26 апреля, пятница
 
 

Туристический рынок в 2019 году: тенденции, риски, возможности

Аналитическая служба АТОР изучила основные показатели динамики туристического рынка в 20162018 годах и составила предварительный прогноз на 2019 год для внутреннего, въездного и выездного туризма в России. Рынок организованного туризма вступит в фазу активного переформатирования.  

РЫНОК ОРГАНИЗОВАННОГО ТУРИЗМА ОЖИДАЕТ ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ

По данным на декабрь 2018 года, в Едином федеральном реестре туроператоров находится 4 377 компаний, из них более 530 – туроператоры выездного туризма, более 2,5 тыс. – внутреннего. В связи с сокращением платежеспособного спроса, который, очевидно, продолжится и в 2019 году, рынок ждет дальнейшая концентрация, выраженная в естественном уходе с рынка игроков, не имеющих существенных резервов на случай «плохих времен» или просчетов в планировании.

Роль крупных игроков на туроператорском рынке возрастет, они выигрывают в степени диверсифицированности бизнеса, широте продуктового портфеля, технологиях и резервах.

В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние компании, работающие на массовых туроператорских направлениях (Турция, Тунис, Греция, ОАЭ,Таиланд и пр.). При этом роль крупных игроков на туроператорском рынке возрастет: этому будет способствовать диверсифицированность их бизнеса, широкий продуктовый портфель, технологические решения и наличие собственных финансовых резервов. 

Тенденция диджитализации туроператорского бизнеса в 2019 году начнет обретать внятные формы. Так, все более важную роль в устойчивости туроператорских компаний будут играть технологические решения. К наиболее перспективным относятся системы динамического пакетирования в реальном времени, новые сервисы бронирования для сферы b2b, а также онлайн-сервисы для прямых продаж турпакетов и отдельных услуг туристам в интернете, в том числе с возможностью самостоятельного конструирования тура.  

Туроператорский бизнес начнет выходить за рамки классического формата (формирования турпакетов) и осваивать новые ниши, для которых также потребуются современные цифровые инструменты: системы управления собственными отелями, средства автоматизация работы принимающих компаний, решения на основе Big Data по управлению ценообразованием и прогнозированию спроса и пр.

По осторожным оценкам, сокращение количества юридических лиц, работающих в сфере туризма, составит минимум 20%.

Ускорятся процессы слияния и поглощения компаний в турагентской среде. По осторожным оценкам, сокращение количества юридических лиц, работающих в сфере туризма, составит минимум 20%. В подавляющем большинстве случаев эти процессы будут незаметны для потребителей, так как основная причина происходящих процессов – серьезное ужесточение конкуренции, соответственно, дальнейшее укрупнение бизнеса. В то же время признаков системного кризиса организованного туризма на рынке в 2019 году не предвидится.

«Никаких трагедий на рынке, на наш взгляд, ждать не стоит. Процессы концентрации рынка, которые идут начиная с 2014 года, будут и далее носить характер спокойного «естественного отбора» в высококонкурентной среде, в итоге которого на рынке останутся наиболее устойчивые и сильные компании. В конечном итоге выиграет потребитель турпродукта, так как на высококонцентрированном рынке конкуренция продолжается в основном инструментами повышения качества и созданием новых технологичных продуктов. По нашим оценкам, от трансформации рынка выиграют крупные и устойчивые участники рынка, входящие в АТОР. Для потребителя членство в АТОР должно стать одним из критериев выбора надежного туроператора», – резюмирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе.  

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ: РАЗНОНАПРАВЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Уходящий 2018 год завершился для массовых направлений юга России приростом турпотока на 8%, при этом туроператорский сегмент рос выше рынка, продемонстрировав в целом 10%-ный рост. В 2019 году этот тренд может продолжиться.

Аналитики полагают, что за счет относительного снижения динамики роста выездного туризма и усиления роли крупных туроператоров на внутреннем рынке рост турпотока по южным массовым направлениям в 2019 году может составить 7–10% по сравнению с 2018 годом.

Косвенным признаком будущего роста может служить достаточно успешный ход уже начавшегося раннего бронирования курортов юга России. 

Косвенным признаком будущего роста может служить достаточно успешный ход уже начавшегося раннего бронирования курортов юга России. Цены на отдых вырастут в основном в пределах инфляции, скидки по раннему бронированию на лето 2019 года выше, чем в предыдущие сезоны, и могут достигать 15%.

Что касается внутреннего экскурсионного турпотока, то он продолжит стагнировать. На экскурсионный туризм продолжит действовать фактор приоритетных трат населения на отпуск «летом на море». Тем не менее в 2019 году при благоприятной экономической конъюнктуре возможен небольшой рост к концу года. По мнению аналитиков АТОР, спрос на экскурсионные туры подвержен влиянию трех- и пятилетних циклов роста и падения. 2019 год должен стать третьим годом цикла снижения спроса, однако на продолжительность циклов сейчас влияет целый комплекс факторов, прежде всего экономического характера.

Сегмент речных круизов по России, скорее всего, покажет в следующем году результаты этого года или небольшой рост – основная проблема в ценах на топливо. Уже сейчас цены на круизы по России поднялись в среднем на 20% на следующую навигацию. Учитывая высокую лояльность и возвратность круизных туристов, постоянная аудитория речных круизов не уменьшится, однако приток новых клиентов в этот сегмент туриндустрии может быть ограничен.

ИНОСТРАННЫЙ ТУРПОТОК ПРОДОЛЖИТ РОСТ

В 2018 году рост числа граждан иностранных государств, приехавших в Россию с целью туризма, составил 20% в годовом выражении. Во многом такой рост был обусловлен проведением в России чемпионата мира по футболу.

Очевидно, что часть приехавших иностранцев не станет возвратными туристами. Особенно это касается таких направлений, как страны Азии и Латинской Америки, с которыми нет прямого авиасообщения и которые воспринимают Россию как дорогую экзотику.

Тем не менее укрепление имиджа России как безопасного и интересного туристического направления в мире и эффект «сарафанного радио» могут дать свои результаты, прежде всего для европейских рынков. Аналитики полагают, что рост въездного иностранного турпотока при отсутствии геополитических потрясений прогнозируется на уровне 10–15%. Основные факторы – слабый рубль и инициативы Минэкономразвития и МИД по облегчению визового режима.

Рост въездного иностранного турпотока в Россию, при отсутствии геополитических потрясений, в 2019 году прогнозируется на уровне 10–15%.

Опыт введения  электронных виз на Дальнем Востоке оценивается как довольно эффективный. С 1 января 2019 года по электронным визам можно будет въезжать также в Калининград. Возможно масштабирование этого опыта на Москву и Санкт-Петербург.

По прогнозам, в 2019 году продолжит рост организованный въездной турпоток из Китая, Южной Кореи, Франции, ряда европейских и арабских стран, в меньшей степени – стран Латинской Америки. В круизном сегменте прогнозируется рост числа иностранцев из Европы и США.

РЫНОК ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА ПОЛЯРИЗУЕТСЯ

Рынок выездного туризма закончил 2018 год со скромным (в сравнении с темпами роста 2017 года) приростом числа туристов. По итогам трех кварталов 2018 года объемы выездного турпотока выросли всего на 7,34% (в 2017 г. – +35,9%).

Похожие цифры прироста – в районе 7-8% – ожидаются и по итогам всего 2018 г.  В итоге, по прогнозам, в 2018 г. будет зафиксировано около 31 млн поездок россиян в дальнее зарубежье, а общий выездной поток вырастет до 44,7 млн человек. 

В 2019 году в связи с ростом цен на главном массовом рынке выезда – Турции, а также в связи с продолжающимися колебаниями курса рубля сохранится стремление туристов экономить на поездках за границу.

В связи с ростом цен на главном массовом рынке выезда – Турции, а также в связи с продолжающимися колебаниями курса рубля сохранится стремление туристов экономить на поездках за границу.

Уже сейчас, когда цены на раннее бронирование Турции выше на 10–30%, чем в прошлом году, туроператоры наблюдают изменение потребительского поведения туристов: они сокращают сроки отдыха, бронируют низкие даты (апрель, май, начало июня, конец октября-ноябрь), выбирают более дешевые отели.

Согласно предварительному анализу, Турция по-прежнему будет лидером в выездном сегменте, однако за счет более прагматичной ценовой политики в 2019 году могут вырасти Греция и Кипр (цены на который по раннему бронированию даже немного ниже, чем в прошлом году).

Тренды 2018 года – в поляризации ассортимента. Такие тенденции, как проседание спроса в среднем ценовом сегменте, расширение предложений в бюджетном и сохранение объемов в премиальном сегменте, продолжат свое развитие и станут более яркими в 2019 году.

С бюджетном сегменте спрос будет сконцентрирован на Турции, Тунисе, частично – ОАЭ. Для регионов Дальнего Востока и Сибири стоит ожидать роста бюджетных предложений по Китаю, Вьетнаму и Таиланду.

С возможным появлением Египта весной картина спроса может сильно поменяться: это направление оттянет значительную часть турпотока прежде всего от турецкого направления и Туниса.

С возможным появлением Египта весной картина спроса может сильно поменяться: это направление оттянет значительную часть турпотока прежде всего от турецкого направления и Туниса.

Средний сегмент более подвержен рискам, спрос здесь будет сконцентрирован традиционно на европейских направлениях. Общий объем спроса в сегменте люксового отдыха, скорее всего, останется на уровне 2018 года. Однако произойдет перераспределение такого спроса.

Так, рост ожидается прежде всего на таких направлениях, как Мальдивы, Мексика, страны Карибского бассейна, останется высок спрос на deluxe-отели Турции и Греции, пляжную и горнолыжную Францию, морские круизы высокого уровня.

Грядет и дальнейшая поляризация спроса по географическому принципу. События 2017–2018 гг. показали, что основной платежеспособный спрос в организованном туризме сосредоточен в городах-миллионниках.

Начиная с 2019 года аналитики АТОР ожидают большего контраста в структуре туристического спроса по выездным направлениям в мегаполисах и в остальных населенных пунктах России. Кроме того, предпочтения по направлениям традиционно будут отличаться друг от друга в регионах западнее и восточнее Урала.  

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР