18 апреля, четверг
 
 

Борьба с демпингом или «ценовой сговор»?

«Туринфо» продолжает разговор о сложной ситуации на российском рынке. Главной причиной нестабильности эксперты называют глобальный демпинг. Анализируем ситуацию вместе с I вице-президентом АТОР Владимиром Канторовичем.

- Владимир Даниилович, как Вы думаете, - именно демпинг стал основной причиной дестабилизации на рынке?

- Я думаю, что демпинг - уже следствие, а причина его - очень незначительное количество туристов в стране. Туристов мало, по нашей статистике, это 3-5 процентов населения. Да и загранпаспортов мало в стране, это объективные данные. А операторов много, и все гоняются за клиентом. Увеличению потока туристов мешает отсутствие денег. Надо повышать благосостояние населения. Если во Франции, например, выезжают 40 млн человек, и на них приходится 400 операторов, то у нас едут на отдых 6 млн человек при 4 тысячах операторов. Поездок больше, людей меньше. При этом часто клиент ездит от одного и того же оператора, а многие и вообще не пользуются услугами операторов.

- Можно ли в такой ситуации в принципе избежать демпинга, взаимного выталкивания с рынка, нечестной конкуренции, что сейчас наблюдается на рынке? Или в эту игру погружены уже все участники рынка и выхода нет?

- Можно было бы обратиться к модели саморегулируемой организации… В рамках СРО вводить различные стандарты и тогда, наверное, получилось было бы бороться с демпингом. А вот на государство у меня в этом плане надежды никакой. Все попытки АТОР побороться с демпингом на рынке наткнулись на жесткое противостояние Федеральной антимонопольной службы.

- Какие предложения были у АТОР?

- Сегодня турагентская отрасль не регулируется никем и никак. Возникло огромное количество агентств, руководители которых или непрофессиональны, или идут на рынок специально, чтобы половить рыбу в мутной воде. И мы, туриндустрия, столкнулись с тем, что многие агенты, получая большую комиссию от операторов, 10-15 процентов, 90 процентов этих денег стали отдавать клиенту в погоне за ним. Казалось бы, ничего плохого, но у компаний существуют свои расходы, и оставшихся 1-2 процентов им на жизнь уже не хватало, они начали банкротиться. В итоге на рынке создалась ситуация, когда агентства брали у туристов деньги, а потом исчезали, или не обеспечивали поездку. Турист оставался без тура, без денег и без гарантий. Мы, ряд операторов, хотели разработать некую Хартию, по которой операторы должны были бы следить за своими агентствами, не давать им отдавать клиенту больше положенного, больше, чем размер комиссии. И, если такие факты вскрывались бы, расторгать договоры. Выяснить это мы могли - агентства информировали нас о своих соседях с большим желанием и охотой. Ведь это прежде всего разрушало и агентское сообщество, потому что агентства, существующие годами, не могут конкурировать с теми, кто вдруг появляется на рынке и предлагает такие безумные скидки.

- С какого времени усугубилась ситуация?

- Это 2010 год и начало 2011-го. Когда я встречался с агентствами, например, в Тюмени, мы обсуждали различные формы защиты от демпинга, причем они сами, в первую очередь, были заинтересованы в решении этой проблемы. Уж на что я «одиозная» и непопулярная в этой среде личность, но я вам хочу сказать, что наши предложения, а от агентств на встрече было 70 человек, поддержало большинство, только четверо воздержались! Потому что это стало проблемой и для самих агентств.

Но на защиту непрофессиональных и злокозненных агентств встал ФАС. Антимонопольная служба обрушила репрессии на тех операторов, кто хотел подписать Хартию. Пошли бесконечные проверки. Нам заявили, что наши инициативы совершенно не нужны: мы якобы предлагаем ценовой сговор.

Ну что же, теперь мы понимаем, что как только мы заикнемся о необходимости предпринимать меры, что-то подписывать в целях борьбы с демпингом, на нас обрушится ФАС. То, что из-за их действий тысячи людей оказываются без поездок и без денег, их мало волнует. А там, где есть реальный монополизм, их почему-то нет. Это, видимо, отголоски такого ультралиберализма… Но к чему это приведет? Рано или поздно, думаю, обанкротится большое количество операторов, постепенно компаний станет меньше, потребители останутся без оплаченных путешествий...Тогда, может быть, рынок перестанет демпинговать.

- Кто же может выжить в таком естественном отборе?

- Если в Россию придет какой-нибудь крупный европейский оператор, с большим жировым запасом, то он вообще всех угробит! Потому что этот запас позволит ему долго демпинговать. Все прочие умрут, а он останется.

- К этому есть реальные предпосылки?

- Пока не самый благоприятный инвестиционный фон в стране нас защищает от этого. Но такое может произойти. И мы уже видели подобные доморощенные попытки завоевать с помощью демпинга существенную часть рынка. Я имею в виду «Капитал Тур». Они росли как на дрожжах. Будь у них больше денег, это длилось бы дольше, конкуренты могли бы не выдержать, они остались бы на рынке в одиночестве, подняли цены и вернули бы часть долгов, а остальные им простили бы (кто же ругается с монополистом?)… но не хватило средств. Когда все это начало происходить, мы обратились к господам Бильтюковым с просьбой перестать морочить людям голову и либо однозначно заявить, что они прекращают свою деятельность, и дать тем самым людям получить страховки, а страховым компаниям - заплатить, либо как-то подтвердить свою платежеспособность. Шло бесконечное затягивание вопроса, это вылилось в то, что масса туристов так и не получила своих денег до сих пор. И сто процентов, что туристы всех денег так и не получат. В подобной ситуации АТОР защищает интересы туристов и сообщества в целом. И если член нашей Ассоциации, которого мы выгнали в ходе этой ситуации, ведет себя некорректно, неэтично, мы не можем их поддерживать.

- С теми операторами, кто не входит в Ассоциацию, вы обсуждаете проблемы бизнеса? Реально ли договориться в каких-то значимых вопросах, скажем, в ситуации масштабных демпинговых войн, или это невозможно?

- У нас нет задачи, чтобы к нам вошли все четыре тысячи операторов. Мы объединяем компании, придерживающиеся каких-то общих взглядов, принципов. Мы прорабатываем какие-то механизмы внутри Ассоциации. Но никто не мешает к этому присоединиться. К примеру, АТОР принял стандарты страхования выезжающих туристов. Это было на одном из наших первых съездов. Государственных стандартов в России нет. В нашем варианте тоже, конечно, многого нет, но, по крайней мере, российским туристам, заболевшим за границей, хватает денег и на лечение, и на репатриацию в страну. Мы убрали те нелепые исключения из правил страхования, которые содержатся в других страховках. И если есть желающие присоединиться и пользоваться этими стандартами - пожалуйста. Мы не говорим, что это наше, не пользуйтесь.

- Итак, можно объединиться и пытаться о чем-то договариваться, но государство не участвует в этом диалоге и даже мешает ему? Как Вы считаете, получится ли вообще создать какие-то властные механизмы влияния на рынок?

- Если это существует в мире, то почему не может получиться и у нас? Но почему этого не происходит - вопрос не ко мне. Я уже стер язык за 15 лет: на всех встречах на государственном уровне, я, например, говорил, что нужно ввести обязательное страхование для выезжающих за рубеж, что без этого люди умирают, - но власти этого не делают.

Во многих странах государство регулирует в том числе и уровень цен в туриндустрии. Но там рынок более старый, с традициями, со всеми необходимыми институтами защиты туристов. Если фирма банкротится - есть достаточные финансовые гарантии со стороны государства и самой компании, чтобы люди не пострадали. У нашего государства есть выбор: раз идет такая борьба за малый бизнес и не хотят фингарантий - да Бога ради, пусть их не будет! Но государство должно сказать - я беру ответственность на себя, если что случится - заплатим из бюджета. Это тоже позиция. Потому что развивать этот малый бизнес, часто преступный, за счет потребителя, - неправильно.

- Государство пытается влиять на рынок через Закон о туризме, Госдума сейчас рассматривает поправки в Закон. Но улучшат ли они состояние рынка? В частности, идея переложить ответственность с агентств на оператора?

- Эта поправка абсолютно вредная. Для всех. Когда оператор становится ответственным за действия агентства, ему тоже не хочется рисковать. И тут для оператора два выхода - или просить от агентства депозит, чтобы с ним работать, или делать свою агентскую сеть. И то, и другое приведет к монополизации как агентского, так и операторского рынка. Потому что у агентств денег мало. Условно, тысячу долларов они смогут дать одному-двум операторам. Крупным, это выгоднее. А дальше? На остальных операторов денег агентству не хватит, значит, операторы поменьше останутся без агентств. И им придется или рисковать, или уходить с рынка. Что касается создания сетей - такое, опять же, смогут осилить только крупные операторы. И сеть вытеснит мелких операторов. То есть мы приходим к тому же - рынки будут сильно прочищены. Останется меньше компаний. А меньше компаний - это рост цен.

Мы предлагали простой механизм - фингарантии для агентств. Мы просчитывали это с Союзом страховщиков. В итоге гарантии в миллион-полмиллиона рублей агентствам бы обошлись в 200-300 долларов в год. Это было бы существенно проще, чем выкладывать депозиты по тысяче долларов. И при этом агентство смогло бы работать со всеми операторами. Мы такие поправки отправили в Думу. Но они показались ненужными. Почему прошли те поправки, которые обсуждаются депутатами сейчас, кто их придумал - неизвестно.

- К чему же в такой ситуации может прийти наш рынок?

- К чему-то неправильному. Если подытожить - рынок может укрупниться, могут уйти мелкие операторы. И однозначно сегодняшний демпинг и нынешние меры со стороны государства могут привести к монополизации и росту цен. Будет то же самое, что с бензином. Наш Антимонопольный комитет якобы пытается бороться с монополизмом, и не дает нам договориться, обвиняет в сговоре, но получается, что как раз к монополизму мы и можем прийти.
 

Автор Марина ЛЕПИНА



 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР