Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263650 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version

Год импортозамещения в туризме: об успехах и проблемах российских регионов

22.09.2016

Год импортозамещения в туризме: об успехах и проблемах российских регионов

Комитет по импортозамещению при экспертном совете Минкультуры РФ подвел итоги первого года работы, рассказал о том, какие маршруты приняты на продажу и о том, что нужно сделать на местах, чтобы увеличивать поток на экскурсионных маршрутах в России.

Цифры и факты

Открывая заседание комитета, директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Ольга Ярилова поблагодарила всех, кто участвовал в его создании и работе. «Мне кажется, за этот год мы можем гордиться, и нам есть, что сказать о результатах деятельности комитета. В первую очередь я хочу поблагодарить всех за очень активную работу, потому что то количество предложений, которые мы за этот год получили как от туроператоров, так и от субъектов РФ, и та взаимосвязь, которую мы установили, заслуживает очень большого уважения», - сказала г-жа Ярилова. Она также лично поблагодарила главу комитета Майю Ломидзе и всех экспертов, которые принимали участие в рассмотрении и одобрении представляемых регионами маршрутов.

По словам Майи Ломидзе, за год своего существования, с 15 октября 2015 г., комитет по импортозамещению рассмотрел 94 маршрута, предложенные более чем тридцатью регионами. Из них были одобрены 25. Информация о них размещена на сайте АТОР, а также — на сайте министерства культуры. Из одобренных маршрутов 11 приняты к продаже. В экспертную группу комитета входят представители 28 российских туроператоров.

«За год эксперты провели в поездках более 100 дней, охвачены были регионы от Карелии и до Якутии», - рассказала Майя Ломидзе.

Как работает комитет

Согласно установке Министерства культуры, главная задача комитета - увеличение турпотока внутри России, что соответствует интересам бизнеса и региональных администраций. 

Заявка на тестирование маршрута поступает в комитет по импортозамещению от администрации региона. Обязательным условием для подачи заявки является наличие принимающего оператора/операторов. Кроме того, отраслевая администрация региона должна также представить в Комитет пакет документов, включающего статистическую информацию о турпотоках, номерном фонде и проч., информацию о бренде, конкурентных преимуществах региона. Подробнее см. здесь.

В Экспертный совет комитета по импортозамещению входят представители около 30 туроператоров, работающих на внутреннем и/или въездном рынке. Именно они тестируют маршруты на соответствие техническому заданию Комитета и – самое главное, оценивают – готов ли маршрут к тому, чтобы быть предложенным прямому потребителю.

В экспертный тур для тестирования маршрута выезжают 3-5 экспертов – представители разных компаний. Они проводят экспертизу маршрута в том виде, в котором он предлагается туристам: размещаются в тех же гостиницах и номерах, что и туристы, едят комплексные обеды и ужины в тех же кафе.

Отличие экспертного тура от «туристского» состоит в том, что обязательным его элементом является встреча с руководителями администрации региона и профильного ведомства, туристско-информационного центра и представителями турбизнеса. На этих встречах эксперты дают рекомендации по доработке маршрутов.

По итогам экспертного тура Комитет по импортозамещению представляет официальный отчет в министерство культуры РФ и рекомендации региональной администрации и туроператору/туроператорам - разработчикам тура.

В работе комитета можно выделить два направления. Первое из них — практическое: оценка маршрутов и их продвижение в продажу. Второе касается взаимодействия с региональными администрациями, операторами и ТИЦ. По словам руководителя экспертной группы комитета Ирины Петровой, подготовка маршрутов часто требует другого подхода от региональных администраций и другого уровня вовлеченности местных участников рынка.

Один из экспертов комитета, генеральный директор туроператора «Магазин путешествий» Владимир Лутов, заявил, что необходимо также обсуждать с регионами вопросы ценообразования и длительности туров для того, чтобы соотношение цены, качества и «начинки» тура было оптимальным для его дальнейшего продвижения в продажу.

Говоря о конкретных итогах работы комитета, г-жа Ломидзе рассказала, что была достигнута договоренность с Ассоциацией туристско-информационных центров (НАИТО) о том, что она возьмет на себя обязательство рекомендовать региональным туристическим информационным центрам размещать одобренные комитетом маршруты на своих сайтах и содействовать их продвижению. «Эта работа, я надеюсь, будет закончена в октябре», - отметила глава комитета.

Кроме того, в целях более активного продвижения необходимо помечать такие маршруты на сайтах значком «Одобрено министерством культуры РФ». Ольга Ярилова сообщила, что в данный момент этот вопрос прорабатывается с юристами министерства. «Но с нашей точки зрения нет никаких противоречий, и мы эту инициативу поддерживаем», - сказала г-жа Ярилова.

Хорошо и плохо

Во ходе мероприятия были отмечены регионы, которые активно сотрудничали с экспертами и оперативно реагировали на все рекомендации по изменению логистики маршрутов, эффективной работы с региональными операторами. В их числе - Республика Марий-Эл, Вологодская область, Бурятия и Мордовия.

Она добавила, что названные регионы активно включались в работу комитета, оперативно устраняли недочеты на маршрутах, отмеченные экспертами. В качестве же общей проблемы была названа пассивность как некоторых региональных администраций, так и местного туристического бизнеса.

«По итогам годовой работы мы увидели, что есть общие проблемы у регионов, и самая главная - это даже не логистическая неготовность маршрутов, а то, что у маршрута должен быть туроператор, тот, кто его создает и продает в самом регионе», - сказала Майя Ломидзе. Еще одной проблемой, с которой столкнулся комитет в ходе своей работы, стало отсутствие достаточного количества обученных гидов, которые могли бы проводить экскурсии на маршрутах. В свою очередь, Ольга Ярилова отметила, что Министерство культуры подготовило законопроект, он уже опубликован, и есть еще возможность доработать его, исходя из видения и реальных проблем в регионах. «Данный вопрос не должен игнорироваться регионами. Напомню, что законопроект об обязательной сертификации гидов подготовлен согласно поручению Президента РФ Владимиром Путиным», - напомнила она.

Речь не могла не зайти и о другой беспрецедентной инициативе Министерства культуры — проекте постановления правительства о механизме субсидировании туроператоров в сфере внутреннего туризма. По словам Ольги Яриловой, несмотря на то, что пока это постановление не утверждено, но в программе антикризисных мер правительства РФ оно есть. Это означает, что принципиально субсидии одобрены и приняты.

Подробнее о том, какие маршруты пользуются наибольшим интересом со стороны операторов и туристов читайте в одном из ближайших выпусков «Вестника АТОР» 

Вернуться назад

Внимание!

    Coral Travel стал лидером продаж Абу-Даби

    10 декабря впервые в России состоялось вручение премии Abu Dhabi Travel Awards. Туроператора Coral Travel признали «Лидером по объёму продаж туров из России» по итогам сотрудничества в 2019 году. Вручал главную награду руководитель офиса Абу-Даби в России Эдуард Григорьев.

    подробнее все события

АТОР 24

Регистрация на мероприятие