23 апреля, вторник
 
 

Александр Лиев: «Наш принцип – говорить только правду»

Крым остается одним из наиболее популярных направлений пляжного отдыха для россиян. О том, как идет подготовка к пляжному сезону, как меняется крымская сфера услуг и что нового увидят туристы в этом сезоне, рассказал министр туризма и курортов АРК Александр Лиев.

- Александр Сергеевич, расскажите, как идет подготовка к летнему сезону в Крыму?

- Сезон в Крыму идет круглый год, и туристы постепенно это понимают. Например, 8 марта в этом году Крым посетило в 2 раза больше людей, чем в прошлом. За неделю праздников, приуроченных к Международному женскому дню, у нас побывало 16 тысяч людей. В прошлом году, для сравнения, 8,2 тысячи. Поэтому мы готовимся не только к летнему сезону. Работа ведется постоянно, чтобы в Крым круглый год приезжало еще больше туристов.

Говоря о подготовке к лету, мы имеем в виду пляжный, купальный сезон. Сейчас на территории Крыма 558 пляжей, из которых 140 после нашего недавнего инспектирования еще не готовы к курортному сезону. Там не принимаются меры по предупреждению несчастных случаев на воде, не поддерживается надлежащее санитарное состояние территории, они не оборудованы согласно даже минимальным санитарным нормам. Больше всего проблемных пляжей в г. Керчь, Ленинском, Раздольненском районах, поселковых советах Большой Ялты.

Мы пытаемся заставить арендаторов выполнять условия договора, но, с другой стороны, готовы к тому, что они откажутся от управления этими пляжами. Тогда государство возьмет их под свою опеку для того, чтобы навести порядок. Сегодня нет государственных пляжей, на которых царит беспорядок. И все лето будет работать «горячая линия» по номеру 700500222, на которую можно оставить жалобу или предложение по состоянию того или иного пляжа.

На территории Крыма в этом году будет 219 пляжей, бесплатных для посещения. Остальные пляжи – детские, оздоровительные, лечебные, могут быть платными.

В этом году мы разработали и ввели систему категоризации пляжей. Надеюсь, она приживется. Суть ее напоминает присуждение звезд отелям. На территории Крыма самое большое количество пляжей не только на Украине и в Черном море, но и в СНГ. У нас самая большая концентрация пляжей – 556 в Крыму при общем количестве 800 пляжей на Украине. На черном море их всего 1300. В этой связи, я считаю, мы имеем право создавать систему категоризации.

- Каким образом проводится категоризация?

- Эта система включает в себя пять ступеней, от меньшей к большей. Пляж наивысшей категории 5* должен не только иметь бесплатный Wi-Fi, но и быть оборудованным плазменными экранами, на которых будет отображаться информация о температуре воды и т.д. Там должны быть кафе, прокат водных аттракционов. На сегодняшний день уже пять пляжей подали заявку на присуждение категории 5*. Это не обязательно должны быть платные пляжи. Например, одни туристы предпочитают оплатить вход на пляж, а затем свободно пользоваться всеми предлагаемыми услугами.  Другие хотят взять только шезлонг, а остальные услуги и платный вход им не нужны. На таких пляжах Wi-Fi будет платным, но уже его наличие позволяет месту получить определенную категорию.

- Когда крымские пляжи получат звезды?

- Есть два понятия – оценка состояния и категоризация. Мы планируем провести оценку всех крымских пляжей уже в этом году, а в следующем собираемся категорировать все пляжи полуострова. Флаги, свидетельствующие о присвоении категории, получат только те, кто изъявит такое желание.

При подготовке к пляжному сезону мы уделили очень большое внимание проблеме сброса отходов в море. В прошлом году, например, два пляжа не открылись из-за не удовлетворительного санитарного состояния. Сейчас все восстанавливается, приводится в порядок.

Очень большим ударом была для нас установившаяся в феврале этого года погода: шторм, после которого был сильный мороз, а затем - снова шторм. Стихия разрушила наши набережные в Алуште и Ялте. Очень сильно пострадали пляжи, а некоторые и вовсе были полностью уничтожены. Государство выделило деньги на восстановление, поэтому до 15 мая все эти пляжи и набережные будут выглядеть лучше, чем раньше.

- Какие новинки ждут туристов в Крыму в предстоящем пляжном сезоне?

- Вообще курортный сезон этого года пестрит разными событиями, на территории Крыма появляются новые объекты - не только гостиницы, но и места для досуга. Например, в этом году в Евпатории открывается самый крупный в СНГ дельфинарий, в Белогорском районе - сафари-парк. На территории 50 га там будут жить жирафы и 50 львов, причем несколько прайдов - в свободных условиях. За их жизнью, соперничеством, борьбой за место можно будет наблюдать, ходя по специальным мостам, которые уже построены над сафари-парком.

В этом году мы ждем много нового и интересного от Аллы Пугачевой, которая проведет свой второй фестиваль «Крым Music Fest» с 28 августа по 2 сентября. У нас также пройдет этап Чемпионата мира по ралли. Крым - первый регион в мире, который принимает этот чемпионат второй раз подряд. Старт гонок состоится на ялтинской набережной, большая их часть пройдет на территории города. Соревнования будут транслировать по каналу Eurosport. В общей сложности мы принимаем в этом году шесть этапов чемпионатов мира, в Крыму пройдет более ста фестивалей.

- Какой сегмент туризма можно назвать основным для Крыма?

- Самый главный акцент, как и в прошлом году, мы делаем на сегмент санаторно-курортного лечения. В этом году мы обучим около трех тысяч человек, которые работают в санаториях Крыма: от горничных до директоров. Обучение проведут комплексно: возьмут один санаторий и в нем полностью подготовят сервис. Они же сразу будут сертифицироваться и категоризироваться. Для сравнения, в прошлом году по специальности «туризм» было выпущено всего 222 человека. Текущая программа идет под эгидой государства и Евросоюза. В этом году он выделил на поддержку наших реформ 5 млн евро, которые мы уже начали получать с первого марта.

В рамках поддержки Евросоюза будет проходить много проектов. Три основных компонента – это конституциональные реформы (мы должны будем внести много поправок в наше законодательство), большая поддержка оказывается в плане инфраструктуры (за год мы должны будем начать готовить 40 бизнес-планов по модернизации наших санаториев) и повышение качества сервиса. Это будет делаться не только за счет обучения. Мы также выпустим печатную продукцию: учебник официанта, учебник горничной. Из них представители персонала смогут почерпнуть минимальный объем знаний, который необходимо знать по своей специальности.

- Но ведь проблема не только в нехватке образования, но и «в умах»? Как это изменить?

- Никто не собираться сразу же в корне изменить сервис. Крым имеет много недостатков. Есть многое, за что мне стыдно и многое, чем я горжусь. Главный наш рекламный посыл – мы собираемся говорить правду. И если что-то не так, мы не будем это скрывать.

Работы очень много. Существует проблема крымской ментальности. Многое у нас в Крыму осталось от Советского Союза, но индустрия гостеприимства не советская. Поэтому если местные специалисты не готовы работать в отелях, мы привлечем людей из иных регионов Украины или других стран. Для нас главное – реализовать национальный потенциал. Будет появляться конкуренция, будет меняться и ментальность.

Сегодня в курортной индустрии, по оценкам нашего министерства, в год задействовано порядка 200 тысяч человек. Это не считая собственников частных домовладений. Из них около 40 тысяч – это крымчане. Очень многие люди приезжают на летний сезон как отдыхать, так и работать. Поэтому если вам не улыбнулись в кафе, это не обязательно крымчанин. Наша задача - стимулировать и помогать тем заведениям, которые работают круглогодично. Чтобы они подавали пример коллегам. Их мы будем «брать на буксир».

- Как вы оцениваете текущее состояние санаториев в Крыму?

- В Крыму сейчас в общей сложности 560 здравниц. Из них 244 – санатории и пансионаты, в 100 из которых ситуация не самая лучшая. Но есть 50 пансионатов, которыми я очень горжусь, они хорошо и интенсивно развиваются. Вот, например, бывший «совковый» санаторий «Золотой Колос», который принимал участие в выставке MITT-2012 в Москве. Он был полностью отремонтирован, а стоимость путевки туда составляет порядка $40 за сутки с питанием, проживанием и пятью медицинскими процедурами, включая ручной массаж. Это дешевле, чем снимать квартиру в Москве.

- Есть программы по развитию санаториев, находящихся в более удручающем состоянии? Они принадлежат частным компаниям или государству?

- Среди них есть и частные и государственные. Мы делаем все, чтобы дать им возможность «подниматься». У тех, кто этой возможностью будет пользоваться, будет возможность реализоваться. Чем быстрее «отомрут» те, кто этого сделать не может, тем лучше: тем быстрее туда придут эффективные менеджеры и собственники.

В прошлом году выручка от продажи санаторно-курортных путевок составила $1,5 млрд. В стоимости одной путевки законодательство позволяет вкладывать на продвижение от 3 до 7%. Если даже взять 2%, которые директор санатория может заложить в цену путевки, то общая сумма составит $20 млн. Это деньги, которые реально можно было бы запустить на рекламу. Но рекламы большинства наших санаториев не видно. Даже на выставке MITTсвои услуги представляют не более пяти санаториев, а на выставке в Ялте их было около 30-ти. При том, что их 560!

- Как же эти санатории грузятся?

- Считается, что в Крыму дороже, чем в Турции. Такой же стереотип у крымчан – «и так приедут, никуда не денутся». И руководители таких санаториев, как правило, думают: «Будет лето, вы все за мной еще побегаете». Вот такой «совковый» директор приносит больше вреда, чем стая колорадских жуков сельскому хозяйству.

- Вы говорили об изменениях в законодательстве. Ранее сообщалось, что за основу возьмут закон о туризме Турции. Расскажите, какие изменения планируется внести?

- Туристский закон Турции мы лишь изучаем. Он не соответствует нашей Конституции. Например, Министерство культуры и туризма Турции имеет право национализировать объекты, обязано лицензировать все, начиная от цен на чистку обуви и заканчивая ценами на турпродукт. Министерство культуры и туризма Турции состоит из 7200 сотрудников, у нас меньше чиновников на весь Крым. Мы изучаем их законодательство, а также Латвии, Хорватии, Черногории, Грузии, Франции и т.д. На его базе мы делаем адаптированный под нас свод законов. Сейчас выделены деньги на то, чтобы привлечь специалистов, которые писали законы для этих стран. Нас консультируют юристы Евросоюза. В течение двух лет планируем завершить реформирование всей законодательной базы. Закон о туризме, закон о курортах – оба «допотопные», не соответствующие действительности, и требуют внесения серьезных изменений.

- На какие рынки сейчас ориентируется Крым?

- У нас есть стратегии по регионам. Рынок номер один – Украина, точнее ее 12 регионов. Рынок группы «B» - в первую очередь, Россия (7 регионов плюс Москва и Санкт-Петербург), Минск  (потом будет Брест), Рига (потом добавим Вильнюс), Варшава и Познань, Австрия и Германия как один регион (путешествие пенсионеров), четыре турецких города (Анкара, Стамбул, Бурса, Измир), Баку. Уже с 2014 года мы будем активно работать в регионах группы «С»: Казахстан, Причерноморье. Самый значительный турпоток в Крым, кроме России, дают сейчас Прибалтика, Польша, Германия.

- Реклама идет одинаковая?

- Нет, для каждого региона – своя маркетинговая политика. Даже в России. Курск, Тула и Белгород – три города, которые для нас приоритетны, для них маркетинговая политика одна. Но уже для Ростова и Краснодара она отличается.

- Каких туристов сейчас в Крыму больше – организованных или неорганизованных? На кого делаете ставку?

- 95% - это неорганизованные туристы. Конечно, мы бы хотели увеличивать процент организованных, и все наши усилия направлены на это. Роль туроператоров в этом очень большая, но, к сожалению, из сотен компаний, которые зовут себя операторами по Крыму, многие таковыми не являются. В отличие от 10-15 действительно операторских компаний, это турагенты. Они не создают туристический продукт. Мы готовы поддерживать туроператоров, которые выполняют свою миссию, готовы вкладывать в рекламу нашего направления, видят выгоду и перспективу в крымском туризме.

Сегодня Крым находится в той стадии, в которой была Турция в 1982 году. Те, кто тогда вовремя сориентировался, стал продавать страну, и сейчас получают хорошую выгоду.

- В СМИ широко освещается работа вашего министерства по легализации мини-гостиниц. Что уже удалось сделать?

- Когда я только пришел в министерство, я узнал, что гостиниц у нас якобы 70. Но ведь только в Николаевке их 100. Но мне сообщили, что 70 официально числятся в БТИ, об остальных ничего не известно. Мы обошли все гостиницы: их оказалось более 4 тысяч. Это огромный рынок, в который люди вкладывали деньги.

Первое, что мы сделали - разобрались, что это за гостиницы. Большая их часть – те, где не более 30 койко-мест, а хозяин живет в том же здании. Мы их легализовали и получили 2700 объектов. Они должны платить туристический сбор: 1% от выручки за ночевку, не более. Больше ничего: ни НДС, ни других налогов. Более того, этот туристический сбор будет вычитаться из налога на прибыли владельца, если он его платит как физическое лицо.

Остается много отелей, у которых более 30 койко-мест. К гостиницам, в которых 100 номеров, два бассейна и ресторан, а владельцы при этом утверждают, что это частный дом, будет применяться жесткая легализация.

А вообще, наша задача поощрять людей, которые вкладывали деньги в крымскую землю, а не вывозили их за рубеж. И мы хотим сделать это наиболее лояльно. Сегодня, чтобы перейти из категории частного домовладения в категорию гостиницы, ничего особенного делать не надо: мы сами проводим за руку, водим по всем инстанциям. Конечно, здесь у каждого своя история: у одного земля плохо оформлена, у другого – неразбериха с определением гостиницы-дома, что не попадает ни в одни строительные нормы. У третьего гостиница вообще представляет собой два железнодорожных вагона, и он хочет ее легализовать как отель «эконом варианта». Конечно, этого не получится. При строительстве такого объекта, как гостиница, очень важно соблюдать все нормы. Что мы и будем делать.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР