16 апреля, вторник
 
 

Хватит ли чартеров на всех туристов летом 2018 года

Чартерные авиаперевозки пассажиров в 2018 году продолжат расти в объемах, но темп этого роста серьезно замедлится. Эксперты ожидают роста цен на авиаперевозку в летнем сезоне: он будет обусловлен и дефицитом самолетов на рынке, и желанием авиакомпаний улучшить свою экономику.

ВКЛАД ЧАРТЕРОВ В РОСТ АВИАРЫНКА

Российские авиакомпании в 2017 году перевезли на 18,6% больше пассажиров, чем годом ранее, свидетельствуют данные Росавиации. При этом пассажиропоток на международных чартерных рейсах вырос на 32%, на внутренних рейсах – на 10,9%.

Рост в 2017 году был обусловлен прежде всего возросшим спросом на чартерную перевозку из-за открытия Турции и общего восстановления туристического рынка: рынок массового пляжного выездного туризма только на ТОП-20 популярных направлениях вырос на 61,7%.  Темпы роста объемов авиакомпаний, специализирующихся на чартерной перевозке, значительно опережают показатели регулярных авиакомпаний (см. рис. 1).

Рис. 1. Бум на рынке чартерных перевозок в 2017 году

Источник: данные Росавиации. Синим цветом отмечены чартерные авиакомпании, красным - регулярные.

РОСТ СПРОСА НА АВИАПЕРЕВОЗКУ ЗАМЕДЛИТСЯ ИЗ-ЗА ЦЕН

Авиаперевозки пассажиров в 2018 году сохранят рост, но темпы замедлятся, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. С ним согласны другие опрошенные «Вестником АТОР» эксперты.

По словам Пантелеева, главной причиной замедления роста авиаперевозок станет цена. В течение предыдущего года росла стоимость авиакеросина, увеличивались издержки авиакомпаний.

Многие перевозчики в прошлом году стимулировали спрос, сдерживая рост цен. В этом году для улучшения экономической составляющей перевозчикам неизбежно придется поднимать цены. И это уже происходит (см. рис. 2).

Рис. 2. Стоимость авиабилетов туда-обратно, выкупленных в марте на июнь-август в 2017 и 2018 гг.

Источник: оценка Biletix

Рост цен на чартерную перевозку уже составил в этом году 10-15%, сообщают туроператоры. «На стоимость перевозки влияют такие факторы, как подорожание керосина, требования по большему объему резервирования, дефицит бортов, укрепление рубля», - говорит Сергей Толчин.

САМОЛЕТОВ НА ВСЕХ ТУРИСТОВ НЕ ХВАТИТ

Еще одним фактором замедления роста авиаперевозок и их удорожания в летнем сезоне станет дефицит самолетов.

«После краха «ВИМ-Авиа» мы входим в сезон с недостатком 20 самолетов по сравнению с прошлым годом. На фоне ряда других факторов это сокращает возможности расширять программы туроператоров. Сезон будет зависеть от того, как быстро чартерные авиакомпании введут в свои парки новые самолеты. Фактически, мы входим в период дефицита провозных емкостей уже с апреля», - говорит один из опрошенных «Вестником АТОР» аналитиков рынка.

По оценкам аналитиков, в летнем сезоне будет выполняться примерно 2,5 тысячи чартерных рейсов в месяц (в зимнем сезоне выполнялось до 1,5 тысяч рейсов в месяц).

«В среднем, если в межсезонье объем чартерной перевозки из-за действия нового регламента сокращался на 5-10%, то в летнем сезоне сокращение может достигнуть 25%. С апреля мы можем войти в зону дефицита перевозки. Это может привести к росту цен, сокращению программ, появятся stop-sale. Возможно, именно сейчас, в конце акций раннего бронирования, туристы видят последнюю лучшую цену на туры. Дальше будет дороже», – считает один из собеседников «Вестника АТОР».

С апреля мы можем войти в зону дефицита перевозки. Это может привести к росту цен, сокращению программ, появятся stop-sale. Возможно, именно сейчас, в конце акций раннего бронирования, туристы видят последнюю лучшую цену на туры. Дальше будет дороже

Косвенно о присутствии дефицита самолетов говорит ряд факторов. Так, например, в этом году помогать перевозить российских паломников на Хадж будут авиакомпании Саудовской Аравии. Из России будет необходимо перевезти около 20,5 тысяч человек. Это около 100 рейсов, для которых потребуется 4 самолета, подсчитали эксперты. От российской стороны заявки на перевозку паломников подали «ЮТэйр» и «Северный ветер». Напомним, что в прошлом году паломников возила авиакомпания «ВИМ-Авиа».

Еще один косвенный показатель дефицита – ситуация с перевозкой иностранных болельщиков в период Чемпионата мира. В летнем сезоне российские перевозчики направят свои самолеты на выполнение летних туристических программ. Для перевозки болельщиков кресел не хватит, поэтому в Минтрансе заговорили о каботаже. Информацию о нехватке самолетов у российских перевозчиков для постановки полетных программ для болельщиков подтвердили «Вестнику АТОР» в принимающих российских компаниях. Правда, на уровне закона каботаж пока так и не разрешили, а в Росавиации недавно сообщили, что в случае нехватки провозных емкостей ведомство поручит авиакомпаниям увеличить объем и частоту перевозки на ключевых маршрутах.

«Под это можно было бы задействовать резервные борта, которые сейчас обязаны иметь чартерные авиакомпании. В частности, на коротких маршрутах», – рассуждает один из экспертов. Это может осложнить выполнение чартерных программ для туристов в случае инцидентов с поломкой самолетов.

ЧАРТЕРНЫЕ МОЩНОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ НА ЛЕТНИЙ СЕЗОН-2018

Большинство туроператоров сообщили, что удовлетворили свои потребности в перевозке на лето 2018 года. Туроператоры PEGAS Touristik, ANEX Tour, Coral Travel строят программу в основном на рейсах аффилированных перевозчиков, увеличивая объемы.

Туроператор «Библио-Глобус» взял в управление еще 2 самолета «России», доведя общее количество своих бортов до 15.

Не имеющие своих самолетов туроператоры TUI Россия и «НТК Интурист» сообщили «Вестнику АТОР», что также уже сверстали летние программы.

«В целом на российском туристическом рынке есть дефицит перевозки. Мы, как туроператор, решили этот вопрос, взяв в лизинг несколько самолетов авиакомпаний I Fly и «Уральские авиалинии», а также увеличив блоки мест на каждом из наших направлений», - рассказывают в пресс-службе TUIРоссия. Так программы туроператора в Турцию будут выполняться на крыльях авиакомпаний Тurkish Airlines, I Fly, «Уральские авиалинии», на Кипр – на S7, «Уральских авиалиниях» и кипрской Cobalt, в Испанию – на «Уральских авиалиниях», в Грецию – на рейсах Ellinair и «Уральских авиалиний».

Туроператоры PEGAS Touristik, ANEX Tour, Coral Travel строят программу в основном на рейсах аффилированных перевозчиков, увеличивая объемы. «Библио-Глобус» взял в управление еще 2 самолета «России», доведя общее количество своих бортов до 15

Одним из основных перевозчиков по Турции туроператора «НТК Интурист» будет авиакомпания Atlasglobal, которая будет возить туристов из Москвы и регионов на регулярной основе. В ассортименте «НТК Интурист» также традиционно будет перевозка на «Ред Вингс», «Ямал», S7 Airlines и других авиакомпаниях. Туроператор также планирует взять в лизинг еще шесть самолетов для расширения программ, но детали этой сделки пока не разглашаются.

В летнем сезоне 2018 года продолжается начатая прошлым летом экспансия турецких авиакомпаний на российский рынок. Только в прошлом году Turkish Airlines перевез из Внуково в Анталью около 1 млн пассажиров. Помимо этой авиакомпании, рейсы выполняют Atlasglobal, Onur Air. На рейсах этих авиакомпаний из регионов летают PEGAS Touristik, ANEX Tour, Coral Travel, Sunmar, «НТК Интурист».

Правда, компенсировать зарубежными перевозчиками нехватку бортов российских авиакомпаний на всех направлениях невозможно. Иностранные авиакомпании для перевозки наших сограждан выполняют в Россию только регулярные рейсы. Их количество, в отличие от объемов чартерных рейсов (и даже минимальные цены на направлениях) регулируются межправительственными соглашениями.

НОВЫЕ САМОЛЕТЫ У ТУРОПЕРАТОРОВ

Видя дефицит емкостей на фоне роста спроса, большинство чартерных авиакомпаний сообщили о намерении значительно пополнить парки в 2018 году. Это должно в значительной мере компенсировать разрыв в спросе и предложении.

Так, к весенне-летнему сезону 2018 года авиакомпания AZUR air планирует принять еще два лайнера — Boeing 737 и Boeing 767. Также в планах на этот год — пополнение парка новым типом — Boeing 777.

Согласно планам Royal Flight, флот авиакомпании пополнится еще 4 воздушными судами в 2018 году. Пока что график получения дополнительных самолетов и их тип неизвестен, но в любом случае, воздушный флот Royal Flight вырастет на треть в этом году.

AZUR air добавит к флоту еще два лайнера и пополнит парк новым типом ВС — Boeing 777, воздушный флот Royal Flight вырастет на треть в этом году (+4 борта),  флот Nord Wind и «Икар» (PegasFly) должен вырасти суммарно до 56 самолетов в этом году

Флот Nord Wind и «Икар» (PegasFly) должен вырасти суммарно до 56 самолетов в этом году. Они используют самолеты не только на чартерных, но и на регулярных рейсах. По имеющейся информации, около 65% рейсов этих перевозчиков имеют статус регулярных и выполняются по России. Планировалось, что новые самолеты будут приходить с этой зимы, но точных данных по динамике приема бортов в их парк пока нет.

Запрос на новые самолеты особенно актуален в летнем сезоне, отмечают эксперты: эти емкости задействуют на самых популярных чартерных направлениях, таких, как растущая Турция или  Тунис.

Однако в зимнем сезоне в отсутствие Египта может образоваться избыток провозных емкостей. «Так или иначе, этот дефицит играет в пользу экономики авиакомпаний», — считает один из опрошенных экспертов.

ГЛУБИНА ПРОДАЖ СТРАДАЕТ ИЗ-ЗА РЕГЛАМЕНТА РОСАВИАЦИИ

Несмотря на планируемое увеличение парков, одна из основных сложностей в прогнозировании летнего сезона туроператорами – текущие нормы регламента Росавиации по допуску на чартерные рейсы.

Ситуация с поиском свободных самолетов усугубляется осложняется этим документом: авиакомпании должны повторно утверждать чартерные программы, допуски на которые уже были выданы межведомственной комиссией. При этом разрешения выдаются только на месяц вперед.

К тому же Росавиация вправе предписать авиакомпании сократить полетные программы, руководствуясь показателями регулярности полетов в предыдущий отчетный период и достаточности резервных бортов.

При вступлении документу в силу допуски давались только на две последующие недели. Позже было принято послабление – в апреле авиакомпании получили допуски на месяц. Но этого все еще недостаточно для формирования летней программы и обеспечения соответствующей глубины продаж.

Туроператорское сообщество выступает за расширение сроков выдачи разрешений на чартеры до трех месяцев. В летнем сезоне это обеспечит компаниям гарантированную глубину продаж по турам и избавит туристов от опасений относительно возможных сокращений полетных программ

В этом году по большинству массовых направлений активные продажи стартовали в феврале. Туристы покупают летние турпакеты заранее, как с целью экономии, так и для того, чтобы гарантированно приобрести желаемые популярные объекты размещения.

 «Традиционно контрактинг по отелям на летний сезон у туроператоров начинается еще осенью предыдущего года, и под этот объем ставится летняя перевозка. Допуски на чартеры Росавиация начинает выдавать с декабря-января. Таким образом, уже к февралю-марту у большинства крупных туроператоров сформированы пакетные предложения и стартует раннее бронирование пакетных туров на лето», – рассказывает «Вестнику АТОР» один из туроператоров. При этом разрешений на лето еще нет, и программы приходится верстать на свой страх и риск.

Туроператорское сообщество выступает за расширение сроков выдачи разрешений на чартеры до трех месяцев. В летнем сезоне это обеспечит компаниям гарантированную глубину продаж по турам и избавит туристов от опасений относительно возможных сокращений полетных программ. Пока Росавиация такое решение не приняла.

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР