23 апреля, вторник
 
 

Европа рассматривает вопрос об ограничении свободного передвижения

Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель сообщил, что правительству придется пересмотреть законодательство для зоны свободного передвижения без дополнительных проверок. Он заявил, что Европа должна вновь ввести как инспекционный контроль личности въезжающих в страны ЕС, так и досмотр багажа на международных маршрутах. Для пересмотра закона было проведено собрание министров транспорта Европы, а также министров внутренних дел.

Подобный шаг через 30 лет после снятия пограничного контроля на территории континентальной Европы означает, что подвергается сомнению «главный столп» проекта ЕС, а именно – что граждане могут перемещаться между странами-членами союза без какой-либо необходимости в предъявлении паспорта или других документов, удостоверяющих личность. Напомним, что еще недавно, в июне, прошли празднования тридцатой годовщины создания зоны свободного передвижения. И тогда Еврокомиссия еще раз объявила Шенген одним из «величайших и необратимых достижений».

Примечательно, что о возможном пересмотре законодательства объявил именно бельгийский премьер-министр, ведь он всегда являлся страстным защитником принципа свободного передвижения в рамках европейских границ. И не раз предупреждал премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, что будет противостоять любым попыткам «демонтировать» законодательство ЕС под программы реформ Британии. Поводом к этому явились выступления Дэвида Кэмерона, призывающего европейские государства больше заботиться о благополучии мигрантов.

Незаконная миграция с каждым днем становится все большей проблемой для Европы. Шенгенские соглашения уже давно находятся под значительным политическим давлением из-за наплыва мигрантов, прибывающих в Италию, Грецию и другие страны ЕС и пытающихся передвинуться севернее. Мигранты сталкиваются с ОМОНом на французско-итальянской границе, а на прошлой неделе Германия предупредила, что «Шенген не сможет существовать», если только государства – члены ЕС не будут активнее решать проблемы по размещению людей, ищущих убежище.

Следует обратить внимание, что Великобритания, которая не является членом шенгенской зоны, проводит и досмотр багажа и проверку паспортов на международных линиях железной дороги.

Напомним, что поводом к поднятию столь серьезного вопроса, как пересмотр законодательства, стало недавнее предотвращение серьезной угрозы террористического акта во французском поезде, когда террориста обезвредили объединившиеся пассажиры. История наделала много шума и, похоже, станет началом серьезных перемен. Один из бывших руководителей британского контртеррористического подразделения призвал к срочному пересмотру вопроса безопасности на международных железнодорожных перевозках в Европе, назвав случившееся на французской железной дороге «предупреждением для всех нас».

Европа уже сталкивалась с террористическими атаками на железной дороге: итальянская железнодорожная сеть попала под серию смертоносных взрывов праворадикалов и мафии в 1970-х и 1980-х годах, в этом столетии прогремел взрыв железнодорожной станции в Мадриде в 2004 году, унесший жизни 191 человека.

Но недавняя попытка террористической атаки на поезд Амстердам-Брюссель-Париж затронула именно «отправление» – впервые террористы пытались ударить по международным железнодорожным перевозкам, когда поезд пересек границу.

«Шенгенское соглашение очень важно для нашей экономики и населения, но сегодня мы столкнулись с проблемой террористических угроз в Европе, именно поэтому нам, возможно, придется разработать новый закон в отношении инспекционного контроля пассажиров и досмотра багажа», – говорит сегодня бельгийский премьер-министр. По его словам, главная цель возможного введения ограничений – не подавлять свободу людей, имеющих мирные намерения, а справиться с угрозой со стороны преступников.

Но, как бы то ни было, Бельгия уже заявила, что увеличит количество проверок багажа и патрулирования на высокоскоростных поездах, Франция сообщила, что государственная железнодорожная компания SNCF запустит экстренную горячую линию для сообщения о «нештатных ситуациях». Но политики заявляют, что без серьезных изменений закона невозможно довести безопасность международного железнодорожного сообщения в Европе до уровня безопасности аэропортов.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР