7 октября, понедельник
 
 

Углубление дна в России и отправку туристов на Север обсудили на совещании у президента

Совещание по развитию речного судоходства с участием президента РФ состоялось 20 июня в Москве. Участвовали члены правительства, представители регионов и крупных компаний. Обсудили возможности круглогодичного судоходства, реконструкции канала им. Москвы и нового облика пассажирских теплоходов. Выбрали для вас самое интересное.

СКОЛЬКО И КАКИХ СУДОВ БУДЕТ ПОСТРОЕНО НА РОССИЙСКИХ ВЕРФЯХ

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, сообщил, что сейчас ведется строительство 65 пассажирских судов, включая круизные лайнеры.

Среди них – «Петр Великий», который по-прежнему надеются сдать круизной компании «Мостурфлот» в 2023 году. Также будет построено 3 судна по проекту «Карелия» по заказу компании «ВодоходЪ». Первое из них выйдет в эксплуатацию в 2025 году на новый маршрут по Белому морю.

Строятся колесные теплоходы для Нижнего Новгорода – один из них, теплоход «Золотое кольцо» уже работает в этом году в компании «ГАМА». Создаются новые суда для Енисея, Байкала, Финского залива и проекта «Остров фортов» в Санкт-Петербурге. Заложены кометы, катамараны, электросуда, есть однопалубный теплоход «Чайка», который работает на сжиженном природном газе.

Подготовлен проект прогулочного судна на водороде.

Всего же, по словам министра, к 2035 года эксплуатантам будет передано 525 речных судна класса «река-море». Это позволит закрыть потребность во флоте (нужна 1000 единиц речных судов) на 98%.

Присутствующие на совещании эксперты призвали стремиться не только к количеству, но и к качеству. По мнению председателя совета директоров ООО «Водоходъ» Виктора Олерского, после того, как на рынке появился «Мустай Карим» (эксплуатируется его компанией), пассажиры стали сравнивать все остальные теплоходы именно с ним. Он задал новый стандарт речных круизов, и теперь люди хотят видеть только такие теплоходы.

Сейчас суда строятся в основном по программе льготного лизинга с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Также действуют механизмы утилизационного гранта, субсидирования кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что все эти блага будут сохранены.

ДО 2026 ГОДА ДОЛЖЕН РЕШИТЬСЯ ВОПРОС С ЕДИНЫМИ ГЛУБИНАМИ

Вопрос с гарантированными и едиными глубинами на всем протяжении внутренних водных путей страны пообещали решить к 2026 году. И это решение имеет колоссальное значение для туроператоров: в августе 2021 года у речников случился коллапс из-за резкого спада воды в районе городецких шлюзов, из-за чего были фактически приостановлены круизы по Волге.

Тогда круизным компаниям пришлось резко менять планы: увеличивать стоянки в доступных местах, удлинять рейсы, возить туристов по запланированной программе на автобусе или переносить даты путешествий по запросу туристов. Окончательно проблему удалось разрешить только через 2 недели.

Поэтому в первую очередь в нововведениях нуждаются наиболее узкие места: Городецкий гидроузел на Волге у Нижнего Новгорода и Багаевский гидроузла на Дону. После завершения работ по углублению дна там должно быть налажено бесперебойное судоходство.

Глава Минтранса Виталий Савельев также заявил о необходимости поднять уровень Нижнекамского водохранилища с 3,3 до 4 м.

КАНАЛ ИМ. МОСКВЫ УЙДЕТ НА РЕМОНТ, КАСПИЙ СТАНЕТ КРУГЛОГОДИЧНЫМ

На встрече было принято важное решение о масштабной реконструкции по разработанной Минтрансом программе всех 238 гидротехнических судоходных сооружений канала имени Москвы. Она должна начаться не позднее 2025 года. У круизных компаний есть опасения на счет того, как это повлияет на судоходство. Но пока говорить о каких-то сложностях слишком рано.

Другое революционное решение касается круглогодичной навигации в направлении Каспий-Азов через Волго-Донской канал. Чтобы воплотить его в жизнь, считает г-н Савельев, необходимо реконструировать и модернизировать 19 судоходных гидротехнических сооружений и построить 4 ледокола. Сроки реализации этого проекта не называются, но потенциально навигация на протяжении 10-11 месяцев в год даст мощный толчок развитию всего Каспийского региона.

Для туризма это, прежде всего, возможность расширить программу круизов. И в первую очередь, на «Петре Великом», который должен стать первопроходцем на направлении.

Развитие получит и портово-логистический хаб в Самарской области, в создании которого хочет принять участие Иран. Соответствующее решение было принято в рамках ПМЭФ’23. Одним из элементов хаба должен стать новый порт, который может появиться в 2027 году в Сызрани. Это, безусловно, станет важной точкой притяжения для речных туристов.

РЕЧНИКИ НАЦЕЛИЛИСЬ НА АРКТИКУ

Прозвучало и другое интересное предложение по расширению внутренних связей – развитие более активной навигации на реках Сибири и Дальнего Востока с потенциальным выходом на Северный морской путь.

Сейчас это направление в туристической сфере развито в меньшей степени – круизы по Енисею делает компания «ВодоходЪ», по Оби и Иртышу ходит теплоход «Северная сказка» – но со временем здесь может многое измениться: интерес к этому направлению у туристов большой. И не исключено, что в скором времени там появится больше доступных экспедиционных круизов.

Одной из таких точек может стать Амур, о возрождении круизов по которому мечтают многие речники.

Ольга Пегасова 

Фото АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР