Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263403 пользователей

Кому и зачем туроператоры по въезду должны заплатить в 20 раз больше

07.12.2017

Кому и зачем туроператоры по въезду должны заплатить в 20 раз больше

В начале недели в Санкт-Петербурге туроператоры получили проект приказа Ростуризма, регулирующего состав участников рынка по приему китайских туристов в рамках безвизового группового обмена.  Сказать, что он вызывает у туроператоров удивление  – значит не сказать ничего.

В распоряжении редакции «Вестника АТОР» оказался проект приказа Ростуризма «Об определении перечня туристических организаций, имеющих право на реализацию Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000г.».  Текст данного документа вызвал у экспертов массу вопросов.

Проект  регламентирует «Порядок  определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашений между правительством РФ и правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках»

Документ регулирует весьма важный и болезненный для сферы въездного туризма вопрос об участниках рынка въездного туризма из Китая, который сегодня, как известно, переживает непростые времена из-за широкой распространенности практики «серых схем», практикуемых китайскими организациями.

Проект приказа Ростуризма регламентирует «Порядок  определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашений между правительством РФ и правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках».

Инициаторы данного проекта, как удалось выяснить «Вестнику АТОР», неофициально мотивировали необходимость его принятия тем, что в ходе недавних событий с прекращением полетов «ВИМ-Авиа» «пострадали интересы китайских туристов», которых «не на что было вывозить».

СТРАННЫЕ ФОНДЫ, ИЛИ КАК ЗАПЛАТИТЬ В 20 РАЗ БОЛЬШЕ

В первом пункте документа сообщается, что  он составлен в соответствии с межправительственным соглашением от 29.02.2000 г. и рядом федеральных законов – в том числе и 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности». Второй пункт проекта приказа содержит длинный перечень норм, по которым туроператоры могут быть включены в список организаций, которые имеют право принимать китайские туристические группы в рамках безвизового обмена. Кроме очевидных условий (например, являться туроператором, включенным в федеральный реестр), документ вводит и совершенно новые.

Так, туроператоры из такого списка «допущенных» к приему китайских безвизовых групп, согласно проекту приказа, теперь должны иметь финансовое обеспечение в виде «договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта в размере не менее 10 (десяти) миллионов рублей или сформированный фонд персональной ответственности».

Странность первая: согласно 132-ФЗ, фонды персональной ответственности формируются лишь туроператорами выездного туризма. Оттуда же, из положений отраслевого закона, касающихся туроператоров выездного туризма, по видимому, была «списана» и сумма в 10 миллионов рублей для финобеспечения. Именно такой размер фингарантий предусмотрен в законе «для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 миллионов рублей».

Проектом приказа, фактически, нарушается норма закона, согласно которой туроператоры в сфере въездного туризма должны иметь фингарантии в размере 500 тысяч рублей. Таким образом, проект приказа для «включенных в список» требует фингарантии в размере, в 20 раз превышающем установленный

Отсюда следует два очевидных, но странных вывода. Первый: проектом приказа, фактически, нарушается норма закона, согласно которой туроператоры в сфере въездного туризма должны иметь фингарантии в размере 500 тысяч рублей. Таким образом, проект приказа для «включенных в список» требует фингарантии в размере, в 20 раз превышающем установленный

Второй: в качестве альтернативы для включения в список допущенных к приему безвизовых китайских групп туроператорам въездного туризма предлагается «сформировать фонд персональной ответственности». Но такой фонд предусмотрен законом лишь для туроператоров в сфере выездного туризма.

Очевидно, что здесь второй пункт проекта приказа вступает в явное противоречие с первым его пунктом (о «соответствии» федеральному законодательству) – так как такие нововведения явно никак не согласуются с отраслевым законом в его действующей редакции. Если это сделано для того, чтобы оградить гостей из КНР от «ненадежных» российских принимающих туроператоров, то средства выбраны тоже крайне нелогичные, говорят участники рынка.

«Начнем с того, что российское законодательство принципиально предусматривает персональную ответственность туроператоров только перед российскими гражданами, а не перед иностранцами. Более того, надо понимать, что в случае с безвизовыми китайскими группами российские туроператоры въездного туризма вообще не заключают никаких персональных договоров  с китайскими туристами – у них есть лишь договор с китайской туркомпанией. Поэтому о какой «персональной ответственности» и отчислениях в соответствующие фонды, да еще и не прописанные в 132-ФЗ для туроператоров по въезду, идет речь – пока никому из игроков отрасли непонятно. Все это, мягко говоря, крайне удивительно», - отмечает в своем комментарии Юрий Цуркан, председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму.

«Сам документ оставляет крайне странное впечатление - похоже, что его авторам поставили некую задачу, с которой они то ли плохо справились, то ли ее плохо поняли. Налицо грубое перенесение понятий выездного туризма на въездной, чего закон никак не предусматривает. Кстати, это отлично видно и по описанию туристского продукта в сфере въездного туризма, который описывает пункт 2 проекта. Там он определяется как «комплекс услуг по перевозке и размещению... оказываемых за общую цену». Более того, прописано, что «сокращение этого комплекса не допускается». Но во въездном туризме в случае с китайскими группами российские принимающие компании чаще всего как раз заняты исключительно наземным обслуживанием туристов. Как тогда им работать?», - рассуждает Ильдар Мусин, президент компании «Спутник – спорт энд бизнес тревел».

Недоумение «въездников» можно  понять – если бы авторы проекта приказа (а формально он говорит об обмене туристами в две стороны)  имели бы в виду только туроператоров, которые занимаются выездным туризмом в КНР, то это было бы четко прописано в документе. Однако и далее весь текст проекта недвусмысленно дает понять, что речь идет, безусловно, и о туроператорах  по въездному туризму, которые занимаются приемом групп китайских туристов.

В третьем пункте  проекта приказа приводится перечень документов, которые российская туроператорская компания должна предоставлять ежегодно в срок до 1 января для того, чтобы быть включенной в список тех, кому разрешен прием китайских безвизовых групп.

В этом перечне фигурируют среди прочих такие документы, как копия выписки из единого федерального реестра туроператоров, образцы оттисков печатей организации, и пр. Но не только.

Условием попадания в список тех, кто имеет право обслуживать китайских туристов, вдруг оказывается… выписка из реестра членов Ассоциации туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» - «об объеме денежных средств в фонде персональной ответственности туроператора»

Так, согласно пункту 3, условием попадания в список тех, кто имеет право обслуживать китайских туристов, вдруг оказывается… выписка из реестра членов Ассоциации туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» - «об объеме денежных средств в фонде персональной ответственности туроператора».

Более того, в пункте 3 наличие такого фонда у «въездников» оказывается уже не альтернативой финобеспечению, а обязательным условием для включения в список тех, кто может принимать безвизовые группы из КНР. 

А далее, согласно проекту, туроператоры по въезду, работающие с китайскими группами, фактически «выводятся» в некую особую группу под особым регулированием.

Так, согласно тексту документа, они обязаны сдавать свою годовую бухгалтерскую отчетность, сведения о цене туристского продукта в сфере «международного туризма»,  годовую выписку с валютного счета от принятых от китайских турфирм платежах, общую сумму уплаченных налоговых обязательств.

Сдать же все это необходимо в  загадочный «Орган координации»  (что это такое, в тексте документа не поясняется нигде), «и /или в Ассоциацию туроператоров по выездному туризму «Турпомощь».  Оборот «и / или» в данном случае означает, что все эту документацию в Ассоциацию «Турпомощь» придется сдавать и в том («и») и в другом («или») варианте.

О НАЛИЧИИ РЕСУРСОВ, СИЛ И СРЕДСТВ

Кроме всего этого в перечне  пункта 3 (тоже в качестве обязательного к подаче) присутствует некий документ, свидетельствующий «….о наличии у туристической организации и\или ее контрагентов, осуществляющих свою деятельность в стране\месте временного пребывания, ресурсов, сил и средств, необходимых для обеспечения личной безопасности туристов – граждан Китайской Народной Республики, сохранности их личного имущества, беспрепятственного получения туристами медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи во всех пунктах в стране (месте) временного пребывания».

Как должен выглядеть такой документ, какую он должен иметь форму,  какие критерии «наличия необходимых сил и средств» могут быть в нем предусмотрены, и почему обеспечение личной безопасности туристов и сохранности их имущества вдруг стали обязанностью туроператоров?

Как должен выглядеть такой документ, какую он должен иметь форму,  какие критерии «наличия необходимых сил и средств» могут быть в нем предусмотрены, и почему обеспечение личной безопасности туристов и сохранности их имущества вдруг стали обязанностью туроператоров – все это является загадкой для участников рынка.

«Мы не понимаем, что хотели сказать здесь авторы проекта приказа – кстати, мы даже не знаем, кто они. Каким образом туроператоры вообще могут обеспечить, например, «сохранность личных вещей» туристов из Китая, да еще и доказать наличие у них на это «необходимых сил, средств и ресурсов»? Звучит это все очень наивно и странно, как в каком-то ученическом реферате», - говорит Ильдар Мусин из «Спутник – спорт энд бизнес тревел»

«Все изложенные здесь требования вообще не формализованы в российском законодательстве, и в туристическом – в том числе. Кто и по каким критериям будет решать вопрос наличия у туроператора «необходимых сил и средств» для «обеспечения сохранности личного имущества» китайских туристов, например? Какие это должны быть силы и средства? И можно ли будет их в любой удобный момент признать «недостаточными» одним росчерком пера? Судя по тексту – так и есть», - соглашается в г-ном Мусиным Юрий Цуркан.

КОМУ ВЫГОДНО

Сами участники рынка приема китайских тургрупп в рамках безвизового обмена считают, что введение проектом приказа Ростуризма  неких взносов в персональные фонды или финансовых гарантий по исполнению обязательств, не предусмотренных ни российско-китайским межправительственным соглашением от 2000 г., ни 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» для туроператоров по въездному туризму, работающих с Китаем, – не только незаконно, но и ничем не оправдано.

«Если неизвестные авторы проекта приказа хотели «защитить китайского туриста», то такой приказ никак не поможет этому – дополнительное финансовое бремя для законопослушных принимающих операторов может только ослабить позиции «белых» компаний на и так весьма «сером» рынке. Кроме того, в документе все не состыковано для этого: зачем-то говорится о странной обязанности туроператора и его контрагентов следить за  вещами туристов, но никак не упоминаются, например, те же страховки для туристов. Все это выглядит какой-то нелепой ошибкой, если быть откровенным»,  - рассуждает г-н Мусин из «Спутник – спорт энд бизнес тревел».

Юрий Цуркан из Ассоциации содействия русско-китайскому туризму полагает, что сами мотивы «защиты китайских туристов», которые могли явиться формальным поводом к появлению такого проекта, не имеют отношения к реальной практике российско-китайского группового обмена. 

«Исходя из имеющегося опыта реализации российско-китайского межправсоглашения, необходимо отметить, что на практике, даже в период возникновения форс- мажорных ситуаций с авиаперевозчиком, имевших место в сентябре-октябре 2017г.,все туристы из КНР были успешно возвращены на родину. Таким образом, мы считаем, что введение дополнительной финансовой нагрузки на туроператоров по въезду, с точки зрения экономики и практики реализации Соглашения, просто необоснованно, даже не говоря о правовых нестыковках», - говорит г-н Цуркан.

Отдельные положения приказа могут стать «инструментом реализации намерений монополистов данного рынка [бизнеса по приему безвизовых туристических групп из КНР – прим. «Вестника АТОР»] с целью воспрепятствования деятельности конкурентов»

Эксперты Ассоциации содействия русско-китайскому туризму считают, что отдельные положения приказа могут стать «инструментом реализации намерений монополистов данного рынка [бизнеса по приему безвизовых туристических групп из КНРприм. «Вестника АТОР»] с целью воспрепятствования деятельности конкурентов». 

О намерениях «переделить» рынок, как говорят в Ассоциации, свидетельствует весь комплекс «нововведений», которые приведут и к ограничению числа участников рынка за счет дополнительного финансового бремени, и к фактическому переходу туроператоров по въезду, работающих с китайскими группами в ведение некоего нового «регулятора» в лице «Турпомощи», которая, согласно закону и уставу организации, имеет отношение только к выездному туризму.

Юрий Цуркан подтвердил редакции «Вестника АТОР», что Ассоциация уже обратилась в Ростуризм с официальным письмом, в котором содержится просьба тщательно проверить содержание проекта силами сотрудников правового управления ведомства. «В случае, если мы не получим ответа, мы намерены обратиться в другие инстанции, которые полномочны оценивать правовое содержание и последствия возможного принятия данного документа».

«Вестник АТОР» следит за развитием ситуации.

Вернуться назад

Внимание!

    AZUR air исполнилось четыре года

    Четвертую годовщину авиакомпания встречает в качестве лидера рынка чартерных пассажирских авиаперевозок. По итогам 11 месяцев 2018 года перевезено 4,04 млн пассажиров, пассажирооборот составил 17,5 млн пассажирокилометров.

    подробнее все события
Подписаться на рассылку

Вебинары

АТОР 24

Регистрация на мероприятие