24 апреля, среда
 
 

В небе хотят ввести «сухой закон»

Российские власти всерьез задумались о запрете проноса алкоголя, купленного в магазинах Duty Free, на борт самолета. Госдума уже пообещала рассмотреть соответствующие поправки в ходе весенней сессии.

Поводом для введения «сухого закона» на рейсах послужили участившиеся случаи неадекватного поведения пьяных пассажиров. В прошедшее воскресенье очередной дебош на рейсе Москва – Пхукет («Аэрофлот») устроил 28-летний турист Вячеслав Исмаилов. Будучи в нетрезвом состоянии, г-н Исмаилов решил скрасить себе длительный перелет руганью и потасовками с пассажирами. В результате, нескольким туристам понадобилась медицинская помощь, а самолет экстренно приземлился в Ташкенте. Там турист был отдан в руки правосудия, пострадавшим оказана помощь, а рейс вновь отправился в Таиланд и прибыл туда утром в воскресенье. Вячеслав Исмаилов должен будет выплатить административный штраф.

За две недели до этого инцидента широкую огласку получил дебош саратовского бизнесмена Сергея Кабалов на рейсе «Когалымавиа» Москва – Хургада. Турист постоянно ходил курить в туалет, пытался прорваться в кабину пилота, чтобы посадить самолет на воду, обещал убить всех, кто станет на его пути, а со стюардом практически претворил угрозу в жизнь (бортпроводник был избит). По информации СМИ, г-н Кабалов не был привлечен к ответственности в Египте, но на Родине его ждет разбирательство.

Это только последние случаи неадекватного поведения пассажиров на борту самолетов, но на деле их намного больше. На одном из рейсов (Ирландия – Нью-Йорк) стюарды не смогли успокоить дебошира убедительными словами, поэтому просто связали его скотчем. Этот случай был широко освящен в СМИ и социальных сетях и получил множество неоднозначных отзывов относительно действий бортпроводников.

К сожалению или к счастью, стюарды не всегда применяют подобные меры против дебоширов. Тем не менее, необходимость борьбы с пьяными на борту становится всё более очевидной. Одно время власти предлагали вести «черные списки» пассажиров, но эта норма так и не появилась в российском законодательстве.

«Сухой закон» в перспективе

В понедельник широкое освещение получило уже звучавшее ранее предложение о запрете на пронос купленного в Duty Free алкоголя на борт самолета. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов заявил, что законопроект, содержащий эту норму, может быть внесен в Госдуму уже весной этого  года. Поправки нужно будет согласовать с  Минфином, и Минэкономразвития, и Минтрансом, другими ведомствами. По словам г-на Ефимова, потребуется внесение изменений в Воздушный кодекс, Гражданский кодекс, возможно, Уголовный кодекс. «Можно рассмотреть возможность огромной экономической ответственности. Будем консультироваться со специалистами», - отметил Виталий Ефимов.

Государству пока еще не ясен механизм контроля над проносом алкоголя из Duty Free на борт самолета. Например, у иностранных перевозчиков остается право выбора – принимать подобное правило или нет. Руководитель Аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что попытки отобрать алкоголь у пассажиров будут провоцировать еще большие конфликты.

«Я вижу только один вариант реализации этой нормы. В некоторых странах ЕС это правило уже применяется, но оно не закреплено нормативно. Так, ряд авиакомпаний устанавливают партнерские отношения с магазинами Duty Free. Купленный товар маркируется по имени пассажира и передается сотрудниками Duty Free непосредственно на борт. Пассажир получает товары по прилету. Таким образом, пассажиры могут приобретать товары в интернете еще при прохождении онлайн регистрации и получать их уже по прилету. Это особенно удобно при покупке крупногабаритных товаров», - рассказывает Олег Пантелеев.

Если же будет придуман иной механизм, а у авиакомпании не будет сотрудников, готовых оказать сопротивление (а в том, что пассажиры будут сопротивляться, эксперт не сомневается), то эта норма просто не сработает. Попытки исследовать ручную кладь, где также могут быть спрятаны бутылки из Duty Free, могут также вызвать обратную агрессию со стороны враждебно настроенных пассажиров и создать лишние проблемы при посадке на рейс.

Стоит отметить, что многие авиакомпании предоставляют пассажирам алкоголь во время обеда и ужина. В бортовом Duty Free алкоголь также представлен в ассортименте. «В данном случае бортпроводники могут просто отказать пассажиру в алкоголе. Закон на их стороне», - считает Олег Пантелеев. Тем не менее, он согласен, что наше законодательство не может запретить проносить алкоголь на борт, например, зарубежных авиакомпаний. «Поэтому, если какая-либо авиакомпания не введет запрет, то она может получить конкурентное преимущество», - отмечает эксперт.

Действующее законодательство

Несмотря на кажущуюся безнаказанность хулиганов на борту самолета, действующее российское законодательство и внутренние правила авиакомпаний предусматривают ряд мер по борьбе с подобными случаями. Во-первых, капитан судна вправе отказать в посадке на рейс пассажиру, у которого наблюдаются видимые признаки неадекватного поведения. Например, если он успел выпить все купленное в Duty Free еще до посадки. Помимо этого, открывать пакеты из Duty Free на борту самолета вообще запрещено. Правда, это правило очень часто нарушается.

Руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова напоминает, что разные меры ответственности предусмотрены российским уголовным законодательством и кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Например, согласно КоАП, за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, приравнивается к мелкому хулиганству (ст.20.1). Эти действия влекут наложение на хулигана административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Действия дебошира также могут быть расценены как оскорбление, а это уже статья уголовного кодекса. Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме и наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев. Судья также может назначить обязательные работы на срок до 120 часов, либо исправительные работы на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до одного года. А вот если действия дебошира будут признаны хулиганскими, то при разбирательстве будет применена другая статья УК (213), согласно которой наказание будет еще более существенным:  обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет.

За распитие слабоалкогольных напитков в общественных местах придется заплатить штраф от 100 до 300 рублей, а распитие крепкого алкоголя обойдется авиапассажирам в сумму от 500 до 700 рублей. За нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте гражданам придется заплатить штраф от 100 до 500 рублей, а для «сложных случаев» предусмотрен даже арест сроком до пятнадцати суток.

Российское законодательство также установило штрафы за курение во время полета.  За нарушение пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте на граждан налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей. Статья 11.17 этого же Кодекса непосредственно за курение в самолете предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей.

Несмотря на то, что есть внятно прописанная ответственность, не было случаев регулярного применения штрафных санкций, административной или уголовной ответственности. Эксперты убеждены, достаточно несколько раз представителям авиакомпании жестко и по правилам отреагировать на пьяного пассажира, и введение «сухого закона» в воздухе не понадобится.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР