25 апреля, четверг
 
 

Тарас Кобищанов: «Кризисные сезоны – это старт новых возможностей»

Как складывается сезон у одного из самых старых игроков на рынке в интервью «Вестнику АТОР» рассказал генеральный директор туроператора «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.

Тарас Юрьевич, половина 2016 года уже позади, как вы можете оценить ее итоги для «Русского Экспресса»?

  Если ответить коротко, то для «Русского Экспресса» эти первые шесть месяцев  прошли даже лучше, чем мы планировали в конце прошлого года, когда стало ясно, что Турция и Египет – крупнейшие направления у наших конкурентов-массовиков – будут закрыты.

- Но ведь, помимо закрытия Турции и Египта, на рынке сохраняется масса других неблагоприятных факторов, которые влияют на спрос: теракты в Европе, введение дактилоскопии, спад потребительской активности…

- Да, безусловно, продажи по Западной Европе просели, и очень сильно. Спад по различным странам европейской экскурсионки составил от 36% до 61% по сравнению с прошлым годом. Экскурсионная Европа – единственное из крупных направлений, по которому у нас снизились объемы, однако, мы этого ожидали и были к тому готовы. Наверное, сюда надо добавить еще и туры в Стамбул, продажи которых мы, естественно, не вели. Впрочем, по другим направлениям все вполне оптимистично.

- Поделитесь цифрами?

- С удовольствием. Спрос с закрытых направлений естественным образом перераспределился, причем при анализе цифр становится видно, как это произошло и почему.

От закрытия Египта выиграли альтернативные «зимние пляжи», в первую очередь, недорогие. У нас в компании наблюдается рост в 2,7 раза по Южной Азии (Индия и Шри-Ланка), почти 3-кратный рост дали юго-восточные направления (Таиланд, Вьетнам и Индонезия), в 2,5 раза выросли продажи в Израиль, и на 82% - в Эмираты.

Главными выигравшими от закрытия Турции в «Русском Экспрессе» стали Черногория (рост в 2,5 раза), Греция (в 1,7 раза), ну и, конечно, Россия (на 92%). Испания и Хорватия остались примерно на том же уровне (+14% и +9% соответственно), что объясняется, наверное, визовым фактором. Италия дала больший рост (+121%), но тут сказалось то, что отдел усилили специалисты из «Трансаэро-тур».

Особая ситуация сложилась по Абхазии. Зимой мы выкупили значительные квоты в ряде объектов, некоторые взяли эксклюзивно. В итоге это дало всплеск продаж более чем в 3,5 раза даже по сравнению с прошлогодним весьма успешным сезоном.

- Кстати, по Абхазии. В одном из объектов, отеле «Амра»,  вы ввели нетипичный для отдыха в этой стране All Inclusive. Можете уже оценить результаты нововведения?

- Прежде всего, это дало нам хороший опыт. Абхазия – страна со своей спецификой, и проблемы там были, главным образом, связанные с психологией. Причем не только местного персонала, но и отдыхающих. Приведу довольно забавный пример. Перед началом сезона мы проделали достаточно большую работу, провели обучение сотрудников отеля, поработали над сервисом. Также мы привезли команду аниматоров. И те начали жаловаться, что к ним на занятия на пляж почти никто не ходит, несмотря на все устные объявления и вывешенные анонсы. Наш представитель подумал и добавил в анонс крупными буквами два слова: «ЗАНЯТИЯ БЕСПЛАТНО». На следующее утро группы аниматоров были забиты битком.

- Резюмируя сказанное, «Русский Экспресс» сумел воспользоваться неблагоприятной для конкурентов ситуацией и укрепил свои позиции на рынке.

 – Реальность сейчас меняется так стремительно, что в выигрыше оказывается тот, у кого хватает ресурсов быстро перестраивать свою работу в соответствии с меняющейся конъюнктурой.

Свойство человеческой памяти – забывать то, что было еще сравнительно недавно. Но оглянитесь хотя бы на год назад и вспомните, что представлял собой тогда туристический рынок… а 2 года назад до череды банкротств туроператоров?1 А 5 лет назад?!

Не в наших силах менять реальность, но надо стараться пользоваться теми возможностями, которые дают кризисы. Пока «Русскому Экспрессу» это удается.

- Ваша компания за последний год укрепилась новыми кадрами, в том числе весьма известными на рынке.

- Это тоже одна из возможностей, которые предоставляет кризис. На рынке появились специалисты, которые до этого и не помышляли о смене работы. И мы стараемся привлекать сильные кадры. Только за последнее время наша команда пополнилась такими топ-менеджерами, как Наталья Литвиненко из TravelSystem(заняла должность заместителя генерального директора), Светлана Дроздова (директор по продажам) и Ольга Старовойтова  из «Невы» (руководитель чартерного отдела), Артем Спихин из «Трансаэро-тур» (руководитель визового отдела). Я специально не называю еще ряд крупных специалистов, пришедших к нам из компаний, которые продолжают работать.

- Это новым специалистам компания обязана росту продаж?

- В том числе. Но также и еще трем важнейшим вещам.

Во-первых,  пересмотру ценовой политики.

Во-вторых, контролю качества сервиса.

В-третьих, повышению технологичности.

Мы постоянно находимся на связи с нашими агентами, которых я воспринимаю как главных партнеров по бизнесу, и такого же отношения требую от всех сотрудников. Очень приятно, что агентства отмечают, что мы чаще стали появляться в верхних строчках поисковиков. Система контроля качества отмечает рост удовлетворенности агентов от нашего сервиса и продуктовой линейки. Если же говорить о технологичности – то это та область, в которой мы не только не экономили за последние годы, но постоянно повышали инвестиции, и это приносит хорошие плоды.

- Вы имеете в виду ваш проект «Онлайн Экспресс»?

- Да, но и не только. Приведу цифры, которые много скажут моим коллегам-туроператорам:

объем цен, рассчитанных в базе «Русского Экспресса», превышает 1 миллиард 300 миллионов. И наша система хорошо справляется с таким массивом.

Что же касается «Онлайн Экспресса», то этому проекту исполняется 10 лет, и мы встречаем первую круглую дату во всеоружии. Усилили штат профессионалами, оптимизировали контрактинг с партнерами, открыли сервисы «Авиабилеты» и «Апартаменты», провели основательный апгрейт технических возможностей. Сейчас это, действительно, одна из самых выгодных и современных систем онлайн бронирования на рынке.

- Кстати, позвольте Вас поздравить: «Русский Экспресс» же в этом году отметил 20-летие!

- Спасибо! Впрочем, это было еще в апреле… Но мы готовы принимать поздравления и весь год.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР