Директор по авиационной коммерции компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», которая управляет аэропортом Пулково, Асият Халваши в интервью «Вестнику АТОР» рассказала о перспективах новых рейсов в Санкт-Петербург и методике привлечения иностранных туристов.
– Высокий летний туристический сезон подходит к концу, зима приближается. С какими показателями Пулково подходит к этому моменту?
– За 4 летних месяца, с мая по август мы перевезли 8,5 млн пассажиров. Из них 6,4 млн человек воспользовались внутренними рейсами. И около двух миллионов – международными. На международных рейсах мы видим прирост пассажиропотока на 16% к аналогичному периоду прошлого года, а на внутренних – небольшое падение - 4%.
– Какие международные рейсы растут особенно активно?
– Активно растут перевозки в Турцию – на 21% к прошлому году, в Китай – на 32%, в Узбекистан – на 12%, а также в страны СНГ в целом. Из отдельных направлений выделяется Стамбул, который показал рост на 53%, Шарм-эль-Шейх вырос на 29%, а Анталья – на 15%. Значительно увеличился пассажиропоток на линии в Чэнду – плюс 45%. На 87% вырос поток пассажиров в Алма-Ату.
– С чем связан такой рост?
– Это прямое следствие активного развития перевозок. Во-первых, авиакомпании наращивают частоты, взять тот же турецкий AJet, который только в этом году начал летать из Стамбула и почти сразу – с 7 сентября – добавил еще один ежедневный рейс.
Во-вторых, растет вовлеченность крупных игроков: Turkish Airlines, например, с прошлого года использует широкофюзеляжные самолеты на стамбульском направлении и даже на зиму оставила Airbus A-330 – это серьезный сигнал.
Плюс расширяется пул перевозчиков. В Анталью из Петербурга теперь летают не только Turkish Airlines, но и Pegasus Airlines, Corendon Airlines, Southwind Airlines.
И конечно, не стоит забывать про китайское направление: Sichuan Airlines увеличила количество рейсов в Чэнду. И это не случайность – туда едут не только ради знаменитого парка панд, но и потому, что этот аэропорт становится удобным хабом для транзита в страны Юго-Восточной Азии. Так что рост закономерный и очень обоснованный.
– С китайскими авиакомпаниями на фоне отмены виз в КНР вы уже ведете переговоры об увеличении количества рейсов?
– Безусловно. Китайские авиакомпании определенно заинтересованы в полетах в Петербург. И те, кто уже работает с нами (China Eastern, Sichuan Airlines и Hainan Airlines), и новые перевозчики. Уверена, у нас появится новая авиакомпания.
– Предположим, переговоры увенчаются успехом. Сколько новых рейсов в Китай мы можем увидеть в зимнем расписании?
– Зимнее расписание – сложный период, поэтому прорыва на китайском направлении мы ожидаем к следующему году.
Китай – это, если честно, наше большое недооцененное направление. Представьте только: огромная страна с невероятной историей, где каждый город – это совершенно отдельный мир, своя культура, кухня, атмосфера.
Но у нас ведь как? Знают в основном Пекин, Шанхай, ну еще Великую стену. А на самом деле Китай – это вообще бездонная шкатулка впечатлений. И я уверена, что как только увеличится доступность полетов, наши туристы откроют для себя не только мегаполисы, но и древние столицы, тропические острова, горные маршруты и те самые места, где рождались легенды. Пока что мы только прикасаемся к этому богатству – и в плане географии полетов, и в плане интереса путешественников. Все самое интересное – впереди.
– Количество туристов из Китая тоже увеличится, как вы считаете?
– Основной барьер для туристов – это виза. Упрощение или отмена визового режима всегда очень сильно влияет на пассажиропоток. Санкт-Петербург как интересное, туристически привлекательное направление, точно будет востребованным.
Отмена виз для туристов из Китая, даст, по нашим прогнозам, значительный прирост туристического пассажиропотока. По мировой статистике – это минимум +30%. В нашем случае, думаю, может быть и +100%.
– Наших туристов в Чэнду авиакомпания зазывает интересными стоповерами и широкой маршрутной сетью. А Пулково и авиакомпании могут что-то сделать для того, чтобы иностранные туристы прилетали к Петербург?
– В одиночку ни аэропорт, ни авиакомпания не решат задачу по привлечению иностранных туристов – только вместе. На примере Турции мы увидели возможность: у них сложности с получением шенгена, а Петербург может стать отличной альтернативой Европе.
Поэтому мы запустили точечные PR-кампании именно в Стамбуле: объясняли, как просто получить электронную визу в Россию – всего за 4 дня и около 52–54 долларов. Многие ведь думали, что это сложно.
Мы организовали фам-трипы для турецких СМИ. Наши партнерские отели – Four Seasons, «Коринтия», «Гранд отель Европа» – предоставляли проживание, а мы полностью организовывали программу: трансферы, экскурсии, медиасопровождение.
А еще в прошлом году к нам приезжал турецкий блогер-ютубер – и его материал о Петербурге даже стал отдельной телепередачей!
Туроператоры тоже активно подключились к работе с въездным туризмом – не только с Турцией, но и с Китаем, странами Ближнего Востока. Результаты уже есть, и мы обязательно продолжим в том же духе.
– Расскажите про результаты: количество туристов из Турции действительно увеличилось?
– Да! Количество граждан с турецкими паспортами, прилетающих в Пулково, увеличилось на 65% в этом году в сравнении с прошлым.
На рейсах турецких авиакомпаний в основном летают наши пассажиры, которые следуют куда-то транзитом через Стамбул. Туристов из Турции на них сейчас точно меньше 10%, в месяц около 10-11 тыс. пассажиров. А нам бы хотелось, чтобы к нам из Турции прилетали не меньше, чем от нас летают туда!
– Существуют ли технологии, которые в общем пассажиропотоке позволяют выявить именно туристов среди общего массива иностранцев?
– У аэропорта нет, но есть у погранслужбы, которая делится с нами. Они всегда спрашивают цель визита. И туризм – помечают. Конечно, те кто летят на деловые мероприятия, тоже могут сказать, что прибыли с целью туризма. Но, мне кажется, и их тоже справедливо считать туристами: они оплачивают перелет, проживают в гостиницах, тратят деньги в городе.
– Можно ли экстраполировать «турецкую» стратегию привлечения туристов на китайский рынок и будете ли вы заниматься чем-то подобным?
– Мы будем этим заниматься. Такая стратегия может сработать в любой стране.
– Какие новые направления из Пулково могут появиться в ближайшее время?
Мы уже ведем переговоры по открытию рейсов в Саудовскую Аравию, Оман, Иорданию и Марокко. Однако есть важные нюансы: даже популярные направления вроде Дубая сложно заполнять только точечными перелетами, поэтому критически важна транзитная составляющая.
Кроме того, из-за периодических закрытий воздушного пространства маршруты на Ближний Восток становятся длиннее, что требует использования широкофюзеляжных самолетов – а их, в свою очередь, заполнять еще сложнее.
– Как пассажиры, особенно иностранные, реагируют на периодически происходящее у нас в Москве и Петербурге транспортные коллапсы?
– Иностранные пассажиры как раз меньше всего от этого страдают. Основное снижение пассажиропотока наблюдается на московском направлении. Например, в 2019 году между Москвой и Санкт-Петербургом летало 5 млн пассажиров, а в прошлом году – только 4,5 млн.
Раньше эти рейсы активно использовались для транзита, но после сокращения международной маршрутной сети российских перевозчиков (из-за пандемии и других ограничений) мы потеряли около трети пассажиров. С мая по август этого года пассажиропоток на этом направлении снова снизился на 19% по сравнению с прошлым годом.
– То есть снижение пассажиропотока по России связано с падением спроса на рейсы в Москву, в другие регионы России аналогичного проседания нет?
– Снижение есть также на рейсах в Сочи – до -25% с начала года. Но в основном по регионам – рост. Хорошо растут Калининград (+15%), Новосибирск, Казань.
С точки зрения региональных рейсов появилась еще одна проблема – ввиду дефицита флота у российских авиакомпаний растет конкуренция между регионами, которую усугубляет повышение аэропортовых сборов.
– Возвращаясь к вопросу о периодических закрытиях воздушного пространства. С точки зрения комфорта пассажиров меняете ли вы что-то в терминале? Что можете порекомендовать путешественникам?
– Самое главное плотно работать с авиакомпаниями, потому что они главные поставщики услуг, «держатели процесса». У нас есть для этого специальный оперштаб. У авиакомпаний мы получаем максимально точную информацию, передаем пассажирам. Когда человек знает, что происходит, чего ему ожидать, он себя ведет совсем по-другому. Большую роль, конечно, играют наши агенты по гостеприимству, которые непосредственно в терминале помогают пассажирам ориентироваться в ситуации: у них можно узнать статус рейса и другую важную для пассажира информацию.
Пассажирам выдаем пенки, коврики, воду. Детям раздавали настольные игры, а взрослым – подписку на онлайн кинотеатр. Мы очень серьезно подходим к вопросу организации пребывания пассажиров в терминале. Им должно быть комфортно, несмотря на всю сложность ситуации в периоды закрытого неба.
Мы хотим стать аэропортом-легендой и все время работаем над улучшением процессов. Внедряем биометрию и автоматизацию, используем видеоаналитику для того, чтобы управлять потоками и ускорять прохождения всех предполетных процедур. Уделяем значительное внимание сервису: от подбора арендаторов до обучения наших сотрудников. И все это, чтобы в Пулково в любой ситуации пассажиру было хорошо.
Беседовала Екатерина Тропова
Фото предоставлено пресс-службой аэропорта «Пулково»