29 марта, пятница

Выходные в России. Космос, «параллельный город» и самый большой арт-парк Европы

Этот город обычно не на слуху, в отличие от городов Золотого кольца, старинной Рязани, оружейной Тулы, лирического Ельца. Однако Калуга и Калужская область вдохновят любого любознательного туриста. Ведь Калуга – это окно в космос. Но не только!

КУДА И НА СКОЛЬКО ЕДЕМ?

Классический тур выходного дня, в который мы отправимся, называется «Калуга. Точка отсчета». Это брендовый туристический маршрут Калужской области, протестированный экспертами АТОР и Комитета по импортозамещению в туризме при Минкультуры РФ. Он входит в федеральный проект «Россия – родина космонавтики». Проведем в путешествии 2 дня/1 ночь – увидим Калугу, а еще побываем в Обнинске, Боровске и Никола-Ленивце. В каждом из этих городов есть свои невероятные музеи и арт-объекты. Время удивляться настало!

ЧТО И ГДЕ СМОТРИМ?

Побываем в Обнинске на первой в мире атомной электростанции за 100 км от Москвы. Посетим саму Калугу – здесь в государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского своими глазами увидим экипировку космонавтов, побываем в планетарии, который не уступает столичному, познакомимся с научными работами по воздухоплаванию, а затем переедем в арт-парк Никола-Ленивец. Космические объекты, вписанные в спокойный размеренный пейзаж местной природы, напомнят нам фантастические фильмы о пришельцах, после чего нас ждет «город двух миров» Боровск с фресками (рисунками) на стенах домов. В давние времена в Боровск ссылали старообрядцев, в том числе, протопопа Аввакума и боярыню Морозову. Поехали!

1 ДЕНЬ: УСНУВШИЙ АТОМНЫЙ РЕАКТОР В ЛАБОРАТОРИИ «В» И КОСМИЧЕСКАЯ КАЛУГА

Обнинск

В первый день нам предстоит проехать 205 км – в 8 утра отправляемся из Москвы, чтобы остановиться в Обнинске и посетить мемориальный комплекс «Первая в мире АЭС». Здесь нам расскажут о покорении атома в послевоенное время. Именно здесь был дан старт мировой и отечественной атомной энергетике.

Мощность первой атомной станции, сооруженной в Обнинске на территории физико-энергетического института, была небольшой – всего 5 МВт (для сравнения: мощность Курской АЭС сегодня равна 4 тыс. МВт). Обнинская АЭС была уникальной экспериментальной базой для новейших разработок.

Первая в мире АЭС, Обнинск

На 5 тысячах кв. м. здесь расположено трехэтажное здание станции и сама шахта с атомным реактором на глубине 17,5 метров, который был заглушен только в 2002 году. Первая в мире АЭС стала памятником атомной промышленности. Сегодня на этот, уже бывший, секретный объект приезжают туристы со всего мира.

После посещения атомного мемориального комплекса едем в Калугу.

Калуга, ул. Кирова

Датой основания города принято считать 1371 год – в XIV веке Калуга упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда. Расположенная на некогда судоходной Оке, в XVIII веке Калуга достигает своего расцвета как один из крупнейших торговых центров страны. Затем река обмелела, а город стал тихим и провинциальным. В 1944 году была создана Калужская область, здесь стала развиваться тяжелая промышленность, однако в последнее время калужане предпочитают гордиться не ей, а своей историей и природой.

Космическая тема в Калуге связана прежде всего с прожившим здесь 43 года теоретиком звездных полетов Константином Эдуардовичем Циолковским.

Калуга, Циолковский с велосипедом, памятник

Его именем назван первый в мире и крупнейший в России музей истории космонавтики, в основание которого первый символический камень заложил Юрий Гагарин. А открыт  музей был в 1967 году при непосредственном участии конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королёва.

Рядом с музеем находится необычный памятник, который виден издалека – это дубликат (не копия!) ракеты-носителя «Восток». Именно эта ракета стояла в апреле 1961 года на стартовой площадке на космодроме Байконур на случай нештатной ситуации при запуске в космос ракеты-носителя «Восток» с первым в мире космонавтом на борту. Следующей в космос отправилась бы именно она. Дубликат знаменитой ракеты демонстрировали на различных авиасалонах Европы, а затем установили на вечную стоянку в Калуге.

В музее истории космонавтики – в полном смысле этого слова уникальные экспонаты, которые побывали в открытом космосе.

Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

В экспозициях музея можно познакомиться как с первым искусственным спутником Земли, так и с оснащением современных орбитальных станций.

Музей истории космонавтики, Калуга

Любителей инстаграма может огорчить платная фото- и видеосъемка – в музее она стоит 200 рублей, эта мера касается не только фотоаппаратов, но и мобильных устройств. Однако то, что здесь можно снять, стоит этих денег.

В составе музея есть планетарий, который не уступает московскому – он настолько популярен у калужан, что билеты в него нужно бронировать заранее. Захватывающие визуальные эффекты достигаются благодаря новейшей модели аппарата Skymaster ZKP4 с полнокупольной проекционной системой Spacegate немецкой фирмы «Карл Цейс» - у зрителей из-за перехода от аналоговой проекции к цифровой во время сеанса создается полный эффект присутствия в космосе. Можно воспроизвести любое затмение Солнца и Луны, увидеть Землю из космоса, переместиться на соседние планеты, полюбоваться видом Северного полюса и тропиков. Здесь же можно посмотреть подвижные глобусы Марса, Земли, Луны и звездного неба.

После обеда отправимся в дом-музей Чижевского. Он открылся в Калуге в 2010 году в доме, в котором семья Чижевских жила с 1913 по 1929 годы. Александр Леонидович Чижевский – ученый-биофизик, а также поэт, композитор и художник. Он рос без матери – мальчика воспитывали отец, тетка и бабушка. В Калуге Чижевский сделал свои первые шаги в науке – он исследовал влияние ионизированного воздуха на живые организмы, писал научно-популярные статьи и стихи. В Калуге были изданы два сборника его стихов. Ему же принадлежит и литературный трактат «Академия поэзии», созданный в 1918 году.

Двухэтажный каменный дом с мезонином в 1913 году купил отец Чижевского. Первый этаж сдавали в аренду приходской школе. Одним из постоянных гостей в доме Чижевских был Константин Циолковский, который направлял и поддерживал молодого исследователя. В музее есть ионизатор воздуха, известный как «Люстра Чижевского» и ее современные модификации, вы увидите и обсерваторию, откуда с помощью телескопа можно наблюдать солнце или ночное звездное небо.

Музей Чижевского уютен, в нем сохранились чудесные экспонаты времен дореволюционной Калуги, которые создают удивительно теплую атмосферу того времени. На стенах дома – картины, написанные Чижевским. В экспозиции – личные письма и документы, фотографии, старинная мебель, рояль, швейная машинка и огромное количество ионизаторов воздуха.

После окончания реального училища в Калуге Чижевский ушел добровольцем на фронт – тогда разразилась Первая Мировая, откуда вернулся с Георгиевским крестом, и в 21 год защитил диссертацию на степень доктора всеобщей истории, увязав войны и другие яркие исторические события с влиянием циклов солнечной активности на биосферу.

Побывав в гостях у Чижевских, заглянем и к Циолковскому - дом-музей великого русского ученого находится недалеко от реки Оки.

Дом-музей Циалковского в Калуге

Здесь Константин Эдуардович прожил 29 лет. Он купил этот дом в 1904 году, пристроил второй этаж, где сделал для себя рабочий кабинет и мастерскую. «Мне нравилось делать кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями и пр. Всё это было из бумаги и картона и соединялось сургучом», — писал ученый о своих увлечениях с детства. Позже он мастерил астролябию, токарный станок, аэростат.

В Калуге Циолковский написал свои главные труды по воздухоплаванию, авиации, теории реактивного движения, космической биологии и космонавтике. Продолжил работать над теорией металлического дирижабля. А на жизнь дворянин, коллежский асессор и великий ученый зарабатывал в Калужском уездном училище - преподавал арифметику и геометрию, причем ученики любили его за то, что объясняет понятно и просто и никогда не ставит двойки.

Так же понятно и просто Циолковский доказал в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами», что аппаратом, способным на космический полет, может быть ракета. Однако его научные труды оценили не сразу – его исследование обогнало время на целую эпоху.

Однако еще в 1911 году, за полвека до покорения космоса, ученый вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета, и публикует эти выводы в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Ещё одна его идея – дозаправка ракет во время полета – используется в космосе в наше время.

На обелиске Циолковского в Калуге калужане оставили его цитату из письма к инженеру Б. Н. Воробьеву: «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Осмотрим и саму Калугу – интереснейший город, который сохранил чудесную архитектуру XVIII-XIX веков. В частности, знаменитая здесь усадьба Золотарева, по мнению некоторых краеведов, вполне могла быть подготовлена для императрицы Екатерины II.

Музейно-краеведческий комплекс «Усадьба Золотарёвых»

В советские годы в Калуге снималось немало фильмов – в том числе, и потому, что в этой усадьбе сохранились большие старые фонари на крыльце, булыжная мостовая и другие старинные детали.

Помимо космоса, Калужская область связана с именами великих писателей, таких, как Пушкин и Гоголь. Бывали на этой земле Денис Давыдов и Василий Жуковский. В Полотняном заводе было имение родителей будущей жены Пушкина Натали Гончаровой. В Тарусе на даче жила семья Марины Цветаевой. В Калуге выступал со своими стихами Владимир Маяковский, в Оптину пустынь приезжал Лев Толстой, где до этого над своим последним романом «Братья Карамазовы» работал Федор Достоевский.

Николай Гоголь жил в Калуге во флигеле губернаторской дачи по приглашению жены губернатора, большого друга Пушкина и Лермонтова, фрейлины императорского двора Александры Осиповны Смирновой-Россет. По утрам он писал «Мертвые души». Второй раз в свое калужское путешествие Гоголь посетил Оптину пустынь, где беседовал со старцем Макарием. В областном краеведческом музее хранится гусиное перо писателя. Сейчас рядом с тем местом, где находился флигель Гоголя, установлен обелиск с бронзовым барельефом.

Еще одна достопримечательность, которой гордятся калужане - каменный мост через Березуйский овраг.

Мост через Березуйский овраг

Это единственный в России двухсотлетний мост, построенный по принципу древнеримских виадуков. Его строительство началось в 1777 году. Длина моста - 160 метров, высота - 20 метров. Виадук опирается на 15 крупных каменных арок.

О Калуге купеческой туристам XXI века напоминает Гостиный двор. Мимо такой «готической» архитектуры вы точно не проедете!

А еще Калуга включена в маршруты по «Малому Золотому Кольцу России»: здесь сохранились 33 церкви. Впереди нас ждет ужин и размещение в гостинице, а уже завтра – новые впечатления!

2 ДЕНЬ: АРТ-ПАРК В НИКОЛА-ЛЕНИВЦЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ БОРОВСК

После завтрака садимся в автобус. В этот день, с учетом возвращения в Москву, мы проедем 285 км. Сначала посетим Никола-Ленивец, где в 70 км от Калуги на 600 гектарах под открытым небом расположился уникальный арт-парк – крупнейший в Европе.

Никола-Ленивец

Здешний живописный ландшафт 17 лет назад облюбовал художник Николай Полисский – здесь он создал произведения современного искусства и архитектуры, который вписал в среднерусский пейзаж. Его идеи подхватили другие художники – каждый год в Никола-Ленивце проходит фестиваль «Архстояние».

В 2004 году на 90-градусном изгибе реки Угры появился «Маяк» - величественные стволы вязов сплетены в колоссальную башню. Вертикаль маяка перекликается с Троицкой церковью.

Самая масштабная инсталляция в Никола-Ленивце – «Вселенский разум».

Вселенский разум

Николай Полисский создал его из натурального материала, при этом открыл новое видение деревянной скульптурной формы. Особенно хороши его композиции, вписанные в местный ландшафт, с подсветкой во время различных фестивалей.

Еще один арт-объект парка в Никола-Ленивце – «Бобур». Он появился в 2013 году - вентиляционные раструбы, заплетенные Николаем Полисским в 22-х метровый бельведер. призваны показать гармонию природы и любой авангардной формы.

В Никола-Ленивце можно провести немало времени, изучая новинки современного искусства и любуясь красотой местной природы. Здесь есть и архитектурная лестница, названная «Штурмом неба», и «Удаленный офис» – в этом домике окно без стекла открыто прямо в лес. А чтобы лучше услышать тишину, на одном из фестивалей Архстояние было создано «Николино ухо» - широкий раструб ухообразной формы с сидением в «глубине».

Дальше нас ждет дорога в «Параллельный город» - так называют город Боровск, в который в XVII веке были сосланы старообрядцы.

Боровск. Церковь введения во храм Пресвятой Богородицы

Сегодня Боровск привлекает туристов не столько религиозной историей, сколько своим «Боровским порталом», «Музеем под открытым небом» - так называют настенные фрески местного художника Владимира Овчинникова.

Картин около сотни, и выполнены они прямо на домах – боровский живописец таким образом решил восстановить старинный облик улиц, воссоздавая в картинах на фасадах современных домов утраченные храмы и другие постройки дореволюционного Боровска.

Боровск. Фрески

В настенных росписях – вся история города. Гостей встречает «Глобус» Боровска с протопопом Аввакумом, которого сослали сюда вслед за боярыней Морозовой, погибшей вместе с сестрой от голода в земляной яме. В память об этой непреклонной женщине, сохранившей верность древней версии православия, в Боровске построена часовня – сама Феодосия Морозова почитается старообрядцами как святая, умершая мученической смертью.

Другие исторические личности на картинах Овчинникова – уже знакомый нам по Калуге Константин Циолковский, который приехал в Боровск преподавателем. Здесь он завел семью, начал свою педагогическую и научную деятельность, дослужился до чина коллежского асессора. Сразу же по приезду сюда он познакомился со своей будущей женой – это была дочь его квартирного хозяина Варвара Евграфовна Соколова. 20 августа 1880 года молодые обвенчались в церкви Рождества Богородицы в селе Роща. Здесь у них родились четверо детей. Остальные трое появились уже в Калуге. Теперь в Боровске, разумеется, есть музей Циолковского.

Здесь восстановили его поделки - реконструкция «Творческой лаборатории Циолковского 80-90-х годов XIX века». Это самодельная жестяная лампа и аэродинамический прибор «вертушка». В Боровске Циолковский работал над созданием дирижабля – тогда и слова такого не было, однако со своими исследованиями ученый добился признания в научном сообществе.

Интересно будет взглянуть и на школьную парту, которая совсем не похожа на современную ученическую мебель, подзорную трубу, с помощью которой Циолковский рассматривал звезды, физические приборы из реального и епархиального училищ. А еще здесь представлены воздушные змеи и воздушные шары. Циолковский мастерил их для учеников из папиросной бумаги.

СКОЛЬКО СТОИТ ТУР «КАЛУГА. ТОЧКА ОТСЧЕТА»

Тур «Калуга. Точка отсчета» - один из самых экономичных. Для групп от 15 человек вместе с транспортном и переездом, проживанием и питанием, а также услугами гида и билетами в музеи он стоит от 5700 руб./ чел. В питание входят один завтрак, один ужин и два обеда.

У КОГО КУПИТЬ ТУР

Брендовый туристический маршрут «Калуга. Точка отсчета» входит в федеральный проект «Россия – родина космонавтики» и протестирован экспертами Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ. Туры по этому маршруту есть в продаже у многих туроператоров. Удачной поездки!

Фото: commons.wikimedia.org