28 марта, четверг
 
 

Мировой авиаиндустрии не хватает пилотов

В ближайшее время по всему миру будет не хватать квалифицированных пилотов.  Согласно исследованиям Международной Ассоциации гражданской авиации, в период с 2010 по 2030 год авиакомпаниям понадобится в среднем 60 тыс. летчиков, тогда как, по предварительным подсчетам, нанять на работу получится только 47 тыс. Проблема  нехватки пилотов существует и на российском рынке – большинство летчиков попросту не имеют достаточной квалификации для управления современными воздушными судами.

Сегодня в России вакансии пилотов или бортинженеров постоянно открыты даже в таких крупных компаниях, как «Аэрофлот» или «Трансаэро». Беда в том, что соискателями этих должностей в основном являются либо недостаточно опытные пилоты, только окончившие летное училище, либо  летчики с большим стажем работы на отечественных устаревших судах. Ситуация осложняется еще и тем, что студенты российских летных училищ не получают достаточных навыков для того, чтобы летать на современных лайнерах.

 «Многим пилотам нужно буквально переучиваться, чтобы работать по международным стандартам, - говорит глава транспортного комитета АТОР Дмитрий Горин, - Причем это касается не только умения летчиков работать на новых лайнерах, но и наличия у них квалификации для полетов в сложных метеоусловиях».

Показательна ситуация, сложившаяся в столичных аэропортах месяц во время смога: ежедневно до 20 рейсов не могли приземлиться в аэропортах московского авиаузла, исключительно из-за низкой квалификации пилотов, оказавшихся не в состоянии посадить судно в трудных метеоусловиях.

«Система обучения пилотов нуждается в реформировании, поскольку  все крупные компании вынуждены дополнительно обучать своих пилотов, на что уходят огромные средства на стажировки на самых современных бортах и тренажерах за границей, - говорит  директор по связям с общественностью компании «Трансаэро» Сергей Быхал. - Российским авиавластям придется как-то решать эту проблему».

Решением  вопроса нехватки квалифицированных пилотов могло бы стать привлечение иностранных сотрудников, однако пока это запрещено законом. Напомним, что год назад  крупные российские авиакомпании попросили Министерство транспорта и Госдуму разрешить им нанимать на работу иностранных пилотов, которые имеют более чем десятилетний опыт работы на современных судах, но ответа от чиновников так и не последовало.

Впрочем, проблемы с нехваткой кадров испытывают и зарубежные авиакомпании. По данным исследования Международной Ассоциации гражданской авиации, уже в скором времени многие крупные международные авиакомпании начнут настоящую войну за пилотов, предлагая им лучшие условия работы. Так, уже сейчас многие крупные компании предлагают своим капитанам не только не облагаемые налогами зарплаты, но и дома и квартиры в качестве дополнительного бонуса. По данным издания Bloomberg News, перевозчик Philippine Airlines Inc. был вынужден сократить часть своих программ после того, как 27 капитанов ушли из компании ради работы за границей на лучших условиях. Кроме того, как отмечают аналитики центра Asia Pacific Aviation, после кризиса наметилась тенденция роста мирового пассажирооборота, и в связи с этим многим авиакомпаниям придется увеличивать свой флот. В этот момент отсутствие квалифицированных кадров будет ощущаться  особенно сильно, поскольку на подготовку новых профессиональных сотрудников уйдет много времени и средств.

В течение ближайших 12 лет только в США на работу будет нанято около 40 тыс. пилотов. Главными конкурентами американских компаний за пилотов станут рынки азиатских стран, куда пассажиропоток за последние месяцы вырос более чем на 50%.  Китайский авиарынок считается самым быстроразвивающимся  в мире и уже сейчас более трети всех заказов компании Airbusприходится именно на эту страну.  Индийские авиакомпании также стремительно расширяют свой флот, и уже к 2013 году количество самолетов в стране вырастет в среднем на 10%.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР