29 марта, пятница
 
 

Эдуард Кузнецов: «Я бы предпочел введение систем электронного учета для каждого оператора в отдельности»

Уже в самое ближайшее время отечественный турбизнес может начать работать по новым правилам. Речь идет о переходе на принципиально иные стандарты обслуживания – внедрение электронного документооборота, в том числе предполагающее возможность оформления электронной турпутевки. Планируется, что в результате введения подобной системы выиграют все: потребители получат возможность оформлять туры в режиме онлайн, операторы рынка смогут существенно снизить себестоимость своего продукта. Кроме того переход на новую систему может завершить процесс выхода из тени российского турбизнеса.

Ключевой вопрос, однако, в том, какой механизм будет выбран для претворения в жизнь готовящихся изменений. Сегодня при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики уже сформирована рабочая группа, которой и предстоит разработать соответствующие поправки в законодательство. Пока что в кулуарах министерства обсуждаются две возможные концепции будущего законодательства: внедрение единой электронной базы для всего туррынка и создание отдельных систем каждым оператором рынка.

Своим видением будущей реформы с АТОР поделился гендиректор компании «Мегаполюс тур» Эдуард Кузнецов.

- Эдуард Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы в целом относитесь к идее перехода на электронный документооборот в туризме?

- Идею оцениваю не просто положительно, но считаю ее реализацию крайне важной в ближайшее время! При этом хотелось бы отметить, что это новшество предполагает несколько аспектов. Во-первых, это просто удобно и существенно упрощает процедуру реализации турпродукта. В случае реализации тура в «безвизовую» страну, туристу нет необходимости отходить от своего домашнего или рабочего компьютера,  при том  условии, что он и оплату произведет одним из электронных способов платежа.

Второй аспект связан со значительным уменьшением затрат на бумажный документооборот, финансовую службу. Для российского туропреаторского бизнеса, особенно в сегменте массового и субмассового туризма, это особенно важно, ибо существующая пропорция распределения прибыли между агентом (10-12%, иногда до 15%) и туроператором (4-6% без учета потерь по рискам – авиабилетам и номерам на гарантии) заставляет операторов тщательно следить за затратами и повышать производительность.

Третье – взаимодействие оператора и агента. Агентская комиссия в 10-15% - это оплата за ту работу, которую выполняет агент по подбору продукта, консультации, привлечение клиентов и так далее. Если клиент готов сделать эту работу сам, то возможно применять ту политику, которую реализуют авиакомпании. Допустим, если клиенту не нужна квалифицированная консультация по стыковочным рейсам, тарифам и т.п., то он, бронируя билет на сайте авиакомпании, легко понимает, какой продукт он получает и оплачивает электронным путем – все это уже достаточно быстро и эффективно работает.

Такую же возможность могут получить и туроператоры: если клиент регулярно бронирует, например, отель и перелет для целей деловой поездки, то зачем ему услуги агента? Такая операция выглядит достаточно просто и понятно. Подобный сервис уже давно предоставляют как отели, так и принимающие туроператоры. Другое дело, что тогда не должно возникать конкуренции между оператором и агентом. Оператор не должен давать клиенту большую скидку, чем дает агент, например постоянному клиенту (максимум 3-5%).  И для реализации продаж такого «стандартного продукта» не нужно создавать затратных «отделов по работе с клиентами». Одновременно это потребует более высокой квалификации менеджеров агентств, ибо их работа будет предполагать именно профессиональную консультацию при выборе турпродукта, когда турист действительно в этом нуждается.

- Если подобная система будет введена, означает ли это, что «бумажные» договора придется отменить вовсе?

- Электронная путевка - дополнение к существующей практике, никто не отменяет письменных форм договора. Мы надеемся, что разрабатываемый закон будет поддерживать обе практики, и каждый должен выбрать то, что удобнее ему.

Тем не менее, возможность выбора способа ведения документооборота может привести к тому, что некоторые операторы продолжат работать по старой системе, а значит, создать единую электронную базу не удастся. Этот вопрос еще будет обсуждаться. Ясно одно, ввести электронную форму документооборота нужно грамотно, мудро и корректно, так, чтобы единовременное внедрение новой практики не остановило работу операторов.

- А не кажется ли вам, что турпутевка – это вообще некий «излишний» документ, от которого бы следовало в принципе оказаться?

- Наличие турпутевки необходимо, а покупатель должен иметь возможность ознакомиться со стандартной формой договора, как в случае электронного авиабилета.  Путевка – это документ, который описывает реализуемый туристический продукт. В него входит авиаперелет, категория отеля и тип номера, прочие услуги… А где это еще указывать? В договоре с агентом вы же не можете прописать всю номенклатуру реализуемых за срок подписания договора  услуг или туров. Именно путевка и является детальным описанием конкретно реализованного продукта.

- Как, на ваш взгляд, практически должен решаться вопрос внедрения подобной системы? Нам известно, что, в частности, рассматривается вопрос создания некоего единого информационного центра.

- Мне не совсем понятно, как с учетом динамичности туристического бизнеса, может быть обеспечен единый реестр электронных путевок. Мы поддерживаем идею легализации, поддерживаем тенденцию к 100%-му обелению финансов в туризме,  мы это сделали  достаточно давно. Поэтому нам интересно, чтобы и в этом вопросе все находились в равных условиях.

Тем не менее, чисто технически бесперебойность работы единого сервера обеспечить трудно. Так, не совсем понятно, что будет, если этот сервер на какое-то время «зависнет» или при выписке документов под чартерный вылет будет отсутствовать связь с центральным сервером. Более того, не ясно, как в таком случае сохранить конфиденциальность информации, потому что иначе каждый оператор будет демонстрировать свои объемы работы.

Я бы предпочел введение системы с учетом электронных ваучеров для каждого оператора, при этом каждая из этих систем должна быть каким-то образом принята к общему учету. Подобно тому, как ведется учет и нумерация документов во внутреннем бухгалтерском учете компании. Тем не менее, все электронные системы учета российских туроператоров, наверно, должны быть утверждены налоговым, либо каким-либо иным специальным государственным органом.

- А как вопрос электронного документооборота решается за рубежом? Там тоже действует некая общая система учета?

- За рубежом нет такой единой системы контроля, у них совершенно другие требования к бухгалтерскому учету. В России предприниматель должен всей системой учета и документооборотом доказать налоговому органу, что он прав, за рубежом проблемой доказывания нарушений должен заниматься налоговый орган.

При этом у них электронный документооборот давно принят на практике, здесь мы отстаем. Более того, электронный документооборот нашим законодательством разрешен, но налоговые службы и суды небумажные документы к рассмотрению принимают неохотно, или не принимают вообще. Поэтому, для внедрения электронного ваучера еще много предстоит согласовать и сделать.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР