20 апреля, суббота
 
 

Как будет развиваться рынок внутреннего туризма в 2023 году

Как изменились цены на отдых на российских курортах в сезоне-2023 и какие внутренние направления войдут в ТОП-10 самых востребованных в текущем году, в ходе выставки-форума MITT 2023 рассказал вице-президент АТОР директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЛИ НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ В 2022 ГОДУ

В первый день работы выставки-форума MITT 2023 состоялась пленарная сессия лидеров туристической отрасли и индустрии гостеприимства, в ходе которой ведущие туроператоры представили прогнозы на предстоящий туристический сезон.  Как развивался внутренний организованный туризм в 2022 году, и каким будет спрос на поездки по России в 2023 году, рассказал вице-президент АТОР директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.


По его словам, в 2022 году прирост по отрасли составил 10% к 2021 году, и такой результат можно назвать «хорошим». В ТОП-5 регионов-лидеров 2022 года вошли Краснодарский край (+1% по количеству бронирований к 2021 г.), Кавказские Минеральные Воды (+41%), Дагестан (+53%), Москва (+34%) и Санкт-Петербург (+37%).

По оценкам вице-президента АТОР, факторами роста внутреннего туризма в 2022 года стали долгосрочный тренд на увеличение популярности поездок по стране, восстановление рынка после снятия ковидных ограничений, реализация программы туристического кешбэка, закрытие авиасообщения с рядом стран, значительный рост цен на туры на зарубежных направлениях.


Как отметил г-н Ромашкин, уход с российского рынка платформы Booking.com напрямую не повлиял на рост рынка, но он вызвал значительное перераспределение туристов в каналах продаж, и от этого выиграл именно организованный сегмент.

Среди факторов, которые привели к снижению спроса на внутренних направлениях, глава «Дельфина» назвал ковидные ограничения регионах, которые действовали в начале 2022 года, закрытые аэропорты в южных регионах, недостаток железнодорожной перевозки, длительную «транспортную неопределенность», которая повлияла на выбор туристов, и общие тревожные ожидания россиян.  

Из-за отсутствия авиарейсов в аэропорты Юга России туристы пересели на поезда. Например, если в 2021 году пассажиропоток в поездах дальнего следования составил 91,9 млн человек, то уже в 2022 году он вырос на 17,8%, превысив 108 млн человек.

Тем не менее, как отметил Сергей Ромашкин, в прошлом году билеты на поезда в Краснодарский край и Крым были в дефиците, а объемов железнодорожной перевозки оказалось недостаточно. Эксперт также подчеркнул, что в прошлом году внутренний туризм был не только пляжным: туристы активно путешествовали в Дагестан, на Камчатку, Алтай и Байкал.

ПРОИЗОШЛА ПЕРЕСТРОЙКА СПРОСА И КАНАЛОВ ПРОДАЖ

Минувший год внес большие изменения в условия работы и каналы продаж отельеров и туроператоров. Так, уход Booking.com заставил гостиницы искать новые каналы продаж и активнее сотрудничать с туроператорами и турагентами. Например, отельная база туроператора «Дельфин» выросла в два раза за последний год.

Произошла перестройка в структуре спроса туроператоров. Так, у крупных компаний, традиционно ориентированных на выездной туризм, увеличилась доля продаж внутренних направлений. Кроме того, транспортная неопределенность привела к сокращению доли готовых пакетных туров, вследствие чего увеличились продажи только наземного обслуживания.  

При этом, согласно опросам, выросла доля россиян, которые в прошлом году не путешествовали. Если в 2021 году доля тех, кто был в отпуске, но провел его дома или на даче, составляла 46%, то в 2022 году она достигла 61%. 

ТУРИСТЫ «ПОСТАРЕЛИ» И СОКРАТИЛИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТДЫХА

По словам Сергея Ромашкина, неожиданным на фоне роста среднего чека поездки стало сокращение ее средней продолжительности практически по всем основным направлениям.

«Сейчас средней продолжительность путешествия сократилась на сутки и составляет в среднем неделю. Возможно, эти сутки туристы проводят в дороге, добираясь до места либо на поезде, либо на собственном автомобиле», — сообщил эксперт.

Больше всех потерял во времени пребывания туристов Геленджик: в среднем отдыхающие проводят на этом курорте 6,4 суток, что почти на 19% меньше, чем в 2021 году. На 11,1 % до 7,6 суток сократилась средняя продолжительность заездов в Анапу, несколько меньше этот показатель (-9,4%) по всему Краснодарскому краю. В прошлом году в среднем туристы проводили на Кубани 7,4 суток.  

Меньше других тренд на сокращение продолжительности заездов коснулся Сочи (-4,7%) и Абхазии (-5,5%). При этом Абхазия – лидер среди южных курортов по длительности отдыха: в среднем российские туристы проводят на курортах 8,1 суток, в то время как в Сочи они приезжают в среднем на 7,6 суток.

Еще один «сюрприз» - это увеличение среднего возраста туриста. Так, средний возраст туриста, который путешествовал в 2022 году, увеличился с 39 лет до 41 года. «Туристы от 18 до 45 лет покидают наш рынок, и весь прирост бронирований обеспечили туристы от 46 лет и старше. Этот тренд сохраняется и в начале 2023 года», — сообщил вице-президент АТОР. 

Кстати, Абхазия стала «номером 1» в 2022 году и по росту средней цены заявки (+24%). Поездка в этот регион в 2022 г. обошлась туристу в среднем в 50 200 р. Ожидаемо дороже всех из внутренних курортов был Сочи: 59 600 р. на одного человека. В сравнении с 2021 годом средняя цена заявки в Сочи увеличилась на 15,5%. На фоне закрытых аэропортов бюджет тура в Анапу и Геленджик относительно 2021 года практически не изменился: 57 700 р. и 53 800 р. соответственно.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ ПРОДОЛЖИТ УВЕРЕННЫЙ РОСТ В 2023 ГОДУ

Как подчеркнул Сергей Ромашкин, популярность внутреннего туризма уверенно растет и в 2023 году, о чем говорит и анализ поисковых запросов в Яндексе. Как следует из статистики февраля 2023 г., чаще всего россияне интересуются поездками в Дагестан (+244% к февралю 2021 г.), Абхазию (+70%), Анапу (+41%), Геленджик (+35%), Санкт-Петербург (+31%), Алтай (+21%), Москву (+10%) и Кисловодск (+10%). 

«Дагестан в 2023 году снова покажет рекордный результат, и помешать этому может только недостаток отельной базы. Мы видим, что на лето забронировать размещение в Дербенте или Махачкале почти невозможно. Абхазия, для которой основной точкой входа является аэропорт Сочи, тоже показывает серьезный прирост», —отметил глава «Дельфина».

Постепенно оживает интерес туристов к Крыму. По словам г-на Ромашкина, с 1 марта продажи направления пошли в рост к графику прошлого года. 

«В прошлом году туристы долго ждали, что самолеты в Крым и в другие закрытые аэропорты все-таки полетят. Эта транспортная неопределенность мешала туристам принять решение о покупке тура весной и даже в июне. В этом году уже ясно, что рейсов в Крым не будет, туристы могут планировать свой отдых с осознанием этого фактора. По нашим оценкам, первое полугодие 2023 года по Крыму и Анапе будет гораздо лучше, чем год назад», — пояснил Сергей Ромашкин.

ОТЕЛЬЕРЫ ПОВЫСИЛИ ЦЕНЫ ИЗ-ЗА ИНФЛЯЦИИ И РОСТА РАСХОДОВ

Из-за роста инфляции и других сопутствующих расходов отельеры южных курортов повысили цены на лето-2023. Больше всего подорожало размещение в Геленджике (+18,4% к 2022 г.): сутки отдыха на этом курорте предстоящим летом обойдутся в среднем в 3440 р. на одного.

В тренде и Анапа, где стоимость проживания увеличилась на 15,7% до 2950 р.в сутки. Рост цен на курортах Абхазии составил в среднем 13% (в среднем 2790 р.на одного). Размещение в Сочи подорожало в сравнении с прошлым годом на 11,7%: до 3550 р. в сутки.

ТУРОПЕРАТОРЫ ПРОГНОЗИРУЮТ ХОРОШИЙ СЕЗОН

Вице-президент АТОР Сергей Ромашкин назвал внутренние направления, которые в 2023 году войдут в ТОП-10 по бронированиям и покажут хорошую динамику по спросу по сравнению с прошлым годом.

Это Дагестан (+35% к 2022 году), Анапа (+25%), Геленджик (+23%), Абхазия (+18%), Крым (+15%), Санкт Петербург (+12%), Алтай (+10%), Кисловодск (+8%) и Москва (+7%).

«Сезон будет хорошим», —резюмировал генеральный директор туроператора «Дельфин».

Елена Мягкова
Фото АТОР

 

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР