Россиян хотят отправить на Соловки зимой

Ученые установили лимит на посещение Соловецкого архипелага – не более 60 тысяч человек в год. Но туроператоры видят решение не в ограничениях, а в перераспределении турпотока.

Соловецкий архипелаг, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с уникальной хрупкой природой, получил научно обоснованный «потолок» посещаемости. Как сообщила генеральный директор АНО «Дирекция Соловецкого архипелага» Светлана Зеновская, комплексные исследования, проведенные ведущими научными центрами РАН, определили предельную антропогенную нагрузку на острова.

«По итогам исследований определена нагрузка на архипелаг не более 60 тыс. человек в год», – заявила г-жа Зеновская, которую цитирует «Интерфакс».

В 2024 году Соловки посетили 52 739 человек, причем подавляющее большинство – 45 683 человека – за короткий летний сезон с середины мая по середину сентября. Именно в этот период архипелаг испытывает максимальное «туристическое давление». Инфраструктура – пять гостиниц на 400 мест и десяток кафе – справляется с потоком, но резервов для летнего роста мало.

Сердце архипелага – Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь. Основанный в XV веке, он столетиями был важным религиозным и культурным оплотом Русского Севера. Трагическая история в XX веке, когда здесь был организован один из первых лагерей системы ГУЛАГ, сделала его также мощным символом памяти и стойкости, что добавляет месту глубокий исторический масштаб.

Туристы едут на Соловецкие острова за уникальным сочетанием суровой природы, древней истории и духовности. Их привлекают необычные северные ландшафты с валунными лабиринтами, богатая фауна Белого моря и мощь рукотворных сооружений, таких как каналы, соединяющие островные озера. 

Для многих такая поездка – это возможность увидеть один из самых значимых духовных центров России. Поэтому и наибольшее количество посетителей островов – паломники. Но и туристы так же могут посетить службы в храмах действующего Соловецкого монастыря.

Туристы вредят природе архипелага в меньшей степени

Опрошенные эксперты туриндустрии выражают скепсис в отношении самого подхода к ограничениям. По их мнению, проблема не в количестве туристов, а в их организации и концентрации.

Генеральный директор архангельского туроператора «Помор-Тур» Сергей Никулин уверен, что основную нагрузку на природу создает вовсе не организованный турпоток. Им, при наличии современной инфраструктуры: продуманных пешеходных троп, санитарных зон, навигации, и четком планировании маршрутов, – как раз можно управлять, сводя ущерб к минимуму.

Проблема не в количестве туристов, а в отсутствии системы. В частности, в сезонности.

Вместо того чтобы ограничивать туризм, его нужно перераспределять. Сделать Соловки круглогодичным направлением – стратегическая задача, которая позволит и сохранить природу, и развивать экономику архипелага.

Вне летнего сезона турпоток на острова иссякает. Морское сообщение из Кеми – основная транспортная артерия – останавливается. Единственным способом добраться на острова становится авиаперелет из Архангельска.

Как самолет Ил-114 поможет сохранению природы Соловков

Именно в этом эксперты видят ключевую проблему и одновременно – главный потенциал. 

«Решение вопросов логистики на Соловки в зимний период – ключ к успеху», – подчеркивает Сергей Никулин.

Он связывает большие надежды с новой модификацией российского самолета Ил-114 (на 66 мест), который идеально подошел бы для регулярных рейсов на Соловки из городов Северо-Запада. Однако для этого, по мнению эксперта, нужна государственная поддержка авиакомпаний для приобретении такой техники.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Монастыринг» или поездки по святым местам? Какие туры есть в монастыри России

Пожить в Арктике: какие гостиницы там есть и какие строятся

Белые ночи на краю света: опыт путешествия на Соловецкие острова 

Зимой на Соловки могут поехать и иностранцы

Сегодня национальный туристический маршрут «Сокровенный Север: от Архангельска до Соловков» принято рассматривать как сезонный, предполагающий посещение архипелага с мая по сентябрь. 

Но заместитель директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям туроператора FUN&SUN, член экспертного совета по определению НТМ Министерства экономического развития РФ Светлана Гонецкая рассказала «Вестнику АТОР» и об успешном эксперименте посещения островов зимой.

Экспертная поездка зимой доказала, что интерес у туристов к такому маршруту есть. И, учитывая ограниченный спрос, возможностей для комфортного размещения и интересных экскурсий – хватит.

Зимний Соловецкий архипелаг открывает совершенно иные, недоступные летом возможности.

Кроме того, ввиду своей специфики такая программа могла бы быть интересна, в том числе, иностранным туристам – планы пригласить зарубежный гостей на Соловки этой зимой у туроператора уже есть.

Плюсы и минусы поездки на Соловки зимой

Зимние Соловки – это заснеженные монастырские стены, абсолютная тишина и отсутствие толп туристов. Сам монастырь, увиденный с покрытого льдом Белого моря, производит совершенно иное, грандиозное впечатление.

«Это совершенно другое, более сказочное восприятие, ломающее стереотипы», – делится впечатлениями г-жа Гонецкая.

Зимой на Соловках у туристов появляется шанс увидеть Северное сияние. И для иностранцев, например, это может быть и главным бонусом.

Облегчается и процесс передвижения по островам. Летом до некоторых скитов нужно добираться часами – пешком и на лодках. Зимой же можно по снегу – за 40 минут. А основные достопримечательности, включая монастырь и музеи, все равно находятся в пешей доступности от единственной работающей гостиницы.

Из «географических» минусов – короткий световой день. Погода хоть и может быть капризной, но в целом довольно благоприятная за счет специфического микроклимата.

«Там всегда теплее, чем в Архангельске», – говорит г-н Никулин.

Из «экономических» – пока что ограниченный выбор жилья и питания. Но, по словам Сергея Никулина, как раз эти вопросы быстро решаться по мере роста «зимнего» спроса – все условия для этого есть.  

Туроператоры отмечают, что развитие зимних активностей (например, поездок на снегоходах) требует привлечения местных жителей с профессиональным транспортом и подготовленными гидами-инструкторами. И очень важно, чтобы транспорт был в хорошем состоянии.

Но приводят в пример опыт соседних стран – Норвегии, Финляндии – которые доказали, что зимний туризм в северных широтах может быть успешным и приоритетным. Осталось создать для этого условия.

Екатерина Тропова

Фото: Анна Филатовская

 
 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР