28 марта, четверг
 
 

Николина Ангелкова: «Болгария может предложить одни из лучших условий в Европе для отдыха, причем по самым доступным ценам»

По итогам минувшего летнего сезона Болгария не досчиталась порядка 20% российских туристов. О том, что предпринимают туристические власти и бизнес, чтобы россияне по-прежнему приезжали в страну, в интервью «Вестнику АТОР» рассказала Министр туризма Республики Болгария Николина Ангелкова.

– Г-жа Ангелкова, какие основные тренды прошедшего летнего сезона вы бы отметили?

– Исследование, проведенное нашим национальным туристическим офисом в Москве среди российских и болгарских туроператоров, отмечает прошедший сезон, как сложный. Тем не менее, несмотря на трудности, следует признать, что эти результаты все-таки лучше, чем были первоначальные прогнозы.

Происходит смещение России с 2-го места, которое она занимала по численности туристов среди формирующих зарубежных рынков летом 2014 года, на 4-е место в этом году. За три летних месяца Болгарию посетили 361 тыс. российских туристов, это 10% от всего турпотока. Спад в сравнении с прошлым годом составляет около 20%, что во многом связано с глобальной политической и экономической ситуацией.

Также напомню, что более 300 тыс. российских граждан владеют недвижимостью в Болгарии, в основном в курортных зонах. Развилась тенденция к тому, чтобы владельцы квартир сдавали их в аренду на лето родственниками и знакомым, что также уменьшило поток организованных туристов из России.

Конечно, эти результаты являются вызовом для нас, стимулом работать еще усиленнее для продвижения Болгарии среди российских потребителей. Мы продолжаем активную рекламу нашей страны на всех международных форумах и двусторонних встречах. Российско-болгарские деловые контакты в отрасли имеют очень длинную историю и богатые традиции, – их следует расширять и развивать.

– Чего, на ваш взгляд, не хватает болгарскому турпродукту для успешного продвижения на российском рынке в современных условиях?

– Наши наблюдения показывают, что российские туристы – одни из самых любознательных и требовательных гостей. Они являются наиболее активными потребителями дополнительных услуг, сопровождающих крупнейшие морские или горнолыжные пакеты. И мы очень активно работаем, чтобы удовлетворить эти высокие требования.

Туристический бизнес в Болгарии является на 100% частным. Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы стимулировать его к обеспечению высокого качества. Это выгодно и для клиентов, и для самих предпринимателей, а также для доходов отрасли в целом. Особенно мы заботимся о языковой и профессиональной подготовке работников в местах проживания и общественного питания. Отельеры на Солнечном берегу, например, уже предложили, чтобы базовая часть комплекса использовалась для обучения и повышения квалификации персонала. При нашем министерстве будет создан Совет для кадров в области туризма с участием других администраций и представителей отрасли, что также поможет в развитии данного процесса.

«Российские туристы – одни из самых любознательных и требовательных гостей Болгарии.И мы очень активно работаем, чтобы удовлетворить эти высокие требования».

Мы предприняли ряд инициатив по внесению изменений в Закон о туризме, которые определяют нормативные рамки для бизнеса и усилят функции управления министерства. Таким образом, мы гарантируем право потребителей получить все, за что было заплачено, как в отношении качества, так и количества.

– Изменился ли болгарский туристический рынок в этом году? 

– В целом, зимний сезон был очень успешным по прибыли на формирующих рынках. Мы начали год с полных отелей в горнолыжных курортах в рождественские и новогодние праздники – в основном, в курортах Банско, Боровец и Пампорово. С декабря 2014 г. по март 2015 г. страну посетили 1 млн. 200 тыс. иностранных туристов, что на 8,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы от международного туризма за этот период составили более 426 млн. евро, это на 4,5% больше по сравнению с предыдущей зимой.

Число иностранцев, совершивших ночевки в Болгарии в этом летнем сезоне, составило 1 млн. 600 тыс. человек, что на 1% больше по сравнению с летом 2014 г. И доходы от этих туристов также увеличились, почти на 1,5%. Число болгарских туристов в стране выросло на 13% больше, а их размещение в гостиницах увеличилось на 7,7%, в то время как доходы от них – на 7,9%. Вне этих регистров до сих пор оставались апарт-отели. В данные не входят и меньшие объекты размещения, такие, как частные квартиры, личные гости и так далее.

Мои объезды курортных зон показали, что сезон в некоторых областях отнюдь не был слабым. По данным Национального института статистики Болгарии (НСИ) и Болгарского народного банка (БНБ) доходы с ночевок, проведенных в гостиницах на более чем 10 мест, увеличились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общая численность прибывших составила 2 млн. 800 тысяч человек, что представляет рост на 5,8%. Очень хороших результатов достигли рынки Турции – почти на 30% больше туристов из-за упрощенных процедур по выдаче виз, Великобритании – на 15% больше, Германии – на 11% больше, Израиля – резкое повышение на 21%, Греции – на 6%, Румынии (около 5%), Польши (4%), Македонии (18%), Сербии (13%), Молдовы (24%), Венгрии (18%).

Тем не менее, российский рынок является основным для нашего летнего туристического продукта. Этот сезон прошел под знаком ожиданий более слабого потока российских туристов. Для бизнеса это было серьезным вызовом, но предприниматели смогли сделать привлекательные предложения по предварительному бронированию, преодолели спад, и для них он оказался не столь ощутимым.

Надеюсь, что совместными усилиями с нашими российскими партнерами, мы восстановим прежние позиции РФ. Наши двусторонние отношения в сфере туризма представляют прочный фундамент, я считаю легкий спад этого лета временным явлением, которое мы преодолеем благодаря общим шагам. Хочу подчеркнуть, что мы сделали многое, чтобы свести к минимуму снижение в этом году. Уверена, что мы можем предложить одни из лучших условий для российских туристов, и Болгария по-прежнему остается среди самых привлекательных стран для отдыха россиян.

«Российский рынок является основным для нашего летнего туристического продукта».

– Как оценивают итоги сезона болгарские отельеры? Были ли какие-то сложности в их сотрудничестве с российскими туроператорами?

– Опросы представителей бизнеса дают смешанные результаты. Большинство российских и болгарских туроператоров фиксируют задержку по сравнению с уровнем прошлого года, некоторые, наоборот, отмечают успешный сезон и даже рост российских туристов по сравнению с 2014 г. У других есть данные о большой разнице в спаде на Северном и Южной побережье Черного моря.

По нашим оценкам, сезон начался трудно в июне, и мы не смогли наверстать упущенное, несмотря на повышенный интерес в июле и августе. Основные продажи совершались в основном «в последнюю минуту», так как клиенты ждали максимального падения цен. Однако, некоторые туроператоры начали принимать заявки еще в начале осени прошлого года, что указывает на сильную заинтересованность. В середине лета существовал повышенный интерес и большая глубина продаж. Были и другие трудности, которые почувствовали туроператоры – большое количество специальных предложений, предоставленных в последнюю минуту, из-за чего их было трудно обработать. Тем не менее, думаю, что были получены ценные уроки, болгарские отельеры показали, что они очень хорошо относятся к российским туристам и готовы удовлетворить их потребности.

– Есть ли возможности по увеличению количества авиарейсов между городами России и Болгарии? Работает ли в этом направлении Министерство туризма?

– Наши российские гости могут организовать отдых в Болгарии, планируя свой полет из Москвы и Санкт-Петербурга. Министерство туризма хочет расширить пункты на территории России, в которых будут доступны прямые рейсы в Болгарию в течение зимнего сезона. Мы установили стратегическое партнерство с крупными международными туроператорами и бюджетными авиакомпаниями, исследуем возможности расширения длительности туристического сезона, благодаря новым чартерным программам. Конечно, это может быть сделано только в соответствии с европейскими требованиями.

В данный момент, однако, это зависит не только от нашего желания и интересных предложений для отдыха со стороны туроператоров обеих стран. На территории Болгарии российские туристы могут использовать четыре аэропорта, которые обеспечивают легкий и быстрый доступ ко всем болгарским зимним курортам и СПА-центрам, маршрутам к культурным и историческим памятникам.

«С этого сезона мы обладаем новым законодательством, которое вводит и регулирует единые требования к бизнесу». 

– Как Болгария подготовилась к зимнему сезону? Какие новинки ждут российских туристов?

– Уже началась активная подготовка к новому горнолыжному сезону. Надеемся, что он покажет лучшие результаты, чем в прошлом году. Мы начали проводить встречи с местными властями, представителями бизнеса и органов контроля, чтобы убедиться в том, что сезон пройдет без проблем.

С этого сезона мы обладаем новым законодательством, которое вводит и регулирует единые требования к бизнесу. Ускорено введение новых правил в Закон о туризме, в которых указываются требования к безопасности и информационной обеспеченности горнолыжных склонов, работе лыжных патрулей и деятельности горных хижин. Скоро вступит в силу и постановление о работе горных гидов. Все это позволит повысить безопасность туристов, особенно практикующих зимние виды спорта, а также будет способствовать улучшению их информированности.

Все курорты проводят политику стимулирования туристов и подготавливают специальные предложения для российских туристов. Дополнительные льготные условия, связанные с бесплатным обучением, скидками для студентов и лагерей, проводящих «зеленые школы» (зимой их называют «белой школы»). Также подготовлены скидки для групп и обладателей бизнес-карточек. Инициативы World Snow Day (Всемирный день снега) и World Snowboard Day (Всемирный день сноуборда) привлекут дополнительное число туристов, а в параллельных программах предусмотрено много культурных и кулинарных мероприятий. В Пампорово пройдут международные соревнования – Кубок Европы среди женщин в феврале и Всемирный сноуборд-тур в марте, которые представляют интерес для всех любителей лыжных гонок. Несомненно, Болгария может предложить одни из лучших условий для зимних видов спорта в Европе, причем по самым доступным ценам.

– Как вы оцениваете перспективы российского турпотока на зимний сезон?

– По данным туроператоров, на некоторых рынках, таких, как Россия, наблюдается выжидание выгодных в ценовом плане предложений в связи с изменением котировок рубля и возможного подорожания зимнего отдыха.

Согласно прогнозам, на российском рынке, вероятнее всего, сезон будет трудным, но, по мнению российских туроператоров, Болгария остается самым доступным местом для горнолыжного отдыха по сравнению с другими европейскими курортами, и вместе со стабильной визовой политикой страны, как ожидается, это окажет положительное влияние на число поездок.

– В ноябре запланирован российско-болгарский туристический форум. Кто примет в нем участие? Какие вопросы будут предложены к обсуждению?

– На форуме будут обсуждаться конкретные меры по повышению интереса российских туристов к нашей стране в качестве пункта назначения и возвращению к показателям предыдущих лет. В Болгарии в ноябре состоится круглый стол по вопросам двустороннего сотрудничества с нашими коллегами из России.

В обсуждении насущных вопросов примут участие не только туроператоры, турагенты и эксперты, но и журналисты из обеих стран. На форуме будет сделан акцент на наших партнерских контактах с российскими регионами. Нам важно показать новое лицо Болгарии российским потребителям, укрепить связи в рамках паломнического туризма, восстановить детские визиты в лагеря, потому что наша страна имеет очень хорошую базу для этого. Существуют широкие возможности для профилактики и лечения людей разного возраста предоставленные болгарскими велнес и СПА-центрами, где специалисты работают на международном уровне.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР