19 апреля, пятница
 
 

«Камчатка» не полетела: что это значит для туризма на полуострове и не только.

Авиакомпания «Камчатка», не успев развернуть деятельность на полуострове, объявила о закрытии из-за прекращения поставок самолетов Cessna Grand Caravan. Изучили, какие авиамаршруты доступны туристам на Камчатке в этом году, могут ли в России импортозаместить такие самолеты и где еще их можно использовать.

Авиакомпания «Камчатка», не успев обжиться на рынке авиаперевозок, прекратила деятельность из-за отсутствия самолетов вследствие западных санкций. Такой малозначительный, казалось бы, информационный повод, на самом деле, позволяет посмотреть под другим углом на некоторые вопросы развития туризма в регионах РФ.

ДЛЯ КОГО РАБОТАЮТ ТУРИСТИЧЕСКИЕ СЕРВИСЫ НА КАМЧАТКЕ

Начиная разговор о туризме в этом регионе, важно учесть одну особенность – несмотря на то, что СМИ и представители отрасли тут и там говорят о «росте турпотока на Камчатку» по факту это некоторого рода иллюзия.

Реально растет именно интерес к региону, но фактический спрос, конвертируемый в поездки, сохраняется на уровне, в лучшем случае,  +/- 250 тысяч туристов в год, поскольку возможности региона по приему путешественников лимитированы и наземной инфраструктурой, и отчасти – возможностями аэропорта «Елизово».

Согласно сообщению на сайте аэропорта, в весенне-летнем сезоне 2020 сохранится традиционная полетная программа межрегиональных рейсов и авиасообщения внутри Камчатского края.

Авиакомпания «Аврора» продолжит выполнение рейсов по историческим направлениям и увеличит совместную программу полетов с авиакомпаниями-партнерами в Северо-Курильск и Магадан.

«Аэрофлот» планирует увеличить количество рейсов в московский аэропорт Шереметьево до 19 рейсов в неделю. Авиакомпания «S7» продолжит обслуживать новосибирское направление и запланировала рейсы в Иркутск и Владивосток.

«Камчатское авиационное предприятие» сохранит авиасообщение внутри региона. Также с 1 июня авиакомпания «Ред Вингс» на воздушных судах SSJ-100 планирует выполнение ежедневных рейсов во Владивосток и Хабаровск.

В этом году анонсирован и запуск туристических чартеров на Камчатку. Это, возможно, могло бы изменить статистику прибытий, если бы не ограниченное количество средств размещения.

Таким образом, важно учитывать, что с точки зрения планирования сопутствующих туристических сервисов в регионе ориентироваться стоит скорее не на интенсивное, а на экстенсивное развитие.

Нет задачи «предложить услуги резко растущему количеству туристов». Есть задача «предложить дополнительные возможности тем, кто уже собрался в регион».

ЧТО ПОТЕРЯЛИ ТУРИСТЫ С УХОДОМ «КАМЧАТКИ»

«Авиакомпания Камчатка» была зарегистрирована в октябре 2020 года, когда получила сертификат эксплуатанта Росавиации. Первый полет был выполнен в сентябре 2021 года. 

Авиаперевозчик базировался в аэропорту Елизово города Петропавловска-Камчатского и планировал использовать американские легкие одномоторные турбовинтовые девятиместные воздушные суда Cessna Grand Caravan EX. В этом году у компании был только один такой самолет, но в течение трех лет парк планировалось увеличить до 12 машин.

«Контракт на поставку трех самолетов Cessna Grand Caravan EX 208B расторгнут по инициативе американской стороны. Имеющееся в парке авиакомпании "Камчатка" воздушное судно находилось в аренде и по истечении срока аренды возвращено его текущему собственнику. К сожалению, пока в России не производятся судна аналогичного типа, поэтому ввиду отсутствия самолетов деятельность компании-эксплуатанта будет прекращена», – цитирует ТАСС представителя компании.

Согласно планам, «Камчатка» должна была летать на внутренних линиях, перевозить почту и грузы, выполнять санитарные рейсы и авиаработы. И, что важно – туристические полеты.

Вертолетная экскурсия над домашними вулканами Петропавловска-Камчатского

Для туристов, согласно сайту перевозчика, выполнялись авиапрогулки вокруг «домашней» и «южной» групп вулканов. Были заявлены ежедневные вылеты и возможность фрахта воздушного судна для туристических групп.

Местные туристические компании предлагали такие полеты в сопровождении экскурсовода по стоимости от 14 тыс. рублей за человека, при этом минимальный размер группы – всего пять человек.

И это тоже довольно принципиальный, «широко известный в узких кругах», момент. Дело в том, что еще в прошлые годы на фоне роста интереса к региону, специалисты по авиационному маркетингу говорили о том, что полеты вокруг «домашней» группы вулканов могли бы стать довольно востребованными у путешественников по целому ряду причин.

Во-первых, сами по себе воздушные экскурсии – это нечастое для России явление в силу особенностей нормативно-правовой базы. Во-вторых, авиапутешествия на Камчатке и так пользуются популярностью, но другие местные перевозчики, в основном, предлагают более дальние и значительно более дорогие полеты.

В-третьих, «Камчатка» планировала эксплуатировать воздушные суда, заведомо вызывающие доверие у потенциальных пассажиров.

КАКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ЭКСКУРСИИ ОСТАЛИСЬ НА КАМЧАТКЕ

Однако, несмотря на уход «Камчатки», нельзя сказать, чтобы туристам было не на чем полетать на полуострове. Ввиду отсутствия автомобильных дорог должного качества и больших расстояний, воздушный транспорт в регионе востребован. В том числе, отдыхающими.

Вертолет Ми-8 Витязь-Аэро

И локальные игроки рынка, в пример другим регионам, действительно учатся адаптироваться под потребности гостей: в частности, стали более широко доступны самые разные полеты «поближе и подешевле».

На данный момент на Камчатке туристические полеты выполняют три авиакомпании: это самый, пожалуй, известный в этом сегменте перевозчик «Витязь-Аэро», классическое «Камчатское авиационное предприятие», которое, справедливости ради, задействовано в основном в регулярных региональных пассажирских перевозках, но и туристов не оставляет без внимания, а также «Стрежевское авиапредприятие».

В основном туристам для полетов предлагаются модификации вертолетов Ми-8, вместимостью «плюс-минус» двадцать пассажиров. Основные маршруты воздушных прогулок для туристов на Камчатке таковы:

  • Облет вулканов Мутновский и Горелый;

  • Облет Авачинской губы и Авачинского вулкана;

  • Ключевская группа вулканов;

  • Долина гейзеров;

  • Курильское озеро

Популярные экскурсии силами «Витязь-Аэро» выполняются также ежедневно (но в зависимости от погодных условий, что очень важно помнить как туристам, так и организаторам путешествий). 

Набор групп производит партнерская компания «Витязь-Тревел». Нужно отметить, что у компании большой опыт работы с туристами, все процессы выполняются слаженно и оперативно, а вертолеты базируются на современном и довольно комфортном собственном аэродроме компании.

Техника «Стрежевского авиапредприятия» и «Камчатского авиапредприятия» базируется в «главном» камчатском аэропорту «Елизово» и также доступна для фрахта группам пассажиров и туроператорам.

У «Камчатского авиапредприятия», помимо вертолетов Ми-8, в парке есть пассажирские самолеты Ан-26, Як-40, которые преимущественно нужны для регулярных перевозок в труднодоступные точки полуострова, но также и самолет Ан-28, который также возможно «приспособить» для туристических нужд.

Ан-28 Камчатского авиационного предприятия

«Камчатское авиапредприятие» в этом году также очень активно будет участвовать в развитии туризма в регионе. Предлагаем индивидуальные и групповые туры», – рассказал «Вестнику АТОР» руководитель компании Алексей Храбров.

СКОЛЬКО СТОЯТ ВЕРТОЛЕТНЫЕ ТУРЫ НА КАМЧАТКЕ

В среднем вертолетные экскурсии на Камчатке сейчас стоят от 20 до 55 тысяч рублей на человека в зависимости от маршрута.

Парный полет на вертолетах Ми-8 на Камчатке

Кстати, в отношении цены на вертолетные туры на Камчатке, по предварительной оценке, в 2022 году можно говорить о двух тенденциях. Первая – появление более дешевого и массового продукта – относительно коротких авиапрогулок.

Вторая – подорожание «классических» привычных туристам туров в Долину гейзеров и на Курильское озеро на 10-15% в зависимости от программы.

Кроме того, некоторые сложности связаны и с тем, что, в сравнении с Cessna Grand Caravan, возможность использовать которую туристы на Камчатке утратили, Ми-8 – слишком большой и вместительный.

То есть для формирования экскурсионной группы нужно значительно больше пассажиров, а при небольших группах цена за человека непропорционально увеличивается.

Есть и особенность, связанная с самой авиатехникой: у большого Ми-8 довольно маленькие иллюминаторы, а у некоторых машин и вовсе предусмотрены кресла без иллюминаторов. То есть этот вертолет, при всех его плюсах, никак нельзя назвать идеальной техникой для перевозки туристов, которым важен именно обзор.

Зато, как бы «в компенсацию», туристам, которые заказывают готовую программу авиапрогулок, предлагается не только сам полет с несколькими посадками, но также сопровождение гида и питание. И, справедливости ради стоит отметить, что даже если из Ми-8 видно не все, то попадающие в поле зрения камчатские пейзажи все равно достаточны для того, чтобы оставить неизгладимое впечатления. Других таких все равно нет.

МОЖНО ЛИ ИМПОРТОЗАМЕСТИТЬ CESSNA GRAND CARAVAN

Представители авиакомпании «Камчатка» говорят о том, что самолеты типа Cessna Grand Caravan на данный момент не производятся в России. Само по себе это хоть и верно, но не совсем. Легкие воздушные суда вместимостью до 9 пассажиров – это как раз тот единственный вид авиационной техники, который в России действительно могли бы импортозаместить.

По словам знакомых с вопросом специалистов, в стране на данный момент есть все для того, чтобы производить подобные самолеты технику. В том числе, двигатели.

«Отечественные компании имеют все наработки и опыт для того, чтобы производить воздушные суда вместимостью 9 и менее кресел. В том числе, и гидросамолеты. И есть опыт производства таких машин. Единственная помеха – это избыточные сертификационные требования, которые в нынешнем виде трудноисполнимы для легких воздушных судов», – говорят представители Ассоциации малых авиационных предприятий.

Эксперты подчеркивают, если режим сертификации изменят, то на развертывание в России производства подобных Cessna Grand Caravan самолетов понадобится всего около трех месяцев.

Поэтому проблему с «иностранными самолетами» для Камчатки как раз нельзя назвать критической: в регионе есть туристы, есть спрос на авиаэкскурсии, отработанные маршруты, проверенные методики работы.

У тех же «Витязь-Аэро» отработаны даже механизмы «защиты» от непогоды: система продаж выстроена так, чтобы турист заведомо бронировал не только основную, но и альтернативные даты полета на случай плохих метеоусловий.

Осталось получить разрешение производить самолеты в России – и авиакомпании «Камчатка» не пришлось бы сворачивать свою деятельность.

КАК И ГДЕ ЕЩЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАЛЕНЬКИЕ САМОЛЕТЫ ДЛЯ ТУРИЗМА

Положительный опыт Камчатки, активно предлагающей туристам воздушные экскурсии и развивающей этот вид услуг, мог бы быть экстраполирован на другие российские регионы. 

С учетом географических особенностей страны и удаленности многих туристических достопримечательностей, такая техника могла бы способствовать развитию у путешественников интереса, в том числе, к труднодоступным территориям России.

Например, кроме Камчатки, сейчас авиационные экскурсии пользуются популярностью в Республике Коми, в Сочи, на Кольском полуострове.

Как правило, сейчас для них используется вертолетная техника – как менее прихотливая в вопросе выбора места для посадки. Однако и самолеты небольшой вместимости тоже могут быть успешно задействованы для выполнения обзорных экскурсий, которые не требуют посадки (таких, как облет «домашних» вулканов на Камчатке).

Специалисты прогнозируют, что такие экскрурсии могут быть интересны даже не только в отдаленных регионах но и, например, в пределах Золотого Кольца: тот путь, на который автотуристам требуется несколько дней, с использованием авиационной техники можно было бы сократить до нескольких часов.

И если в случае с Камчаткой авиаэкскурсии – это способ разнообразить досуг уже интересующихся регионом туристов, то для некоторых других точек (то же Золотое Кольцо или Мурманская область) наличие подобных услуг на туристическом рынке могло бы стать дополнительным стимулом посетить регион для «новых» туристов, ранее их не рассматривавших.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР