27 апреля, суббота
 
 

Государство планирует продать контрольный пакет «Аэрофлота»

27 июня Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что «Аэрофлот» войдет в уточненный план приватизации. Государство планирует продать контрольный пакет акций национального перевозчика в течение трех-пяти лет.

«В ближайшие три-пять лет государство должно будет практически выйти из контрольных пакетов всех ключевых компаний. Речь идет о финансовом секторе, нефтяном, телекоммуникациях, транспортных компаниях, начиная с «Совкомфлота», «Аэрофлота», и ряде других. Это позволит улучшить корпоративное управление и добавить частных инвестиций в развитие», — заявил Алексей Кудрин в понедельник на XV ежегодной конференции инвесторов ИК «Ренессанс Капитал». По его словам, «Аэрофлот», скорее всего, войдет в расширенный список для приватизации на ближайшие 3-5 лет. Власти могут либо разместить акции перевозчика на бирже, либо привлечь стратегического инвестора.

Сейчас правительству России принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота», еще 7,28% находится у инвесторов - физических лиц, а 41,55% - у юридических лиц.

Эксперты не исключают, что приватизация контрольного пакета может негативно сказаться на разрешительной политике, применяемой до сих пор к национальному перевозчику. «Аэрофлот» всегда, а особенно в последнее время, пользовался значительной поддержкой государства: как с точки зрения таможенного законодательства, так и со стороны авиационных властей. Если государство действительно продаст контрольный пакет авиакомпании, то не исключено, что со временем ей придется самой бороться за «место под солнцем» и за пассажиров в том числе», - рассуждает гендиректор брокерской компании «Авиачартер» Александр Морозов. При этом эксперт напомнил, что преимущества перед другими авиакомпаниями у «Аэрофлот» все же есть. «У них большой парк новейшей техники, полученной на хороших условиях - это основное преимущество «Аэрофлота». Сможет ли он эту «фору» удержать, будет зависеть от руководства авиакомпании», - уверен Александр Морозов.

Между тем, некоторые аналитики уверены, что к моменту приватизации «Аэрофлот» сможет свою конкурентоспособность увеличить. «К этому моменту компания может заметно репозиционировать себя. В настоящее время «Аэрофлот» все еще не является крупнейшим игроком на рынке внутренних перевозок, а это одна из целей авиакомпании для завоевания международного рынка», - рассказал ведущий аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Останется ли авиакомпания столь доходной, пока неизвестно. Именно «Аэрофлот» до сих пор вместо государства получает роялти от западных компаний за перелет над Сибирью, которые, как считается, составляют значительную часть дохода перевозчика. Например, как указывается в заключении ревизионной комиссии об итогах проверки деятельности «Аэрофлота» за прошлый год, только 3,2 млрд. рублей «Аэрофлот» получил от передачи не используемых им частот по транссибирскому маршруту - одна из составляющих роялти. В апреле 2009 г. новый гендиректор авиакомпании Виталий Савельев заявил, что будет «избавляться от этого наркотика», правда, пока отчисляет лишь часть платежей. Из 6 млрд. рублей, полученных в 2010 г., он перечислил «на помощь отрасли» 2,5 млрд. рублей. В итоге у перевозчика осталось примерно $126 млн., а это почти треть чистой прибыли «Аэрофлота» по МСФО за 2010 г. Как уточняет газета «Ведомости», кроме этих платежей «Аэрофлот» получает доходы от «пульных соглашений» с назначенными перевозчиками (в 2010 г. — 8,7 млрд. руб.). «Вопрос получения роялти никак не связан с приватизацией «Аэрофлота», это вопрос переговорный», - уверен Олег Пантелеев. По его словам, никаких оснований для отмены роялти не существует: это соглашение заключается между коммерческими компаниями. Принимать же политическое решение об отказе от роялти как таковых в России пока не торопятся. Тем не менее, если перевозчик станет частным, то тогда вообще будет непонятно, почему на него распространяется эта льгота.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР