28 марта, четверг
 
 

Почему лоукостеры зашивают карманы кресел и кто из них дешевле

«Вестник АТОР» разбирался, как лоукостеры экономят и как зарабатывают на пассажирах, скоро ли введут стоячие места и платные туалеты в самолетах, а также свел воедино и сравнил дополнительные сборы за услуги пяти бюджетных перевозчиков.

НА ЧЕМ ЭКОНОМЯТ И ЗАРАБАТЫВАЮТ ЛОУКОСТЕРЫ

Модель лоукост – несмотря на массу негатива в СМИ – становится все более популярной в России. Авиакомпания «Победа», которая пока является единственным лоукостером в нашей стране, за 2016 год перевезла свыше 4,3 млн человек, превысив показатель 2015 года на 38,7%.

Впрочем, «дочка» «Аэрофлота» еще в начале пути. Для сравнения, один из самых популярных в мире лоукостеров – авиакомпания Ryanair в 2016 году перевезла 106,4 млн пассажиров (рост 18%). Такая информация содержится в ежегодном отчете перевозчика. Авиакомпания EasyJet за год (он для перевозчика заканчивается 30 сентября) 73,1 млн пассажиров.

Эксперты поясняют, такая популярность лоукостеров обусловлена желанием людей экономить. Говоря о портрете потребителя лоукост-авиауслуг, можно выделить две группы – бизнесмены и «заядлые» путешественники, которые летают часто и налегке (то есть практически без багажа). Перелет на лоукостере обычно (при условии отказа от покупки допуслуг) позволяет сэкономить 20-30% от стоимости билетов.

Оговорка о безбагажности имеет в данном случае принципиальное значение. Почти все лоукостеры в мире исключают стоимость перевозки багажа и выставляют за погрузку чемодана на борт отдельным счетом. Финансовая выгода данного решения заключается не только в том, что за багаж перевозчик получает дополнительную плату. Более легкий самолет тратит меньше керосина, количество сотрудников и стоек приема багажа можно сократить, оплата аэропорт за погрузку багажа меньше, а самолет меньше времени находится в аэропорту – модель лоукостера предполагает нахождение самолета в небе максимальное количество времени.

Конечно, платный багаж – далеко не единственный способ заработка (и одновременно – экономии) лоукостеров на своих пассажирах. Традиционно, пассажиры дополнительно оплачивают выбор места на борту, переоформление билета (бюджетные тарифы обычно носят невозвратный характер), питание на борту и традиционно бесплатные у обычных перевозчиков  билеты на инфанта (младенца) без места. Потребителю лоукост-перевозки нужно быть готовым и к менее удобной логистике – часто такие авиакомпании выбирают более отдаленные от городов аэропорты. Но бывают и более интересные случаи.

ПЛАТНЫЕ ТУАЛЕТЫ И СТОЯЧИЕ МЕСТА — НЕ ШУТКА

Законодателем «мод» в сегменте можно считать Ryanair. Эта же авиакомпания славится самыми громкими случаями споров с пассажирами. Глава авиакомпании Майкл О’Лири, например, предлагал сделать на борту платные туалеты и «стоячие» места для пассажиров. Комментируя последнее предложение, он пояснил, что «ремни безопасности вас не спасут». Ни первая, ни вторая мера все же не были реализованы на практике. Тем не менее, лоукостер продолжает «срезать» издержки всеми возможными способами.

Так, в 2011 году Сьюзи Маклеод получила поддержку более полумиллиона пользователей Facebook после того, как авиакомпания обязала ее выплатить 300 евро за распечатку пяти посадочных талонов перед вылетом из Аликанте в Бристоль. На это руководитель Ryanair назвал ее «идиоткой», заявив, что все правила прописаны на сайте авиакомпании.

Позже, в 2012 году, стало известно, что Ryanair сэкономила миллионы евро, выпуская в рейсы самолеты со слишком большим грузом. Руководство компании тогда заявило, что при работе с самолетами соблюдаются все нормы, установленные управлением авиации Ирландии, а некоторый перевес не сказывается на безопасности полетов. Тогда же, в 2012 году, перевозчик ввел комиссию за оплату билетов картой (2%). Эта сумма прибавилась к административному сбору в 6 фунтов стерлингов (6 евро для Европы). Правда, с 2013 года авиакомпания изменила правила провоза багажа и снизила сбор, взимаемый с пассажиров за распечатку посадочного талона.

В прошлом году Ryanair сделал еще один шаг навстречу потребителю. Перевозчик позволил детям до 12 лет бесплатно резервировать место в самолете. Правда, при этом для сопровождающего ребенка оплата выбора места стала обязательной.

«Задача, которая стоит перед нами в будущем, в том, чтобы продолжить снижать авиационные тарифы. Я предполагаю, что в следующие 5-10 лет у авиакомпании Ryanair будут бесплатные тарифы» — сказал глава лоукостера на конференции в Лондоне (его слова приводит The Guardian).

«ПОБЕДА» ДОГОНЯЕТ RYANAIR

Интересно, что  новость о «послаблении» Ryanair для пассажиров с детьми возникла на фоне скандала пассажиров с российским лоукостеров – авиакомпанией «Победа». В августе прошлого года в СМИ появилась информация о намерении «Победы» рассаживать на борту детей и сопровождающих. Поводом для обсуждения послужил инцидент на борту самолета. Семья с грудным ребенком заняли места в самолете рядом друг с другом.

Опция выбора места в салоне в «Победе» является платной и пассажиры заранее ее не оплатили. Их попросили вернуться на свои места, а после отказа – сдали в полицию как дебоширов. Позже руководство «Победы» своеобразно комментировало инцидент, что породило дополнительные слухи о намерении лоукостера целенаправленно рассаживать детей с родителями. Точка в обсуждениях была поставлена самой авиакомпанией. В «Победе» подтвердила, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики.

Стоит отметить, что в СМИ и соцсетях все чаще проводятся параллели между Ryanair и «Победой». Действительно, многие заявления руководства «Победы» звучат провокационно, и почти все – вызывают резонанс в СМИ и обществе. Например, недавно «Победа» сообщила, что участились случаи нападения пассажиров на сотрудников авиакомпании. Но охранные службы к решению проблемы привлекаться не будут.

«Мы нашли более выгодный вариант (чем наем ЧОПов): будем обучать своих сотрудников самбо и дзюдо. В этом случае нам не придется повышать цены на билеты» — цитирует «Интерфакс» гендиректора «Победы» Андрей Калмыков.

Далее руководство «Победы» анонсировало планы по реализации еще одной меры экономии. На всех самолетах перевозчика планируется зашить карманы на креслах. По логике компании, зашитые карманы сократят время уборки судна и, как следствие, его время пребывания «на бетоне». «Мы провели интересный эксперимент: на одном борту зашили кармашки кресел. В итоге пассажиры не забывают свои вещи, а время уборки в салоне сократилось на две минуты» — приводит слова Калмыкова «РИА Новости».

Пожалуй, один из самых спорных пунктов экономии «Победы» — ручная кладь. В СМИ неоднократно освещались резонансные случаи, когда пассажирам «Победы» приходилось доплачивать за рюкзак или сумку, которые сотрудники авиакомпании посчитали не соответствующими термину «ручная кладь» (в понимании «Победы»).

Наконец, летом прошлого года российский лоукостер заявил об увеличении стоимости провоза на борту пакетов из магазинов беспошлинной торговли Duty free. Если раньше специальный тариф для таких покупок составлял 700 руб. или 10 евро (при вылете из российского и зарубежного аэропорта соответственно), то теперь он отменен – и пакет из duty free стоит как ручная кладь. «Как и прежде, за небольшие покупки duty free, которые умещаются в дамскую сумочку/мужской портфель или в оплаченный ранее багаж в салон, плата не взимается» – прокомментировали в пресс-службе авиакомпании.

Справедливости ради стоит отметить, что ни эпатажные высказывания главы Ryanair, ни резонансные споры с пассажирами «Победы» не отражаются негативно на деятельности авиакомпаний – как отмечалось выше, оба перевозчика по итогам года демонстрируют рост показателей пассажиропотока.

КТО ИЗ ЛОУКОСТЕРОВ ДЕШЕВЛЕ

«Вестник АТОР» изучил сайты пяти бюджетных перевозчиков - трех лоукостеров, выполняющих рейсы в Роcсию, Ryanair (эта авиакомпания в Россию не летает) и Easy Jet (авиакомпания «ушла» из России в прошлом году) с целью выяснить, какой из них предлагает самые выгодные цены за дополнительные услуги.

ОПЛАТА БИЛЕТА:

«Победа»: оплата банковской картой – 2% от суммы платежа, оплата в терминалах Qiwi или «Евросети» - 3%.

WizzAir: административный сбор – 8 евро, сбор за использование системы — применяется к заявкам на бронирование, выполняемым автоматизированными системами – 10 евро, регистрация на рейс через сайт – 10 евро, в аэропорту – 30 евро.

Vueling: сбор за бронирование – 5 евро с пассажира, оплата кредитной картой, PayPal – 2% (комиссия за оплату картой, выданной в Испании, не взимается), оплата дебетовой картой – БЕЗ КОМИССИИ, страхование путешествующих – 12 евро.

RyanAir: оплата картой – 2%, выпуск посадочного билета в аэропорту – 15 евро или фунтов, регистрация в аэропорт – 45 евро или фунтов, административный сбор – 20 евро или 17 фунтов, сбор за бронирование в аэропорту или call-центре – 20 евро или фунтов.

Easy Jet: сборы за оплату картой включены в тариф.

ПРОВОЗ БАГАЖА:

«Победа»: В салоне самолета одно место (до 10 кг) – 999-2000 рублей, два места (до 10 кг) – 1799-4000 рублей, товары duty free – 2000 рублей (35 евро), домашнее животное – 1999 рублей. В багажном отсеке до 20 кг – 1499-3000 рублей (45 евро), до 32 кг – 2299 рублей, два места – 2499-5000 рублей (75 евро), третье место – 3000 рублей, перевес – 500 рублей (10 евро) за каждый кг.

WizzAir: багаж (23 кг) в низкий сезон – 16-45 евро, в высокий сезон – 26-55 евро; багаж до 32 кг – 26 - 55 евро и 36 - 65 евро. Крупная ручная кладь 10 - 35 евро.

Vueling: одно место (до 23 кг, входит в стоимость некоторых тарифов) 13-35 евро, второе место – 40-70 евро, третье место – 40 - 70 евро. Доплата за сверхнормативную ручную кладь – 35 евро.

RyanAir: багаж до 15 кг – 10 - 50 фунтов, багаж до 20 кг – 15-60 фунтов.

EasyJet: багаж до 20 кг – 19,5 - 70 долларов, дополнительный вес за каждые три кг – 4 доллара (не более 32 кг). Оплата сверхнормативного багажа – 15 долларов за каждый кг.

ВЫБОР МЕСТА/МЕСТА XL:

«Победа»: Выбор места онлайн или через call-центр (звонок платный) – 149-999 рублей, в аэропорту – 300 - 1000 рублей (за границей 5 - 15 евро). Место XL 599 - 999 рублей.

WizzAir: выбор места – 1 - 31 евро

Easy Jet: выбор места XL – 18,49 - 30,99 долларов, выбор места на борту – 2,99 - 21,49 долларов.

Vueling: выбор места XL – от 12,99 евро, выбор места в салоне – 2,99 - 12,99 евро.

RyanAir: Места с дополнительным местом для ног (XL) – 11 евро (или фунтов), выбор других мест на борту – 2 - 7 евро (или фунтов).

ПРОВОЗ РЕБЕНКА:

«Победа»: по России до двух лет бесплатно, за рубеж (без места) – 1499 рублей. Несопровождаемый ребенок – 3000 рублей.

Wizz Air: провоз младенца стоит 8-27 евро

Easy Jet: провоз ребенка включается в тариф.

Ryanair: сбор за ребенка 20 евро или фунтов.

Vueling: несопровождаемый ребенок – 55 евро, комиссия за перелет с младенцем – 5-45 евро плюс сборы. Комиссия за изменение перелета с младенцем – 5 евро.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В БИЛЕТ:

«Победа»: Отмена брони невозможна. Изменение даты/времени вылета – 2000 рублей, изменение ФИО пассажира – 4000 рублей.

Wizz Air: изменение рейса – 10 - 60 евро, изменение счета – 5 евро, неявка к вылету – 70 евро. Имя можно поменять БЕСПЛАТНО

Easy Jet: аннулирование брони в течение 24 часов с момента бронирования – 38-45 долларов; более ранний рейс – 30 долларов, опоздание на рейс – 120 долларов, исправление орфографических ошибок – бесплатно, изменение имени пассажира – 23 - 73 долларов, изменение рейса – 23 - 73 долларов плюс тарифная разница.

Ryanair: изменение рейса – 30 - 90 евро или фунтов, изменение имени – 110 - 160 евро или фунтов, опоздание на рейс – 100 евро или фунтов.

Vueling: блокировка цены – 2 - 6 евро, пассажир без имени – 2 евро, страхование опоздания на самолет – 12,75-16 евро. Ранний вылет – 35 евро. Изменение даты и времени – 50 евро плюс разница в цене, изменение имени пассажира – 50 евро плюс разница в цене.

Как видим, на фоне зарубежных лоукостеров, некоторые правила и тарифы «Победы», зашивающей кармашки в креслах, выглядят весьма неплохо, не так ли? Впрочем, выбор в любом случае за самим туристом.
 

Фотографии предоставлены pixabay.com

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР