29 марта, пятница
 
 

Инна Бельтюкова, генеральный директор компании «Капитал Тур»: «Масштаб «Капитал Тура» давно превышает возможности частного, семейного бизнеса»

Согласно социологическим опросам и первым итогам, в нынешнем году на отдых за рубеж отправится гораздо меньше российских граждан. С другой стороны, летний сезон – по крайней мере, на середину июля - не выглядит провальным. Своим прогнозом на сезон-2009, а также мнением о перспективах развития российской туротрасли и советами по отдыху этим летом с "Интерфакс-Туризмом" поделилась генеральный директор компании «Капитал Тур» Инна Бельтюкова.

-Как в целом можно оценить ситуацию со спросом на отдых этим летом? Она хуже или лучше тех кризисных прогнозов, которые были озвучены осенью-зимой?

- Спрос в среднем соответствует предсезонным прогнозам, по которым возможное сокращение турпотоков из России в разные страны оценивалось в 25-35% от объемов прошлого года. Однако есть направления, где реальность превзошла пессимистические ожидания. Это, к примеру, Хорватия. Там в июле-августе может возникнуть дефицит авиаперевозки: многие туроператоры перестраховались и сверстали полетные планы в расчете на 40-процентное снижение объемов продаж, а оно не превысило 20%.

Вообще, "Капитал Тур" во многом не соответствует отраслевым трендам лета-09. В нашем ассортименте представлены практически все востребованные направления туризма, и по некоторым из них мы показываем устойчивый рост. Например, по Тунису он составляет 20%. Кроме того, мы видим для себя возможность в предстоящем зимнем сезоне повысить объемы продаж по Таиланду. Конечно, в отличие от прошлых лет, говорить о 100-процентном увеличении показателей бизнеса сейчас не приходится. Однако и 15-20% в этом сезоне можно считать успехом.

По моим наблюдениям, некоторые другие крупные туроператоры тоже расширяют собственные доли на ключевых направлениях. В частности, по Турции общий спад составляет 20%, но отдельные лидеры явно форсируют турпотоки. Очевидно, под влиянием кризиса еще более укрепилась тенденция к укрупнению рынка и его перераспределению в пользу сильнейших.

- Ваша компания известна амбициозными планами. Например, даже в этом кризисном году вы впервые вышли с большими планами по Марокко. А чем вам пришлось "пожертвовать" из-за кризиса, от чего вы были вынуждены отказаться?

- Практика уже подтвердила, что наша марокканская инициатива вполне своевременна и логична. Это направление имеет значительный потенциал спроса, и оптимальный вариант – освоить его именно сейчас, пока на нем нет явных лидеров из числа большой туроператорской десятки компаний с широкой сетью лояльных дистрибьюторов и современными технологиями производства. Что касается плановых объемов первого сезона в Марокко, то общая экономическая ситуация подкорректировала их, но не существенно.

От чего нам пришлось отказаться?.. Думаю, если бы не кризис, мы сохранили бы ту динамику роста, которая была характерна и целесообразна для нас в условиях передела сфер влияния на растущем рынке. Но сейчас имеет смысл бороться не за темпы, а за эффективность бизнеса, чтобы обеспечить дополнительную стабильность проекта в ситуации полной непредсказуемости. И мы еще раз убедились, что для крупного диверсифицированного туроператора это менее сложная задача, чем для кого бы то ни было. У компании много точек опоры и в сфере массового туризма, и в таких сегментах, как FIT, business-travel, реализация авиационных и ж/д-билетов. Даже сейчас эти направления нашей деятельности демонстрируют устойчивый рост.

Мы занимаем четвертое место в отрасли по оборотам, которые в прошлом году у нас составили $650 млн. "Капитал Тур" обслужил около 2 млн. человек, из которых 420 тыс. приобрели полные турпакеты, остальные же – транспортные, туристические и другие услуги из нашего ассортимента.

К моменту перемен в мировой экономике наша компания накопила достаточную инерцию роста, чтобы сейчас извлекать пользу из побочных эффектов кризиса. Для нас он стал неким «санитаром доходности», движущей силой оптимизации и технологичности. Впрочем, справедливости ради надо отметить: бизнес «Капитал Тура» всегда был высокопроизводительным. Судите сами: в 2008 г. каждый сотрудник предприятия обслужил в среднем около 5 тыс. клиентов. Это – один из самых высоких показателей в туротрасли.

- Некоторые представители турбизнеса предрекали в связи с кризисом череду банкротств. Тем не менее, на рынке их немного. Чем вы это объясняете?

- Банкротства были, но не среди тех компаний, на которых держится рынок. Игроки умерили амбиции, стали больше руководствоваться здравым коммерческим смыслом. Я надеюсь, эта тенденция сохранится, ведь сегодня крах любого заметного туроператора крайне негативно отразится на всех остальных, подорвет доверие к отрасли в целом, повысит настороженность потребителя. Никто из нас не заинтересован в том, чтобы потенциальный клиент из соображений безопасности действовал по схеме «сам себе турфирма».

- В этой связи, что дадут туроператорам и туристам недавно принятые повышенные фингарантии туроператоров? Можно ли будет теперь реально защитить клиентов в случае банкротства или исчезновения того или иного туроператора?

- Увеличение размера финансовых гарантий – шаг, безусловно, позитивный, он повышает степень защиты потребителя. Однако я уверена, что в дополнение к обязательному страхованию профессиональной ответственности туроператора следует ввести персональную страховку для каждого клиента на случай финансовой несостоятельности отправляющей компании. Мы сделали это еще 1 июня, подтвердив тем самым высокую степень надежности "Капитал Тура" и повысив привлекательность своего продукта как для турагентств, так и для самих клиентов.

- Как вы оцениваете приход на российский рынок крупных зарубежных туроператоров? Кризис - удобное время для них, чтобы завоевать наш рынок, могут ли появиться новые «покупатели»?

- Крупные зарубежные туроператоры как приходят, так и уходят, не сумев адаптироваться к российским реалиям и не реализовав своих амбиций и планов. Это – ни хорошо и ни плохо, такова реальность. Пока успешными можно признать лишь те иностранные проекты, что стартовали в России через инвестиции в действующих отечественных туроператоров.

Возможно, новые инициативы такого рода будут, но единичного характера. Массовых вливаний иностранного капитала ожидать не приходится.

- "Капитал Тур", насколько известно, также был объектом интереса со стороны западных компаний.

- Да, мы периодически получаем предложения о продаже активов. Первое поступило через год после образования "Капитал Тура", а последнее по времени – в 2008 г. При этом цена, называемая потенциальными покупателями, за пять лет выросла в 30 раз. Но для нас помимо денег важно взаимопонимание с потенциальным инвестором по стратегическим вопросам развития компании. Поэтому "Капитал Тур" до сих пор развивается в формате частного проекта. Тем более, что при докризисных темпах роста так было проще следовать генеральной линии проекта: любое отягощение процедурными корпоративными требованиями могло снизить мобильность и быстроту реакции на стремительно меняющуюся ситуацию в отрасли.

Впрочем, мы открыты для диалога и абсолютно прагматичны в плане интересов бизнеса. Альянса со стратегическим инвестором не исключаем, и если получим предложение, которое действительно позволит вывести проект на новый уровень, то отнесемся к нему с должным вниманием.

- Вы не раз говорили о возможной диверсификации бизнеса и реструктуризации компании. Как с этим обстоит дело сейчас, в условиях кризиса?

- "Капитал Тур" уникален тем, что стартовал сразу на многих направлениях массового спроса, то есть, мы изначально взяли курс на максимальную диверсификацию бизнеса. Пять лет назад это шокировало конкурентов, но теперь по нашему пути идут все крупнейшие участники рынка.

О преимуществах такой модели бизнеса я уже говорила выше, а здесь добавлю: сейчас в ассортименте компании более 40 стран, также мы развиваем корпоративный и FIT-туризм, транспортные проекты – реализацию железнодорожных и авиационных перевозок.

- Кроме того, у вас одна из самых разветвленных сетей представительств по всей России. Что это в условиях кризиса – конкурентное преимущество или балласт?

- Все 43 региональных офиса нашей компании в новых экономических условиях приобрели особую миссию: стали базой для организованной нами антикризисной программы поддержки дилеров. Ее главная цель – предоставить партнерам те инструменты, посредством которых мы сами добились максимальной диверсификации рисков.

Опираясь на "Капитал Тур" как на универсального поставщика, турагентства осваивают новые для себя направления: тикетинг, бронирование гостиниц, реализация страховых полисов, обслуживание корпоративных клиентов. И, конечно, ключевая тема антикризисной поддержки – повышение технологичности бизнес-процессов.

"Капитал Тур" содействует розничным компаниям во внедрении онлайна на всех этапах реализации продукта: за 15 минут в присутствии клиента менеджер может не только забронировать тур, но оплатить и получить полный набор документов. Так обслуживают туристов на западе, через пару лет это станет нормой и в российском туризме. Мы позволяем своим дилерам работать на опережение.

- Впереди пик лета. Что бы Вы посоветовали россиянам, стоящим перед выбором: куда им отправиться в этом сезоне, какие направления и какие сроки наиболее выгодны?

- Поскольку туроператоры стремятся чутко реагировать на общую экономическую ситуацию и колебания спроса, рынок в целом сейчас сбалансирован. Поэтому тотального демпинга, которым весьма избалован российский турист, ожидать не приходится.

Спецпредложения вероятны лишь на отдельных направлениях, где многим турфирмам не удалось сократить взятые до кризиса квоты номеров в отелях или избежать профицита перевозки. Это - Испания, Турция, Греция. Именно на них стоит обратить внимание туристам, которые настраиваются на распродажи.

Остальным я рекомендовала бы довериться своим консультантам – сейлз-менеджерам турагентств, которые сейчас как никогда заинтересованы в том, чтобы их клиент остался доволен отдыхом. Профессионал всегда поможет сделать оптимальный выбор с учетом пожеланий клиента и бюджета.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР