16 апреля, вторник
 
 

Туроператоры в Госдуме обсудили актуальные проблемы отрасли

Эксперты туррынка и представители власти в пятницу обсудили ключевые вопросы и перспективы развития отрасли в рамках расширенного заседания Экспертного совета Комитета Государственной  Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Из риторики присутствующих следует, что заданный Ростуризмом вектор взаимодействия государства и бизнеса будет сохранен.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСПОДДЕРЖКИ – ОТСРОЧКА ВЫПЛАТ ТУРИСТАМ

Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на заседании Экспертного совета, стало пролонгирование отсрочки по выплатам туристам за несостоявшиеся из-за внешних обстоятельств турам.

По разным оценкам сумма, которую еще предстоит компенсировать, составляет сегодня от 2 до 4 млрд рублей. Напомним, ранее Госдума приняла закон, согласно которому правительство наделяется правом назначать сроки для выплаты компенсаций по несостоявшимся турам, приобретенным до 24 февраля 2022 года.

Скорейшее принятие правительственного постановления по этому вопросу поможет, по славам представителей туротрасли, «снизить накал» вокруг этой темы. Подчеркивалось также, что схема взаимодействия уже отработана на «ковидных» турах.

Туроператоры подчеркивают, что на протяжении трех лет выплаты и предоставление равнозначных туров осуществлялись системно и планомерно – и продление сроков нужно сейчас для того, чтобы не допустить финансового коллапса отрасли, в результате которого пострадают, в первую очередь, сами туристы.

Механизмы продления рассматриваются разнообразные и пока обсуждаются. Но опасение у экспертного сообщества вызывает временной лаг, который образуется между принятием закона и появлением самого постановления правительства. Этот срок может составлять несколько месяцев. В течение этого временитуристы могут обращаться в суды, но потом, когда постановление будет принято, денег не получат (а только потратят их на судебные тяжбы).

«Мы очень благодарны комитету Госдумы по туризму за проделанную работу по отсрочке обязательств туроператоров. Это один из основных вопросов, которые надо решать в части господдержки отрасли», – сказала на заседании Экспертного совета исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

АТОР, в свою очередь, готовит официальное письмо со своими предложениями по этому вопросу в адрес профильного комитета Государственной думы и министерства экономического развития. В нем Ассоциация, в числе прочего, будет просить продления срока исполнения обязательств до конца 2024 года.

ТУРОПЕРАТОРЫ ПРОСЯТ ДИВЕРСИФИЦИРОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В Госдуме обсудили также и другие насущные вопросы отрасли, например, перспективы принятия нового закона о туризме и необходимость комплексного подхода к ряду проблем.

Туроператоры обратили внимание на то, что в будущих законодательных документах и нормативных актах, регулирующих туризм, важно учесть разделение обязанностей всех сторон, задействованных в цепочке формирования турпродукта.

«Сейчас по закону ответственность за любые проблемы во время тура ложится на плечи туроператора. Механизма распределения ответственности нет. Например, если авиакомпания по каким-то независящим от нас причинам не смогла вылететь, риски и имиджевые потери несем мы. И вынуждены это героически компенсировать», – отметил вице-президент АТОР, заместитель генерального директора туроператора FUN&SUN Александр Сирченко.

По его мнению, в будущем необходимо законодательно предусмотреть справедливое разделение ответственности, изучив практику туроператоров.

ВЫПЛАТЫ В ФОНД ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТАКЖЕ ПРОСЯТ ОБНУЛИТЬ В 2023 ГОДУ

Кроме того, эксперт попросил законодателей пересмотреть подход к формированию Фонда персональной ответственности туроператоров и также продлить взносы в 1 рубль и на 2023 год.

«Надо пролонгировать действие механизмов, освобождающих нас от выплат в фонд персональной ответственности. Учитывая динамику рынка, это сотни миллионов рублей, которые лежат там, не принося абсолютно никакой пользы. Если не будет пролонгировано соответствующее постановление правительства, туроператоры столкнутся с финансовыми и операционными сложностями», – сказал вице-президент АТОР.

Существующий объем фонда г-н Сирченко назвал «излишним».

Кроме продления действующих мер поддержки, на заседании Экспертного совета обсудили также организацию внутрироссийских чартерных авиаперевозок и перспективы возвращения туристического кешбэка.

Основным выводом дискуссии стала необходимость взвешенного подхода к поддержке отрасли в связи с ограниченностью бюджетов. И рынку, и государству, максимально интересны именно самые эффективные механизмы взаимодействия, ведущие, в том числе, к росту налоговых поступлений в бюджет.

«Мер поддержки уже много и они разнообразны. Но сейчас отрасли прежде всего важно, чтоб условия допуска участников рынка к ним были разумными. Сложившуюся ситуацию, когда для получения дотаций и выплат компаниям нужно «протискиваться» сквозь сито зачастую совершенно нереальных условий, надо исправлять. Условия получения господдержки должны быть простыми, адекватными и прозрачными, и сегодня для рынка это тема номер один», – сказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Екатерина Тропова

Фото: "Вестник АТОР"

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР