20 апреля, суббота
 
 

Стоит ли бояться изменений в Федеральных авиационных правилах

В понедельник, 24 января, был опубликован приказ № 231 о внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

Внесенные изменения вызывают противоречивые мнения о том, грядут ли из-за них перемены в деятельности туроператорского сообщества. АТОР обратилась за комментариями относительно правовых последствий внесенных изменений в ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров…» к заместителю руководителя Ростуризма Евгению Писаревскому:

«Согласно статье 104 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Из смысла и содержания статьей 1 и 9 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» фрахтователями воздушных судов (всей или части их вместимости), предназначенных для перевозки туристов, являются туроператоры.

Это нашло свое подтверждение и в документах Минтранса России. Так, для допуска к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров перевозчик в составе документов, представляемых в Росавиацию, должен приложить перечень фрахтователей воздушных судов с указанием местонахождения (для нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров, выполняемых по программе, - из числа туроператоров, внесенных в единый федеральный реестр Федерального агентства по туризму), с которыми перевозчик заключил соответствующие договора либо имеет подтверждение о намерении заключить соответствующие договора (Пункт 7 Приказ Минтранса РФ от 17.06.2008 N 92 "Об утверждении Порядка допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.07.2008 N 11949).
Следует отметить, что согласно статье 9 туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Особенностью туристского продукта является то, что он представляет собой самостоятельную комплексную услугу, которая оказывается за общую цену.

Как указывается в ГК и ВК осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК, а также федеральными авиационными правилами (Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее – ФАП).
Вместе с тем, в ФАП содержится всего несколько прямых норм, регулирующих чартерные перевозки.

Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) и с планом (графиком) чартерных перевозок, а плата за перевозку пассажиров, багажа, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается.

Пункт 240 ФАП также установил, что возврат пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако, такой порядок в настоящий момент в законодательстве не определен. В то же время порядок формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые регулярными рейсами, и взимания сборов, установлен Приказом Минтранса от 25 сентября 2008 г. N 155. Приказ, наряду с перевозчиками, также распространяется на лиц, осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (уполномоченные агенты), и пассажиров.

Таким образом, до момента утверждения нормативного правового акта о порядке возврата пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору воздушного чартера, перевозчикам, туроператорам и туристам следует руководствоваться общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о туристской деятельности, Закона о защите прав потребителей, Воздушным кодексом, ФАП, а также договорами туроператоров и авиаперевозчиков.

Представляется, что в практике туроператорской деятельности при реализации данной нормы ФАП в этот период будут возникать вопросы о возврате туристам денежных средств за перевозку как по вине туриста (например, нарушение пассажиром требований воздушной перевозки), так и по независящим от туриста обстоятельствам (вынужденный отказ от перевозки, вынужденное изменение сроков договора и другие). К последним обстоятельствам будут относиться:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по причине внезапной болезни туриста, болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами, отказе в выдаче визы и другие подобного рода обстоятельства;
отмены или задержки рейса, указанного в билете;
изменения перевозчиком маршрута перевозки;
выполнения рейса не по расписанию;
несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
В указанных случаях отсутствует вина туриста, и он вправе будет требовать от туроператора возврата денежных средств уплаченных по договору о реализации туристского продукта за вычетом расходов за фактически (реально) оказанные услуги, без уплаты каких-либо штрафных санкций».

Мнение бизнеса, между тем, расходится с точкой зрения власти. В поправках речь идет о договоре фрахта. Если туроператор подписывает такой договор, то для него последствия отказа туриста от чартерного билета будут именно такими, как описал Евгений Писаревский. Однако по свидетельствам представителей туроператоров и авиакомпаний договор, предметом которого был бы фрахт воздушного судна, заключается между ними крайне редко. Как правило, договорные отношения при организации чартерного рейса предусматривают только реализацию билетов, что, конечно, не является фрахтом судна, согласно определению Гражданского кодекса РФ.

Мнения руководителей ведущих туроператорских компаний относительно применения норм новых ФАП можно будет увидеть в ближайших выпусках «Вестей АТОР».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР