может забронировать гида на GUIDEX «в один клик» и так же быстро и удобно оплатить экскурсию.

У гида – и это только наша «фишка» – есть свой интерактивный самозаполняемый календарь экскурсий – эту идею мы технически взяли из систем управления номерным фондом в гостиницах (PMS). Например, если заказ на экскурсию в конкретный день и время уже взят, в календаре это отмечается автоматически, и другие заказчики на это же время не увидят этого гида в системе. Если гиду нужен перерыв или выходной – он также указывает это в календаре, и на это время заказы автоматически становятся невозможными. Календарь оснащен системой напоминаний о будущих принятых заказах, об оплате и пр.

- Вы сказали, что гид размещает свои экскурсии и указывает цену. Он их может оперативно менять?

- Разумеется, в ходе заключения сделки в модуле чата с туроператором гид может договариваться о любой цене в зависимости от конкретных условий (группа больше или меньше, изменение продолжительности, включение новых объектов и пр.). Выставленная цена – она может быть фиксированной за экскурсию или почасовой – может меняться в любую сторону, но принцип «биржи» реализован в GUIDEX только для турфирм.

- Вы берете с гида деньги за пользование своей онлайн-платформой?

- На данном этапе сервис бесплатен для гида в течение 3 месяцев с момента первого заказа, оформленного через GUIDEX. Далее мы планируем взимать плату – но только в виде определенного процента от суммы заказа. При этом процент (в который уже включено все – и банковский процент за обслуживание счета, и комиссии за транзакции и пр.) не должен по нашим планам быть выше 10%. Отмечу, что у других «интернет-витрин» гидов и экскурсоводов этот процент начинается от 20% от суммы заказа. Это, несомненно, стимул для гидов присутствовать именно у нас – выигрыш очевиден.  

Кроме того, у GUIDEX есть и еще одно преимущество для гидов. Это тоже взятый из отельного IT channel manager– гид будет иметь возможность в нашей системе привязать свои странички на других интернет-витринах к GUIDEX. Таким образом, все его заказы с любых площадок будут отображаться в его календаре, а управлять всеми своими каналами он будет в «едином окне».

- Если не секрет, кого вы считаете конкурентами в России?

- В России, как мы полагаем, аналогов нашей модели нет, если не брать in house решения ключевых игроков. За рубежом наиболее похожа на GUIDEX платформа Bakun.io и в некотором смысле Rezdy.com.

- Кто сейчас может быть заказчиком на GUIDEX?

- Сейчас в системе GUIDEX в качестве заказчика зарегистрироваться могут только туроператоры: у нас есть сквозная интеграция с единым федеральным реестром туроператоров. В будущем мы планируем добавить возможность регистрироваться таким образом отелям для заказа индивидуальных экскурсий (некое решение по типу консьерж сервиса) и обычным коммерческим компаниям, которые хотят, например, заказать экскурсию на какой-то, условно, корпоратив и т.п. Перспективный сегмент – школы, но здесь есть сложности, связанные, прежде всего, с особым порядком регулирования детских экскурсий.

- Что получает туроператор от системы, как он на ней работает с гидами?

- Туроператорская компания проходит процедуру регистрации, далее проверяется ее статус в реестре - автоматически. Для туроператора наша платформа на сегодняшний день бесплатна. Что может делать на GUIDEX туроператор?

Если речь идет о полноценном мультимодальном обслуживании туристов, он может заводить свои собственные экскурсионные программы, на которые могут откликаться гиды, это и есть, собственно говоря, биржа. Если туроператору нужен гид под конкретную экскурсию в программе, он может подбирать на GUIDEX такого специалиста с помощью массы встроенных фильтров. То есть, например, найти гида на определенный день, со шведским языком, имеющим аккредитацию в Третьяковской галерее, с опытом работы, с таким-то диапазоном цен за час работы – и т.д.

Наконец, в марте 2019 года мы планируем выпустить решение, которое позволит туроператорам в своем аккаунте завести в систему своих собственных постоянных гидов и использовать наш встроенный календарь-планировщик для распределения заданий сотрудникам (своим гидам, которые не попадают в общий листинг). Это полноценный инструмент автоматизации работы туроператора с гидами, который есть на рынке только у нас. Кстати, таким же точно решением (мы готовы его адаптировать) могут пользоваться и музеи – для этой же самой цели автоматизации.

По нашим наблюдениям, для средних и крупных компаний такой инструмент сегодня – жизненная необходимость. Применение GUIDEX как средства автоматизации поможет сэкономить время, высвободить сотрудников для продаж и т.п.

- Как проходит сегодня оплата туроператором услуг гида на вашей платформе? Не думали о модном ныне принципе escrow на AliExpress?

- Сейчас оплата услуг гида со стороны туроператора происходит вне нашего сервиса. На самом деле платежное решение, по своему принципу похожее на то, о котором вы упомянули, у нас уже готово. С минимальными доработками мы готовы его запустить в ближайшее время, но пока есть ряд не до конца урегулированных юридических вопросов. При этом мы рассматриваем разные варианты – например, с гарантированной частичной предоплатой, с постоплатой, с депозитным счетом туроператора на GUIDEX и пр.

- Какова ваша база исполнителей и заказчиков? С кем из туроператоров вы сотрудничаете, из каких сегментов?

- Сегодня в системе у нас завершили регистрацию более 200 гидов, около 50 аккредитованных в Москве гидов уже прошло нашу верификацию. Каждую неделю приходят десятки новых заявок на регистрацию от гидов. Мы стараемся ускорить процедуру верификации чтобы новые гиды быстрее были доступны для заказа, нам важно иметь актуальную информацию об аккредитации гида в целом, и в отдельных музеях. Работаем активно над привлечением туроператоров в систему – и во въездном, и во внутреннем туризме. Кстати, сейчас, в несезон, наиболее активны как раз туроператоры по внутреннему туризму.

С февраля-марта 2019 года, по нашим расчетам, наша площадка заработает более активно, мы нарастим и количество заказчиков, и количество исполнителей. В этом плане мы рассчитываем на тесное сотрудничество и с АГПЭиТМ, и с Ассоциацией туроператоров (АТОР), к которой мы присоединились в конце прошлого года в качестве ассоциированного партнера.

Всем заинтересованным туроператорам – членам АТОР – мы готовы максимально полно представить возможности нашего сервиса. И уверены в том, что сотрудничество будет взаимовыгодным.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР