28 марта, четверг
 
 

Национальные парки и туроператоры: опыт Челябинской и Самарской областей

Турпоток в нацпарки Таганай и «Самарская Лука», расположенные в Челябинской и Самарской областях, ежегодно увеличивается. Немалую часть турпотока, в том числе за счет включения этих нацпарков в национальные туристические маршруты, составляют организованные туристы. О том, как взаимодействуют ООПТ с туркомпаниями, рассказали на прошедшей в Сочи конференции «И селу, и городу».

Одной из ключевых тем, обсуждаемых экспертами на прошедшей в Сочи всероссийской конференции по агро- и экотуризму «И селу, и городу», организованной АТОР при поддержке компании «Норникель» и АНО «Атмосфера», стала тема формирования туристического продукта на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Этот вопрос был рассмотрен с разных сторон – с позиции национального парка и с позиции туроператора, выстраивающего взаимодействие с ООПТ.

Представитель нацпарка «Таганай» (Челябинская область) поделилась успешным опытом формирования туристического продукта под ключ на ООПТ, а представитель самарского туроператора «Пилигрим» рассказала о взаимодействии компании с нацпарком «Самарская Лука», а также о том, как включить объект экотуризма в массовый турпродукт.

ТУРПОТОК В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «ТАГАНАЙ» ПО ИТОГАМ НЕПОЛНЫХ 11 МЕСЯЦЕВ 2022 ГОДА ДОСТИГ ОТМЕТКИ В 220 ТЫС. ТУРИСТОВ

Национальный парк Таганай, расположенный на Южном Урале, вблизи старинного города Златоуст, входит в ТОП-10 красивейших нацпарков России и очень любим туристами. Турпоток в нацпарк ежегодно увеличивается на 10-15%.

По итогам неполных 11 месяцев 2022 года объем турпотока уже достиг отметки в 220 тыс. посетителей, что превысило значения всего 2021 года, рассказала Евгения Дунаева, заместитель директора по туризму ФГБУ «Национальный парк «Таганай».

Евгения Дунаева, заместитель директора по туризму ФГБУ «Национальный парк «Таганай». Фото: АТОР

РОСТ ТУРПОТОКА В «ТАГАНАЙ» ВЫЗВАН, В ТОМ ЧИСЛЕ, ВКЛЮЧЕНИЕМ НАЦПАРКА В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ

Позитивную динамику спроса г-жа Дунаева связывает с развитием инфраструктуры нацпарка, появлением новых маршрутов, ростом спроса на эко-отдых в целом.

Особое внимание в вопросе увеличения турпотока эксперт уделила включению нацпарка в национальный туристический маршрут по Челябинской области «К нам прилетают даже метеориты». Объект показа в рамках национального маршрута – экотропа «Таганай за 600 шагов».

«Национальный туристический маршрут позволил нам не только дополнительно привлекать организованные группы, но и расширять нашу целевую аудиторию и географию», – подчеркнула Евгения Дунаева.

Расширилась в последнее время и география турпотока в нацпарк: ранее основную часть турпотока составляли посетители из Челябинска и Златоуста. Теперь же приезжают туристы в том числе из Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Москвы, Казани и других городов центральной части России.

ТУРИЗМ В НАЦПАРКЕ «ТАГАНАЙ»: КАКОЙ ОН?

Какой туризм в нацпарке«Таганай»? Пеший. В «Таганае» 62 километра туристических троп, 10 маршрутов для туристов с разной физической подготовкой, пройти которые можно с инструктором или самостоятельно.

В нацпарке удобная навигация: информационные стенды на русском и английском языках, указатели с информацией о ближайших достопримечательностях, есть информационные аншлаги, рассказывающие о правилах поведения в нацпарке. Также туристы могут скачать мобильное приложение – путеводитель по «Таганаю», которое работает в онлайн-режиме. Получить ответ на любой вопрос, касающийся отдыха в нацпарке, можно и в визит-центре.

Размещаются туристы на территории «Таганая» либо в одном из шести туристических приютов, либо в стационарной отапливаемой палатке, либо (в летний сезон) туристы ставят свои палатки. Санитарные комнаты находятся на улице, обеспечение водой – из родников.

Для путешественников в нацпарке предусмотрены зоны отдыха, парковки. Можно провести время в беседке или у костра. У кострищ металлический каркас, он защищает землю.

«ТАГАНАЙ» И СИСТЕМА ОНЛАЙН-БРОНИРОВАНИЯ

Забронировать размещение в «Таганае» теперь очень просто и удобно. В 2017 году в нацпарке была внедрена система онлайн-бронирования.

Евгения Дунаева рассказывает, что после внедрения этой системы время регистрации туристических групп заметно сократилось,  и составляет максимум 2,5 минуты. Бронирования открыты на два месяца вперед, средняя глубина бронирования составляет двое суток.

Оплатить выбранное на сайте нацпарка проживание можно либо банковской картой, либо по квитанции, которая автоматически сформируется и придет на электронную почту. Бронировать проживание могут как физические лица, так и юридические.

«ТАГАНАЙ» И СОТРУДНИЧЕСТВО С ТУРОПЕРАТОРАМИ

Национальный парк «Таганай», рассказывает Евгения Дунаева, активно сотрудничает с туркомпаниями. С ними заключаются как разовые договора, так и долгосрочные контракты. Предусмотрена система скидок. Туркомпаниям, работающим с нацпарком на постоянной основе, предоставляется возможность пост-оплаты.

В рамках расширения сотрудничества с туристическим бизнесом с целью увеличения организованного турпотока в нацпарк, «Таганай» в 2022 году провел первый информационный тур для турагентов и туроператоров в новом эколого-туристическом комплексе «Семибратка». В следующем году практика таких ознакомительных туров будет продолжена.

САМАРСКИЙ КЕЙС: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРОПЕРАТОРА И ООПТ

С еще одним национальным парком – «Самарская Лука», входящим в национальный туристический маршрут по Самарской области «Жигулевские выходные», туроператоры тоже знакомы, но плодотворное взаимодействие между этим ООПТ и турбизнесом, в отличие от Таганая, только начинает формироваться.

Плотно занимается темой развития туризма в «Самарской Луке» известный самарский туроператор «Пилигрим». Генеральный директор компании Анна Тукмачева на конференции «И селу, и городу» поделилась своим опытом взаимодействия с этой ООПТ и своим видением относительно включения «Самарской Луки» в массовый турпродукт.

Генеральный директор туроператора «Пилигрим» Анна Тукмачева. Фото: АТОР

«Мы занимаемся темой развития познавательного туризма в «Самарской Луке» уже очень много лет. Прошли все стадии – от «у нас природная территория, туристов не пускать» до включения «Самарской Луки» в национальный маршрут «Жигулевские выходные». Но до полноценного и плодотворного сотрудничества с ООПТ еще далеко», – рассказала Анна Тукмачева.

ОБУЧЕНИЕ ЭКСКУРСОВОДОВ – СПОСОБ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ТУРПРОДУКТА И ПОНИЗИТЬ СТОИМОСТЬ ТУРА

Директор туроператора «Пилигрим» вспоминает: в 1998 году компания заключила с ООПТ договор о сотрудничестве. Однако финансовая составляющая договора привела туроператора к неконкурентному положению на рынке. 

В 2013 году в «Пилигриме» приняли решение создать курсы для обучения экскурсоводов, которые будут работать с группами туроператора в «Самарской Луке». Такое решение удешевляло продукт, ведь позволяло не пользоваться услугами гида ООПТ (не все из которых, к тому же, обладали исчерпывающими знаниями).

«Наша компания была инициатором создания ассоциации экскурсоводов в том числе. Мы создали инструмент аккредитации наших экскурсоводов на природной территории. Организовали тренинги, пригласили специалистов с ООПТ, вместе переосмыслили культурологический материал. Все наши экскурсоводы после тренингов сдают экзамены представителям ООПТ», – рассказала Анна Тукмачева.

В 2017 году национальный парк «Самарская Лука» был включен в национальный маршрут «Жигулевские выходные», нацпарк платил туроператору комиссию. Но продлилась эта практика недолго – сейчас ООПТ перестало сотрудничать с туроператором на комиссионной основе. Сейчас идут конструктивные переговоры,  в том числе о возможном совместном продвижении на рынке.

СОЗДАТЬ КОНКУРЕНТНЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫЙ ТУРПРОДУКТ НА ООПТ МОГУТ ТУРОПЕРАТОРЫ

На сегодняшний день сам национальный парк «Самарская Лука», похоже, не слишком заинтересован в помощи туроператоров в развитии туризма на своей территории, констатировала эксперт.

Однако, по мнению Анны Тукмачевой, для создания конкурентного турпродукта в рамках ООПТ ставка должна делаться как раз на организованные группы. Эксперт привела всего лишь один простой, но важный пример: организованные туристы не оставляют мусора, тогда как уследить за самостоятельными туристами очень сложно.

«Организованный туризм на ООПТ – это осознанный туризм, туризм не разрушительный. Да, согласна, к определению пула туроператоров нужно подойти серьезно, выбрав только тех, кто понимает особенности развития туризма на ООПТ», – говорит г-жа Тукмачева.

ЧТО ПОМОЖЕТ ТУРОПЕРАТОРАМ СОЗДАВАТЬ КОНКУРЕНТНЫЙ ТУРПРОДУКТ НА ООПТ

Анна Тукмачева озвучила список условий, создание которых нацпарками и заповедниками позволит туроператорам создавать конкурентный по цене и качеству турпродукт на их территориях. Это: 

  • возможность ООПТ принимать группы от 50 человек (большой автобус) с бюджетной ценой и уникальным турпродуктом;
  • включение в программу интерактивов, мастер-классов и др.;
  • комиссионный договор с туроператорами
  • развитие инфраструктуры для потребностей туристов: обустроенная дорога к объектам, туалеты, фотозоны, оборудованные помещения;
  • возможность для туристов приобрести в нацпарке или заповедники сувениры, карты, альбомы и т.п.

ООПТ И ТУРОПЕРАТОРСКОЕ СООБЩЕСТВО: НАДЕЖДЫ НА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

В завершении своего выступления Анна Тукмачева позволила себе помечтать об идеальных взаимоотношениях туроператора с национальными парками.  По ее мнению, картинка должна быть следующей:

«Туроператорское сообщество тесно взаимодействует с ООПТ по вопросу рекреационного развития, и сотрудничество это взаимовыгодное. ООПТ и бизнес слышат друг друга, разговаривают друг с другом на одном языке. Сотрудничество приводит к росту организованного турпотока, активному развитию осознанного туризма на ООПТ при сохранении природы нацпарка».

Александра Полянская

Фото: piqsels.com, АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР